Вернуться на главную страницу

Кризис на Украине и мировой кризис

2014-06-24  Дмитрий Королёв Версия для печати

Кризис на Украине и мировой кризис

19 июня в Мадриде состоялась - скромно, безо всякой помпы - коронация нового короля Испании - 46-летнего Филиппа VI. Дату его возведения на престол, однако, выбрали более чем неудачно: как раз намедни сборная Испании по футболу потерпела в поединке с Чили сокрушительное фиаско, скоропостижно расставшись с титулом чемпиона мира. «Знак» для пиренейской монархии получился крайне нехороший - типа того, что случился на инаугурации нашего президента.

Испания переживает большие экономические трудности, безработица в стране достигла четверти населения. Говорят, что испанцы в основной своей массе любят нового монарха, получившего всестороннее образование, и очень надеются, что его деятельность поможет преодолеть кризис. С другой стороны, усилились требования упразднить «изжившую себя монархию» и посредством референдума установить в стране республиканский строй. По некоторым опросам, эту идею поддерживают до 60% жителей Испании. А тут ещё Каталония, экономически наиболее развитая часть королевства, всё настойчивее добивается независимости, и её примеру далее могут последовать Страна Басков, Канарские острова, Галисия.

Впрочем, а кому сейчас легко, а где сейчас не кризис? События на Украине отодвинули на задний план происходящее на Ближнем Востоке, конкретно - в Ираке, где суннитские экстремисты развивают наступление на Багдад. Самое интересное то, что в их руки, помимо огромной массы оружия и нефтяных промыслов, попало ещё и порядка полмиллиарда долларов наличными! В своё время американцы завозили сюда свою «зелёную бумагу» чуть ли не вагонами, расплачиваясь ею за услуги, предоставлявшиеся местными прихвостнями. Теперь американские деньги будут работать на распространение исламистских идей.

Сбросив Саддама Хусейна, американцы надолго превратили Ирак в кровавое месиво, где сунниты и шииты ожесточённо выясняют отношения и мстят друг другу за исторические обиды. Фактически государства Ирак уже не существует, и отсюда наверняка начнётся расползание насилия и обратно в ту же Сирию, откуда прибыли боевики, и в Курдистан, и, возможно, во многие другие уголки Ближнего Востока.

Непонятна перспектива вовлечения в конфликт шиитского Ирана. Сейчас много говорится о том, что на почве борьбы с «Аль-Каидой» в Ираке возможно сближение заклятых врагов - Ирана и США, причём это сближение, опять же, будет направлено против России, ибо Иран в награду получит возможность поставлять свой газ в Европу. Но и тут сразу возникает ряд вопросов: от того, что обострение всех конфликтов на Ближнем Востоке никак не способствует строительству здесь газопроводов, до того, что возможный альянс США с Тегераном вызовет резкое неприятие самых верных союзников Америки - Израиля и Саудовской Аравии.

В любом случае, Барак Обама не собирается посылать свои войска в Ирак, предпочитая, чтобы там воевали другие. Пресловутая концепция «управляемого хаоса» предстаёт перед нами во всей своей красе, хотя управляемость и ставится под всё большее сомнение. Дело, однако, в том, что проблема управляемости всего того, что происходит за пределами Северной Америки, вашингтонских правителей вряд ли особо волнует, - им на руку любой хаос, управляемый он или нет, лишь бы он не касался непосредственно территории Штатов. Речь уже не идёт об уничтожении Ирака, или Украины, или даже России - похоже, Белый Дом готов разрушить или максимально ослабить весь остальной мир, дабы сберечь «остров спокойствия» на Североамериканском континенте и этим вытянуть себя из затянувшегося кризиса.

Когда в конце 2008 года разгорался всемирный финансово-экономический кризис, многие предрекали катастрофу страшнее Великой депрессии 1929-33 годов. Но хоть нынешний кризис и выдался самым мощным за весь послевоенный период, с катаклизмом начала 30-х годов он так и не сравнился. Должно быть, колоссальная «денежная накачка» ведущих экономик мира, прежде всего - США, смягчила удар. В то же время кризис затянулся: фактически он не преодолён и по сей день, став самой длительной депрессией в мировой истории. Если рассмотреть нормальный цикл движения капиталистической экономики, в котором кризисы повторяются примерно каждые 10 лет, то вроде как уже приближается следующий кризис, а ещё не закончен предыдущий! Т.е. наблюдается невероятная деформация цикла; через бюджетную стимуляцию экономик, рост госдолгов и затянувшееся поддержание на низком уровне учётных ставок, слабо, впрочем, «подталкивающих» рост реального производства, раздуваются новые «финансовые пузыри» - и уже одно это наводит на мысль, что грядёт удар, более мощный и разрушительный, чем в 2008-09 годах!

