Фантастика: вымысел и реальность
Фантастика имеет дело не с человеком, а с человеческим
родом как таковым, и даже с возможными видами разумных существ.
С. Лем
Слово «фантастика» у большинства читателей ассоциируется с такими именами как Жюль Верн, Герберт Уэллс, Джон Толкиен, братья Стругацкие, Сергей Лукьяненко и т.п. Многие считают, что фантастические рассказы, романы и пьесы - спутники технического прогресса и появились они вместе с ним. Но фантастику начали писать намного раньше. Не можем же мы не причислить к фантастам Дж. Свифта с его рассказами о Гулливере или Франсуа Рабле с «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Истоки фантастики находятся еще в синкретическом сознании наших далеких предков, для которых духи, монстры и боги были такой же реальностью, как для нас реальна молекула, ген и электрон. Предки не могли представить себе, что можно жить как-то иначе, да и можно ли было?.. И только потому, что гарпии, сирены, герои и боги «жили» по соседству, Гомер упоминает о них в своих бессмертных произведениях.
Первым человеком, применявшим фантастические приемы, произведения которого дошли до наших дней, был Аристофан. В своей комедии «Осы» он намеренно превращает афинян в ос, чтобы подчеркнуть смехотворность всего происходящего.
Но это были только предвестники. Фантастика, к которой мы привыкли, действительно вышла на литературную арену только в 19 веке под воздействием бурного развития науки и техники. Огромную роль в развитии нового литературного направления сыграл Жюль Верн - писатель, ученый, изобретатель. На создание произведений его вдохновляло стремительное развитие техники, которая может изменить жизнь человека. Писатель старался предугадать будущие пути развития мысли. Он высказал 108 идей, из которых к 1962 году было реализовано больше половины. Например, Владимир Зорыкин (первый человек, запатентовавший телевизор) ссылался на «20000 лье под водой» как на источник идеи.
Жюль Верн с большим оптимизмом смотрел в будущее, возлагая свои надежды на «чудотворную» технику. А его современник Герберт Уэллс в своих произведениях обращает внимание на другую сторону технического прогресса . Он пытается показать, до какого одичания может докатиться человечество, если не уничтожит изжившие себя общественные отношения, которые оборачивают технику - творение человека - против него.
Можно долго рассказывать историю фантастики, но чтобы разобраться в ней, классиков, первопроходцев в данном направлении, все же лучше читать самостоятельно. Здесь я хотел бы упомянуть только их имена: Рэй Брэдбери, Александр Беляев, Станислав Лем, Ро?берт Ха?йнлайн, Айзек Азимов, Артур Кларк, Иван Ефремов, Арка?дий и Бори?с Струга?цкие, Роберт Шекли, Урсулу Ле Гуин. Именно эти писатели пытались (некоторые и сейчас пытаются) приоткрыть временную завесу, разглядеть будущее и таким способом найти способ разрешения назревающих противоречий современного общества.
Чтобы понять, почему это классики, нужно почитать современных фантастов. Подавляющее большинство из них даже не пытаются заглянуть в будущее, они просто наряжают сегодняшний день в «фантастический костюмчик». Летающие машины, космические корабли и бластеры - это не будущее, будущее - это новые отношения между людьми.
Почти вся фантастика превратилась из научной и социальной в боевую и индивидуалистическую. Авторы не занимаются глобальными проблемами нашего мира, а лишь дают читателям то, чего они хотят. А читателю, зажатому в тиски повседневности, нужны «хлеб и зрелища», а еще надежда на то, что он, с помощью чуда, тоже может вырваться из рутины и стать героем или взобраться на верх социальной лестницы. Несмотря на многообразие разновидностей современной фантастической литературы и на огромное количество писателей-фантастов, новые произведения, выходящие из под их пера, не отличаются ни глубиной мыслей и чувств, ни попыткой показать человеку, куда он идет и куда должен идти - каким должен быть мир и что люди могут для этого сделать.
Я хотел бы упомянуть лишь одного современного фантаста, произведения которого не похожи на описанный выше фантастический ширпотреб. Это Терри Пратчетт с его повествованиями о Плоском мире. «Плоский мир - мир в себе и зеркало всех прочих миров», - пишет неоднократно в своих произведениях Пратчетт, и это истинная правда. Хотя все обитатели плоского мира и события, происходящие с ними, - чистой воды вымысел, однако мы легко узнаем в нем наше современное общество со всеми его проблемами и существенными чертами, которые автор преподносит во всей красе. Например, в самом большем городе Плоского мира Анк-Морпорке находится незримый университет магов, здесь царит очень жесткая конкуренция. Дело в том, что продвижение по иерархической лестнице «лежит через остроконечные туфли» того, кто стоит выше. Проще говоря, для того, чтобы пробраться наверх, нужно убивать. Среди магов есть такая пословица: «когда волшебнику надоедает искать у себя в тарелке толченое стекло, значит, ему надоела жизнь». В Анк-Морпорке ночная стража (полиция) не может арестовать никого из гильдии воров или гильдии убийц потому, что это - легальные ремесла, а главы гильдий занимают почетное место в городском совете. Такое положение вещей Вам ничего не напоминает?..
Хорошая фантастика - это не просто вымысел, предназначенный для того, чтобы забыться и развлечься, она заставляет задуматься и начать решать проблемы всего человечества. В ней иногда гораздо больше правды, чем в самых реалистичных романах.