Конец света в тёмном царстве
Пожалуй, одна из наиболее животрепещущих тем, что волнует сегодня всех граждан Украины, - это наступившие перебои с электроснабжением, которые выражаются в т.н. «веерных отключеньях». Сообщения о них поступают со всех концов страны, и кое-где, насколько можно понять, терпение людское уже иссякает.
Если власть утверждает авантюризм как один из основных принципов своей политики, то её политика авантюристична во всём, во всех без исключенья областях государственного управления. В том числе и в сфере энергетической политики, определяющей всё движение национального хозяйства и, в конечном итоге, ход политического процесса в государстве. Принцип «ввяжемся в драку, а там как получится» здесь никак не проходит и ведёт к самым ужасным последствиям.
Только сейчас, за три недели до Нового года, наконец-то решён вопрос об оплате и получении газа. Когда летом Арсений Яценюк начинал газовую эпопею, его расчёт, очевидно, делался на то, что удастся в существенной мере заместить российское топливо отечественным углём, восстановив контроль над мятежным Донбассом. Но взять последний под контроль не удалось; более того, в отношении Донбасса, где скопились на складах немалые запасы угля - и дончане, в принципе, готовы осуществлять товарный обмен, - введена экономическая блокада.
Вдруг выяснилось, что злополучный южноафриканский уголь плохо годится для топок наших теплоэлектростанций, спроектированных под высококалорийный донецкий антрацит. А что, специалисты этого с самого начала не ведали?
Однако самым абсурдным, по-моему, является решение Кабмина «временно разрешить» (!) импорт из России электроэнергии. Ведь вроде бы, как утверждают провластные круги, Украина де-факто находится в состоянии войны с восточным соседом. Доходит до того, что сборы наших биатлонисток в Тюмени расцениваются как национальная измена. Против РФ Украина даже пытается вводить какие-то экономические санкции. Но когда нам становится совсем невмоготу, «агрессору и оккупанту» «позволяют» поставить электроэнергию. Где же тут последовательность и принципиальность? Так воюем мы с Россией или всё-таки сотрудничаем?
А тут, между прочим, в субботу в интервью телеканалу «Россия» А. Миллер прямо заявил, что в результате реализации российско-турецкого проекта Украина в роли транзитёра газа в Европу потеряет всякое значение. «Труба», из-за которой плели интриги и вели войны несколько «поколений» украинских политиков, вскоре превратится в бесполезный ржавый музейный экспонат. Разве что можно будет устраивать в ней на потеху туристам крысиные забеги на марафонские дистанции!
Ещё помнится, в своё время высказывалось такое мнение, что Донбасс - это депрессивно-дотационный регион и что, дескать, убыточные угольные шахты висят тяжким грузом на госбюджете. Теперь «гиря» отпала, и что - легче стало Украине?
Возможно, жители Донецкого края, в самом деле, - безнадёжно отсталые «ватники», но только вот получается, что без их «примитивного» труда европейски продвинутая киевская творческая интеллигенция и разнообразный офисный люд обречены на то, чтобы сидеть в холоде и потёмках, будучи лишёнными всех благ современной цивилизации. Происходящее лишний раз доказывает, что основой общества является именно рабочий класс, шире - люди производительного труда, которые добывают уголь и нефть, плавят металл и вырабатывают электричество, собирают автомобили и компьютеры, ткут ткани и шьют одежду, а также пекут хлеб и выделывают колбасу из продукции, выращенной и собранной земледельцами.
Но, к сожалению, в последнее время этих людей, трудом которых живёт всё общество и движется прогресс, всё больше третируют как существ второго сорта, которые должны лишь обслуживать «средний», или некий «креативный» класс, и интересы которых «продвинутая» часть общества ни во что не ставит. Так ведь они и сами практически не заявляют о своих интересах и не борются за них! Молчат или же идут на чуждые им майданы вослед за люмпенизирующейся интеллигенцией, озлобляющейся угрозой скорого разорения мелкой буржуазией и лишённым ясного понимания своих нужд, но «заведённым» благозвучными лозунгами студенчеством.
То, что в квартирах нет света, нельзя из-за этого посмотреть телевизор или воспользоваться компьютером, то, что внезапно останавливаются лифты с людьми, а в холодильниках портятся продукты, - это всё, конечно, крайне неприятно. Очень неприятным будет и «блэк-аут» на улицах, где и без того можно ожидать всплеск преступности. Однако это всё, по сути, лишь мелкие неприятности; это всё - лишь полбеды. Это всё ещё как-то можно худо-бедно перетерпеть.
Беда же в том, что надвигающийся на Украину коллапс энергетики - наряду с продолжением войны и разрывом столетиями создававшихся экономических связей с соседями - приведёт к полному краху промышленность страны, ещё увеличив армию «ненужных» людей. И если, допустим, Госстат вдруг «нарисует» в декабре возобновление роста экономики, мы на это скажем сакраментальное: «Не верю!»
Приходят, скажем, сообщения о том, что в Ровно может быть остановлен из-за нехватки газа азотный комбинат - одно из градообразующих предприятий. Люди крайне возмущены и готовы к протестам.
Впрочем, возмущение и протесты по-прежнему успешно направляются совсем «не в то русло». Яркий пример: Винница, где народ втянут в разборки «майданных» фракций за власть в области. Однако очередной виток озлобления масс говорит о многом. Причём, заметьте, Винничина - это вотчина действующего президента и родина нынешнего спикера Верховной рады, куда вышеозначенными лицами был вложен огромный административный и финансовый ресурс. Поэтому беспорядки именно в этом регионе могут служить наилучшим индикатором падения доверия к власти и нарастания хаоса в умах поверивших год назад в «идеалы майдана» людей.
Да и новая Верховная Рада начала работу с привычного занятия - с драк между «единомышленниками». То ли начнётся, когда экономические и социальные проблемы в стране станут обостряться! Сейчас, например, депутатам надо взяться за вёрстку бюджета, скудость которого заставит группировки народных избранников особенно ожесточённо грызться за куски и крошки «общественного пирога». А ведь среди нардепов немало и таких, которые не обременены образованием (некоторые этим даже кичатся!) и которым высокие финансовые материи явно «не по зубам».
Ввиду всего вышесказанного риторическим звучит вопрос о том, сможет ли действующая власть остановить развал энергетического хозяйства и национальной экономики вообще. Докупить где-нибудь миллион тонн угля или миллиард кубов газа - сможет, а вот системно решить проблемы и начать подъём страны - вряд ли.
2000