Из всего этого и следует крайне неприятный вывод о растущей вероятности войны, которая приняла бы всемирный масштаб. Однако сама Америка морально не готова воевать: ни с Россией, ни, тем более, с Китаем, ни даже с исламистами в злосчастном Ираке, откуда американцы то ли вернулись с победой, то ли бежали - даже не разберёшь! У Вашингтона другая стратегия: разжечь войну («управляемый хаос») в ряде регионов (Украина, Ближний Восток, возможно - и Юго-Восточная Азия или, скажем, война между Индией и Пакистаном), чтобы пожинать на этом политические и экономические дивиденды. Более того, наблюдается удивительное (и ужасающее!) сходство движения капиталистической экономики сегодня и в 1930-е годы, накануне Второй мировой войны. Тогда, после Великой депрессии, тоже, по существу, «выпала» фаза роста, а уже в 1937 году начался новый кризис, развитие которого приостановила война. Именно Вторая мировая война, а вовсе не превозносимый New Deal Рузвельта, стала действительным выходом мирового капитализма из тяжелейшего кризиса - ценой невиданных жертв и разрушений. Причём рузвельтовские социально-экономические программы, составлявшиеся талантливыми экономистами, всё же принесли немалые плоды и ещё до войны заложили серьёзный промышленный потенциал (в частности, был построен грандиозный каскад ГЭС на реке Теннеси) - тогда как реформы Обамы либо дали весьма скромные результаты, либо откровенно провалились.

 Да, собственно, и во Второй мировой войне США участвовали весьма ограниченно: их «прыжки по островам» в Тихом океане и бои во Франции не идут ни в какое сравнение со сражениями под Сталинградом и на Курской дуге. В основном-то воевали не американские солдаты и моряки, а американское оружие, оборудование и всякого рода стратегические материалы, «щедро» поставлявшиеся по ленд-лизу, удваивая этим ВВП США и способствуя концентрации в хранилищах Форт-Нокса мировых запасов золота.

Нечто подобное американцы намерены устроить и сегодня, дабы на фоне хаоса и кровопролития по всему остальному миру дать основательный импульс своей угасающей промышленности (самой жизнеспособным сектором которой и является, собственно, ВПК), а самое главное для Америки, чьё благополучие основано на всевозможных финансово-спекулятивных «пирамидах» и бесконечном печатании денег, - перенаправить к себе живительные финансовые потоки. Это и позволило бы США избежать или хотя бы ослабить надвигающийся экономический коллапс, переложив его и его острые социальные последствия на остальной мир.

«Оттянуть» финансовые потоки от Китая с его дешёвой и трудолюбивой рабочей силой вряд ли получилось бы. Гораздо перспективнее такое решение в отношении партнёров в Европе. Отсюда желание США, оказывающих решающее влияние на официальный Киев, обострить конфликт между Украиной и Россией, втянуть в него европейцев, навязать им санкции против Москвы, которые неизбежно нанесут немалый ущерб экономике европейских стран, ослабят евро и т.д.

После того, как США начали развивать сланцевую энергетику и производство топливного биоэтанола, они существенно уменьшили зависимость от импорта нефти - и это следует считать главным достижением экономической политики Буша - Обамы. Поэтому Америка более не боится взлёта мировых цен на нефть и прочие энергоносители - напротив, он поспособствовал бы увеличению рентабельности её сланцевого газа и росту его экспорта. А чтоб от напряжённости на Ближнем Востоке и роста цен на энергоносители не выиграла Россия, нужно создать проблемы на путях транспортировки российского топлива через Украину и сорвать постройку «Южного потока». Тогда, глядишь, Европа и «подсядет» на сланцевый газ из США.

«Российская угроза», раздуваемая на почве украинского кризиса, позволяет продвигать в Восточной Европе контракты на поставки американского оружия. Вот, кстати, и некоторые украинские политики заговорили о «новом ленд-лизе». А А. Фог Расмуссен, покидая пост генсека НАТО, посетовал, что, дескать, европейские члены альянса мало тратят денег на оборону, и призвал их раскошелиться...

Так что украинский кризис не сводится к столкновению националистических настроений и contra их сепаратизма с обострением украино-российских отношений. Он - часть мирового кризиса, чреватого катастрофой, а простой народ, который не осознаёт своих интересов, лишь реализует дьявольские планы всемирной олигархии.

2000

экономика политика