Впечатления от летней школы по философии 2014
Для нас уже стало традицией проводить ежегодную десятидневную летнюю школу по философии. Целью её является углубить соответствующие знания, поделиться культурой и набраться новых сил от этого долгожданного тёплого времени года. На этот раз она состоялась в середине августа в одном из сел Черкасской области. Была составлена программа чтений, лекций и обсуждений, культурных мероприятий. На этот раз больше всего внимания мы уделили разбору диалектической логики Гегеля с дальнейшим её переосмыслением и применением в науке истории и политэкономии.
Помимо большой библиотеки мы имели доступ к замечательной природе Черкасской области: Днепр, поля и леса, местный дендропарк и домашний сад. Так что утро, как правило, начиналось с катания на велосипеде, посещения живописного водохранилища или спортплощадки.
Подкрепившись сельским молоком, фруктами, овощами, компания брала в руки книги, всякие «устройства» и читала нужные главы-страницы. Пока дежурные готовили обед, ответственный за лекцию продумывал своё выступление и форму обсуждения. Кто-то обязательно отвлекался от программы и соблазнялся зарисовкой пейзажа, игрой на забавной гитарке укулеле, ну или просто засыпал. Однако после обеда все старались покинуть свои увлечения, чтобы, собравшись вокруг стола, изучить то, что, на наш взгляд, куда лучше усваивать и закреплять коллективно, чем сидя одному за книгой каким-то зимним вечерком. А после ужина, как правило, начиналась культурная программа.
Об этом отдельное слово. По сложившейся традиции, каждый год в культурную программу входят музыкальные вечера. На этот раз традиционный аккомпанемент – гитару – сменила скрипка. Оказалось, что под скрипку можно не только хором петь старые добрые песни о любви и жизни, но и получать от этого невероятное удовольствие! Одна участница школы долго «сопротивлялась» просьбам продемонстрировать музыкальное образование, но мы её все-таки уговорили и почувствовали, что значит «уметь петь». Академическая вокальная школа в дуэте со скрипкой и классический репертуар окунули участников на несколько минут в театральную атмосферу. Дебюсси, Чайковский и Римский-Корсаков в живом исполнении не могли оставить после себя заурядное настроение.
Среди творческих игр культурных вечеров наиболее запомнилась импровизация совсем еще юной скрипачки. Сперва каждый из компании загадывал слово, обозначающее какой-то феномен, понятие, эмоцию. Затем ведущая произвольно выбирала одно слово из общего списка и без репетиции пыталась выразить понятие музыкальной игрой на скрипке, а остальные угадывали, что имелось в виду. Получалось очень интересно, особенно, когда еще во время проигрывания ты понимаешь, «о чём речь» и пытаешься себе вообразить картину, саундтреком которой была бы данная «вещь».
Несколько вечеров было посвящено теме любви в философии, литературе, кино. Обсуждалась книга В. Шелике «Что такое любовь?» - интересная попытка философского осмысления феномена любви, фильмы «Афинские вечера» П. Гладилина (1999 г.), «Короткие встречи» К. Муратовой (1967 г.), в которых поднимаются проблемы самостоятельности, решительности в отношениях с любимым человеком, предлагается мысль, что от «добровольного пожертвования любви в любовном треугольнике» выигрывают все. Мы пытались вспомнить, откуда же возникло современное понятие о половой любви на основе дружбы, когда один человек начинает видеть в другом не средство, а цель.
Основой школы, конечно же, была летняя учеба, лекции по темам программы, чтение заданной литературы и обсуждение после прочтения. Первый день программы посвятился коллективному чтению ленинского конспекта «Науки логики» Гегеля и попытке понять, как же этот философ вывел своё учение об абсолютной идее, разворачивающей себя в «ткани» мыслящей материи, чтобы стать мышлением «для себя»…
До Гегеля логика воспринималась в основном как «наука о знаковом выражении мысли» – а это лишь поверхностный, абстрактный взгляд на мышление. Но пока ученые понимали мышление так узко, они не могли найти настоящий предмет логики, поскольку отождествляли последнюю лишь с правилами систематизации и взаимодействия знаков. Гегель же потребовал исследовать мышление во всех его проявлениях, включая «опредмеченную» в человеческой культуре мысль. Но, по его мнению, только «мышление о мышлении» может составлять предмет логики – изучение возникновения и преображения понятий, тогда как пространственно-временной аспект субстанции (по Спинозе) должен стать компетенцией остальных конкретных наук. Таким образом, мышление по Гегелю находит своё проявление во всём, что творит человек: в искусстве, политике, праве, науке и т.д., но лишь в логике оно может быть «распредмечено» – отделено от единичности каждого проявления и познано в своей всеобщности. Сделать это стоит ради раскрытия механизма познания, для того чтобы в конечном итоге знать, как мыслить в каждой конкретной ситуации. Если формальная логика, оперируя лишь внешней, знаковой стороной дела, в принципе не способна это сделать, то, согласно Гегелю, диалектическая логика может добраться до сути каждого явления.
