Потребности и здоровье психики
Проблема сохранения и восстановления психического здоровья является одной из острейших для современного человечества. С одной стороны нынешний информационноёмкий способ производства требует от психики человека гибкости и высокой устойчивости, с другой - её деформация и фрустрация является важнейшим условием сохранения классового господства буржуазии. Марксистская психология решительно отвергла буржуазные концепции, которые главным виновником нарушений в психической сфере видят в абстрактном конфликте между биологическим началом человека и его социальной природой. Не общество как таковое разрушает психическое здоровье своих членов, но общество, сами принципы существования которого подавляют и извращают естественные человеческие потребности.
Что же приводит к невротизации личности? На физиологическом уровне причиной нарушения в работе ВНС является рассогласование в процессах возбуждения и торможения в коре головного мозга, что было блестяще показано школой И.П. Павлова. Такое рассогласование происходит под влиянием патогенных для данного человека воздействий. Причём, если отбросить невротические нарушения, так называемого органического происхождения (инфекции, травмы, наследственные дефекты), главным травмирующим фактором для невротизации личности является информация. Причём не объём информации, не количество бит, а её значимость для человека. Значимость для личности той или иной информации, согласно информационной теории эмоций П. В. Симонова, определяется, каким образом эта информация влияет на возможность удовлетворение актуальной потребности. Если поступившая информация повышает шанс удовлетворить потребность, то информационное воздействие на ВНС является благоприятным, что в психическом плане сопровождается переживанием положительной эмоции, а физиологически - соответствующими вегетативными реакциями (главной из которых можно считать мышечное расслабление). Если же поступившая информация снижает шанс удовлетворить потребность, то человек ощущает ту или иную отрицательную эмоцию с совокупностью вегетативных реакций (мышечное напряжение, повышение давления, экстренная мобилизация эндокринной системы). Таким образом, в случае, если потребность не удовлетворяется достаточно длительное время, то механизм отрицательных эмоциональных реакций «пробивает» психическую защиту ВНС, следствием чего является развитие различных психических расстройств. Среди них наиболее распространены сегодня так называемые «пограничные расстройства» - состояния без клинически выраженной симптоматики психической болезни, но с целым «букетом» тягостных психических и физиологических симптомов, значительно снижающих качество жизни и склонных к хронификации. Итак, неудовлетворение потребностей лежит в основе невротизации личности. Вроде бы напрашивается вывод, что для сохранения психического здоровья необходимо культивировать такие потребности, способы удовлетворения которых, лежат на поверхности, легкодоступны человеку. Но на практике такое потакание «минутным слабостям» приводит к самым печальным последствиям для личности. Нельзя рассматривать возникшую потребность отдельно от личности в целом. Психическое здоровье во многом зависит от того насколько процесс удовлетворения той или иной потребности вписывается в целостную систему потребностей личности, насколько он соответствует социальным и биологическим нормам. На основе многолетнего экспериментального и эмпирического опыта лабораторией П. В. Симонова были выделены три основные группы потребностей, каждая из которых не может быть непосредственно выведена из другой группы: это биологические (витальные) потребности, социальные потребности и идеальные (познавательные). Внутри же каждой группы потребности распадаются на потребности «для себя» и потребности «для других», а так же на потребность сохранения - потребность развития. К основным группам потребностей примыкают ещё две специфические потребности, которые необходимо участвуют в самом процессе удовлетворения потребностей: это потребность в вооружённости (средствами удовлетворения потребностей) и потребность в преодолении препятствий (воля). Для полноценного существования человеку необходимо в должной мере удовлетворять потребности всех групп и подгрупп, причём делать это такими способами, «которые в наибольшей степени содействуют развитию общества в целом, а следовательно, смене норм и развитию составляющих это общество личностей»[I]. Ни одна группа основных потребностей не может быть проигнорирована в плане адекватного удовлетворения без серьёзных последствий для равновесия нервной системы. Ведь в основании этих потребностей лежат «снятые» социальным развитием человека высшие безусловные рефлексы животных - инстинкты, что говорит о глубинной обусловленности каждой группы и подгруппы потребностей.
Капиталистическое общество поощряет те потребности и те способы их удовлетворения, которые, во - первых, сулят получение сверхприбылей, во - вторых, не угрожают её буржуазии классовому господству. Среди трёх групп потребностей всячески раздувается группа витальных потребностей, причём делается это исходя не из физиологически и культурно обоснованных норм их удовлетворения, а исходя из интересов монополий. Остальные две группы потребностей удовлетворяются тоже специфическим образом. В группе социальных потребностей, которые призваны регулировать отношения между людьми согласно с субъективно ощущаемым, но и исторически и классово объективно обусловленным чувством справедливости, абсолютный приоритет получают потребности «для себя» порождая эгоизм и карьеризм. Социальная потребность «для других» напротив подавляется, хотя и имеет филогенетически куда большую силу. Ведь период, когда формировались основы собственно человеческой психики, характерен подчинением, причём добровольным, личных интересов коллективным, что было продиктовано условиями выживания в первобытный период.
Потребности в познании удовлетворяются неадекватным сути потребностей образом. Массовая буржуазная культура, система СМИ только имитируют удовлетворение идеальных потребностей, ибо о познании истины (а именно стремление к познанию истины лежит в основе этой группы потребностей), понятно, речь не идёт. Данная группа не подразделяется на «для себя» и «для других», поскольку истина едина.
Потребностям сохранения (следование принятым нормам - что, в принципе, естественно необходимо для человека; но не нужно забывать, что нормы в классовом обществе часто деформированы) предоставляется абсолютный приоритет перед потребностями развития, хотя филогенетически потребность сохранения обслуживается преимущественно механизмом отрицательных эмоций (они достаточны для того чтобы побудить человека к удовлетворению этой группы потребностей). При неудовлетворении этой подгруппы потребностей человек ощущает отрицательные эмоции тревожного спектра. Потребности развития же теснейшим образом связаны с положительными эмоциями. Именно стремление к переживанию положительных эмоций нацеливает человека на выход за рамки устоявшихся норм удовлетворения той или иной потребности. Видимо поэтому, этих эмоций и не хватает тем общественным прослойкам у которых, казалось бы, всё «ok», но потребности развития подавлены или хронически не удовлетворяются, что, в свою очередь, приводит к состоянию фрустрации.
С потребностями развития тесно связана творческая деятельность. Мне кажется, что свободный творческий труд так притягателен для человечества (по критерию удовлетворения именно этой потребности - по степени общедоступности такого труда - будет определяться зрелость коммунистического общества) в силу того, что творческий труд является универсальной потребностью, удовлетворяя которую человек одновременно удовлетворяет в оптимальных пропорциях все основные группы потребностей.
Говорить о действительно здоровой психике в современных условиях, по большому счёту, не приходится. Конечно, сознательная расстановка приоритетов в удовлетворении потребностей может значительно облегчить груз отрицательных эмоций, но существует целый ряд основополагающих потребностей, полноценно удовлетворить которые может только общество. Общество, построенное на совершенно иных принципах, нежели современное.
[I] П. В. Симонов «Мотивированный мозг», стр. 53.