Вернуться на главную страницу

Свободный человек у Макаренко

2013-05-28  Кристина Москаленко Версия для печати

Свободный человек у Макаренко

 

Великий советский педагог Антон Семенович Макаренко в своей деятельности по воспитанию детей умел организовать все: и учебу, и работу, и серьезную дисциплину, и настоящую свободу. Сложно сейчас найти ребенка, который бы не только сам сказал, что он свободен, но и которого нормальный взрослый человек назвал бы таковым. А в исправительной колонии Макаренко не то, что заборов не было, там наказанием считался выход «на волю». Что же такое макаренковская свобода?

Свободой для них был необходимый труд по преобразованию природы, общества, строжайшая дисциплина, точнейшая организация, форма, марши, постоянная, непрерывная работа над собой и все то, что сегодня школьникам (да и взрослым тоже) кажется абсолютно противоположным свободе. Дети, кроме обучения, работали по четыре часа в день за станками на настоящем производстве, причем работали лучше взрослых - справлялись с дневной нормой взрослого человека за четыре часа. Детям нравилась эта работа, они приходили в восторг от станков, от того, что они производили - чудо техники - фотоаппараты, а отведенное для работы на производстве время как раз удовлетворяло их нормальную потребность в серьезном, а не детском, труде.

Макаренко таким образом воспитывал детей колонии и коммунаров, чтобы свободным в их коллективе был только идеальный человек без недостатков: «Это - распространенное мнение, что у человека должны быть и достоинства и недостатки... Как "удобно" становится жить при сознании: достоинства имею, недостатки тоже есть... Но с какой стати должны быть недостатки? А я говорю: никаких недостатков не должно быть. И если у вас 20 достоинств и 10 недостатков, мы должны к вам пристать, а почему у вас 10 недостатков? Долой 5. Когда 5 останется - долой 2, пусть 3 останется. Вообще, от человека нужно требовать, требовать, требовать! И каждый человек от себя должен требовать. Я бы никогда не пришел к этому убеждению, если бы мне не пришлось в этой области работать. Зачем у человека должны быть недостатки! Я должен совершенствовать коллектив до тех пор, пока не будет недостатков. И что вы думаете? Получается схема? Нет! Получается прекрасный человек, полный своеобразия, с яркой личной жизнью. А разве это человек, если он хороший работник, если он замечательный инженер, но любит солгать, не всегда правду сказать?» [Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. М., «Педагогика», 1977. С. 117].

Но Антону Семеновичу часто приходилось бороться за свою идею свободного человека: «У человека семья, жена, дети, а потом он встретил красивую женщину и влюбился. Бросил жену, бросил детей... Могут найтись люди, которые скажут: "Какие могут быть разговоры, что такое поведение идет против революции, когда именно революция освободила меня от семейных цепей и я хожу без цепей, в кого хочу, в того влюбляюсь". Я отвечаю: "Нет, не цепей я хочу, я хочу коммунистического поведения". Но некоторые вступают со мной в спор, доказывают, что человек по характеру коммунист, должен жить счастливо, свободно, не должен быть рабом ни своих действий, ни своей жены. А я спрашиваю: но имел ли он право быть рабом своих чувств?» [Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. М., «Педагогика», 1977. С. 115].

Также Макаренко предупреждает, что важно не то, как человек поступает у всех на виду, а как проявляет себя в совершенно обычных ситуациях, но только, когда никто не видит: «Помните случай в Москве, когда был пожар? Какой-то молодой человек проезжал в трамвае, увидел девушку на четвертом этаже, полез, вытащил девушку и скрылся. Никто не знал, как его найти. Вот это идеальный поступок». И педагог продолжает: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воровство, никакое хулиганство не доводило меня до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот самый лучший коммунар, который от других требует правильного поведения, сам прекрасный ударник, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его никто не видел - он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою эстетику и красоту потому, что никто не видел. Таково противоречие между сознанием, как нужно поступить, и привычным поведением. Между ними есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом. Именно о такой привычке к правильным поступкам говорит товарищ Ленин» [Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. М., «Педагогика», 1977. С. 116].

Макаренко говорил, что в его работе по воспитанию характеров организовать сознание было очень легко, а вот организовать действие согласно этому сознанию - намного сложнее:  «Все же человек понимает, человек сознает, как нужно поступать. Когда же приходится действовать, то он поступает иначе, в особенности в тех случаях, когда поступок совершается по секрету, без свидетелей. Это очень точная проверка сознания: поступок по секрету. Как человек ведет себя, когда его никто не видит, не слышит и никто не проверяет?

Я понял, что легко научить человека поступать правильно, в моем присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает, - это очень трудно...» [Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. М., «Педагогика», 1977. С. 116].

И все же Антону Семеновичу удавалось это. Очень многие советские читатели не верили тому, что описано в «Флагах на башне», ему часто задавали вопросы о настоящих характерах его воспитанников, об их недостатках. Наверное, такие вопросы радовали Антона Семеновича, так как это означало, что он действительно воспитывал идеальных, настоящих, свободных людей, но вместе с тем, такие вопросы должны были и огорчать его, так как это означало, что по-настоящему человеческое поведение для нормального человека не является привычным, а лишь таким, в которое сложно поверить.

Макаренковские идеи и их воплощение в жизнь доказывают, что только в борьбе за действительную свободу можно быть свободным. Макаренко на практике доказал, что Маркс был прав, добавляя к «осознанной необходимости» Спинозы действие согласно этой необходимости. Макаренко показал, что настоящей свободы без привычки быть не может, что свободен только тот, кто не задумывается о том, как поступить в определенной ситуации, как будет удобнее, приятнее, выгоднее или лучше для кого-то. Свободный человек - это тот, который в конкретной ситуации поступает идеально и даже не задумывается о том, стоит ли так поступить и наблюдает ли за его поступком кто-то, а поступает так только потому, что иначе поступить не может.

 

теория история образование