Пожалуй, самое главное, что из всего этого следует – истина никогда не лежит на поверхности познания, на пути к ней всегда приходится совершать работу. И «очевидные истины», бытующие в нашем обществе – всегда нуждаются в доработке и переосмыслении, чтобы претендовать на подлинную истинность. Путь к верному умозаключению всегда лежит через противоречие предмета с самим собой, что заставляет в дальнейшем рассматривать его только в движении и становлении чем-то определённым в конкретной ситуации.
Гегель, как говорил о нем Ленин, «гениально угадал диалектику вещей в диалектике понятий». Поэтому значение его диалектики как метода остается непреходящим, несмотря на то, что он разработан на базе идеализма. Но согласно его системе, идея, познав своё движение в человеческой науке логики (читай «Науке логики»), пережила кульминацию своего развития. А значит, всё, что можно выразить в культуре – она уже выразила. Таким образом, буржуазное «гражданское общество» с его моралью, правом, наукой, искусством, религией, есть лучшее, что вообще есть. Но откуда эти бунты сотен тысяч голодных рабочих и крестьян, войны за порабощение других народов? Это и есть воплощение самой Абсолютной Разумной Идеи? Нет, скорее, это немецкая классическая философия «испустила свой Дух», чтобы дать ему жизнь в остальных науках. На эту мысль, например, наталкивает Фейербах, когда утверждает, что Гегелю удалось решить противоречие лишь между индивидуальным сознанием и Всеобщим Духом, но никак не соединить воедино мышление и бытие. Взамен этого Фейербах предложил исследовать структуру человеческого мозга как естественное и сверхприродное в одном. Но получилось наоборот – идеальное отождествилось с химическими реакциями, протекающими в телах людей. Объективный идеализм перетёк в объективный материализм. Поправку сумел внести Маркс, сделав это в своих «Тезисах о Фейербахе», где он акцентирует внимание на роли субъекта, подчеркивает роль преобразования природы. Произведенное им переворачивание гегелевской логики с головы на ноги заключалось в мысли о том, что идеальное может появиться только на базе предметно-орудийной деятельности человека, как общее, выражающее предметный мир, но не содержащееся непосредственно в каждом отдельном предмете. Ленин же прямо утверждает, что читать Гегеля нужно, понимая его материалистически: на полях около предложения «Движение сознания «подобно развитию всей жизни природы и духа» покоится на „натуре чистых сущностей, составляющих содержание логики”» он пишет: «Перевернуть: логика и теория познания должна быть выведена из „развития всей жизни природы и духа”»
Второй день программы был посвящен главе «Диалектическая взаимосвязь логического и исторического» книги Э. Ильенкова «Очерки диалектической логики». В этой главе говорится о невозможности понять как историю, так и логику друг без друга. В истории мы будем иметь лишь последовательный набор разрозненных фактов, не сможем выбрать, какие из них ключевые для рассматриваемого явления, а какие несущественные – если отбросим логическую сторону дела. И наоборот, поскольку логика находит своё развитие в историческом процессе, мы не сможем проследить её верный путь вне истории. Действительность в своей истории сама «отбрасывает» те факты, которые не раскрывают сути дела, так случайности занимают историческую роль случайностей, а все необходимое, благодаря развитию, занимает роль главных опорных точек для осмысления этой самой действительности.
Далее на основе работы Ю.И. Семенова «Введение во всемирную историю. Выпуск II. История первобытного общества» мы изучали закономерность появления и развития первобытного общества.
На следующий день читалась работа Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма». В ней автор подробно приводит историю появления монополий, отмечает, что на рубеже XIX-XX веков финансовый капитал становится главенствующим над промышленным. Из этого вытекает следующее: для экономики развитых капиталистических стран типичным становится вывоз не товаров, а капитала в другие страны. Ведь, если бы капитал был потрачен на внутреннее развитие страны, исчезла бы сама почва для капитализма – нужда в наёмном труде. Между странами разворачивается борьба за передел колониального мира, а затем и самостоятельных отсталых государств. Капитализм в такой стадии называется империализмом и это неминуемо ведёт к постоянной войне, отрицает свободную конкуренцию времён первоначального накопления капитала.
На седьмой день речь зашла о границах гегелевской логики. Была выдвинута идея, что она является законченной объективной логикой природы и общества, если понимать её материалистически. Рассматривался вопрос, как же овладеть ею широким массам и превратить из теории в повсеместную практику. Какой должна быть революционная общественная организация, усвоившая диалектическую логику. Был бы сегодня прав Ленин с его большевистской программой общественного преобразования? Немало времени было посвящено анализу современного украинского кризиса с учетом уровня развития современной экономической системы и соответствующих ей общественных отношений.
На восьмой день рассматривалась история человечества с позиции её узловых моментов – революций. Еще весной участникам школы было предложено ознакомиться с книгой Б.И. Коваля «Революционный опыт ХХ века». В лекции же, которая носила название «Революционная теория и революционный опыт», было обращено внимание не столько на сам по себе революционный опыт разных стран, сколько на логическую связь опыта разных стран в разное время, начиная с Крестьянской войны в Германии, европейских буржуазных революций и Парижской коммуны, и заканчивая «левым поворотом» в Латинской Америке. Кроме того, важным было обращение внимания на те теоретические выводы, которые этот опыт порождал и продолжает порождать.
В девятый и последний день летней школы мы обсуждали, как же сегодня действуют империалистические государства, чтобы обеспечивать своё господство в условиях, когда все мировые рынки уже поделены. Пытались выяснить, в чём заключается специфика постколониального раздела рынков. Опыт второй половины ХХ века и начала нашего века говорит, что мировым империалистам по разным причинам не выгодно осуществлять прямые вторжения на территории стран-жертв империализма. Они устанавливают в этих странах подконтрольные себе правительства, либо, подкупая верхушку, либо, в случае, когда та не идет на подкуп, путём финансовых рычагов (отказ в кредитах, ввод эмбарго на импорт чужих товаров и др.), ослабляет экономику и разыгрывает «цветную революцию». Скорее всего, подобный сценарий был осуществлён и в Украине периода Евромайдана, после чего она стала уже полем битвы разных империалистических блоков.
В этом году школа проходила не у моря, а в селе. Не на юге, а в центре Украины. И мы рады, что нам удается познакомиться с природой такой разной и богатой на красивые пейзажи и местный колорит Украиной. В этом году мы не поднимались по горам, а спускались к широкому Днепру по «джунглям» Черкасской области, часто видели лисиц, зайцев, тушканчиков. Мы не играли в волейбол, но катались на велосипедах по полям, по узким дорожкам украинских сел и любовались закатами на берегу реки, над полями с кукурузой и подсолнухами. Каждый вечер, как только темнело, к нам в гости заглядывал ежик и сопел, шуршал в листьях так громко, что не заметить его было невозможно. Мы сами готовили себе завтраки, обеды и ужины и эта коллективная деятельность нас сближала. Кроме того, пока кто-то готовил – другие читали вслух, поэтому отставать от программы не приходилось. Так мы узнали о шикарных кулинарных способностях участников школы: мы ели и ароматные блинчики, и настоящий украинских борщ, и разных видов домашние вареники, и традиционный шашлык, и даже свежую рыбу на гриле! За все это спасибо сплоченному коллективу участников и особенной атмосфере летней школы.
После такой учебы кажется, что вместе люди способны на очень многое. Среди доброжелательных товарищей раскрываются всевозможные таланты, хочется радовать друг друга своим творчеством – будь то лекции по философии, истории или политэкономии, простые и сложные мысли о любви, музыка, изобразительное искусство или шедевры кулинарии. Надеемся, что в следующем году, мы продолжим традицию, и школу посетит много новых участников.