Джейн Аддамс – стёртая страница истории США
Джейн Аддамс - пионерка в сфере социальной работы, первая американская женщина, которая в 1932 году была удостоена Нобелевской премии мира как «подлинный делегат всех миролюбивых женщин мира», а также ярая суфражистка[1] и пацифистка. Вот в принципе и всё, что можно найти о ней в сети интернета, однако, если покопаться глубже мы можем обнаружить нечто более интересное, например, историю её жизни - настоящую и увлекательную.
Итак, с чего же всё началось? Джейн Аддамс родилась в Седарвилле, штат Иллинойс в сентябре 1860 года, восьмой из девяти детей. Мать её вскоре умерла, и она осталась на попечении отца, отыгравшего ключевую роль в её жизни. Джон Хью Аддамс был преуспевающим банкиром и местным политическим лидером, который служил в течение 16 лет сенатором штата от Республиканской партии. Благодаря состоятельности семьи и стремлению отца обеспечить свою любимицу всем необходимым, Джон Аддамс в 1877 году отправляет её в Рокфордскую женскую семинарию, готовившую девушек для миссионерской работы. Образование для женщин в те годы было необычайной редкостью и мисс Аддамс, осознавая шанс, который ей предоставили, впитывала в себя полученные знания, и уже в 1881 году окончила школу с отличием, а годом позже там же получила степень бакалавра (первая из женщин - до этого в данной семинарии выпускницы не получали научных степеней).
Немаловажным моментом в жизни этой женщины было состояние её здоровья, которое на протяжении всей жизни не давало ей покоя. Ежедневная болевая рутина, которую ей приходилось преодолевать, в тоже время способствовала закалению её характера. Дело в том, что Джейн Аддамс родилась на свет с врожденными дефектами спины. Именно из-за этого ей позднее пришлось отказаться от дальнейшего обучения в женском медицинском колледже Филадельфии, что привело её в состояние длительной депрессии.
Последующие 8 лет были для Аддамс чёрной полосой в жизни. Во-первых, на конец 1881 года пришлась смерть её отца, который являлся для нее образцом в течении всей жизни, во-вторых, невозможность реализовать себя, свои мысли и идеи вводили её в подавленное состояние, и, в третьих, конечно же болезнь, которая не давала возможности забыть о ней ни на минуту. Раздумывая о смысле жизни и своём предназначении, Джейн Аддамс много читала, изучала литературу и писала, а также путешествовала по Европе, пытаясь найти себя. Именно в одном из таких путешествий Аддамс вместе со своей подругой Еллен Старр наконец-то увидела перед собой конкретную цель, которая с головой увлекла её.
В 1888 году она посетила лондонское благотворительное учреждение Тойнби-Холл, приют в Лондонском Ист-Енде, который обслуживала группа студентов Оксфордского университета. Это событие пробудило в ней сильнейшее желание действовать. Она наконец-то поняла, чем хочет заниматься в жизни. Воодушевленные примером Тойнби-Холла Аддамс и Старр решили реализовать идею подобного благотворительного учреждения в Чикаго. Поиски места для реализации этой идеи, привели их в один из самых бедных районов, населённый иммигрантами - 19-й квартал Чикаго. Уже в 1889 году она и мисс Старр арендовали огромный дом, который был построен по заказу Карла Халла на углу улиц Холстен и Полк. Именно с этого момента начинается новая история её жизни, когда Джейн Аддамс становится активным общественным деятелем, готовым бороться за права людей.
Хулл Хаус - стал одним из первых благотворительных учреждений в Северной Америке, цель которого была не только в обеспечении нуждающихся граждан материальными благами, но и в предоставлении им возможности получить бесплатное образование, а в дальнейшем трудоустроится. Изменение сознания людей и второй шанс на жизнь - вот те главные задачи, которые ставил перед собой персонал этого заведения. Очень скоро Хулл Хаус стал благотворительным и образовательным центром в Чикаго, его функции расширялись в соответствии с потребностями обитателей. Так в Хулл Хаусе появились детские ясли, мастерская, музыкальная школа, художественная студия, библиотека, бюро по трудоустройству, бассейн, пансион для молодых работниц, тренажерный зал и многое другое. Данное учреждение благодаря заслугам мисс Аддамс стало именно той благоприятной средой, где каждый мог совершенно бескорыстно получить необходимую помощь. Стоит также отметить, что воспитанники Хулл Хауса всячески поддерживали его дальнейшее развитие. На втором году своего существования этот социальный центр принимал до 2-х тысяч человек каждую неделю. Мисс Старр и мисс Аддамс также всячески пропагандировали среди молодых женщин из обеспеченных семей активно содействовать им, убеждая помогать не столько финансово, сколько практически.
Однако реализация идей Джейн Аддамс в социальном центре не могла полностью удовлетворить её желания внести коррективы не только в жизнь отдельных личностей, но и в общество в целом. Поэтому параллельно она начинает писать о существующих общественных проблемах, таких как: проституция, ущемление прав иммигрантов, трудоустройство, ограниченность прав женщин. Отдельно стоит отметить её идеи на счёт изменения установленных стандартов в образовании. Всем этим мисс Аддамс была непосредственно втянута в общественную жизнь города. Так в 1905 году она была назначена председателем Комитета по управлению школ. В 1908 году участвовала в создании Чикагской школы по основам гражданственности и филантропии, а в 1909 году стала первой женщиной-президентом Национальной конференции социальной службы. Джейн Аддамс также принимала активное участие в рабочем, суфражистском и пацифистском движениях, боролась за равноправие иммигрантов и афроамериканцев. Её ярая борьба за равноправие между женщинами и мужчинами способствовала тому, что она стала вице-президентом Американской ассоциации за избирательное право женщин (1911-1914 гг.), а в 1915 году стала председателем Международного конгресса женщин.
Между тем, Джейн не забывала о своих обязанностях в Хулл Хаусе. Мисс Аддамс продолжала образовывать учащихся не только в профессиональных сферах, но и сфере политического сознания. Не смотря на то, что она, как и один из её авторитетов Л.Толстой, была верной пацифисткой, она также прекрасно понимала, что существующая политическая система давно себя изжила. Единственный выход - это революция, которая позволит людям перейти от пережитков прошлого к обществу новой формации, коммунистическому обществу.
Стоит отметить важный нюанс её жизни, который в дальнейшем повлиял на то, что имя Аддамс «стёрли» из американской истории, так как её взгляды пошли вразрез с политикой страны. Когда США в 1917 году вступили в войну, мисс Аддамс не изменила своим пацифистским взглядам и активно протестовала против мобилизации, в разгар военной истерии организовала кампанию по защите немецких иммигрантов, сотрудничала с Американской администрацией помощи (АРА), руководимой Г.Гувером, с целью оказания продовольственной поддержки детям и женщинам Германии. Вследствие этого она была обвинена в подрывной деятельности и предательстве, была исключена из Союза дочерей американской революции. Ставились ей в вину также и коммунистические взгляды. Вопреки этим жизненным преградам Джейн Аддамс продолжала гнуть свою линию.
Из воспоминаний Александры Толстой: «Поговорив с мисс Аддамс и познакомившись с её окружением, я поняла, какое влияние она имела на окружающих. Слово её - закон. Она управляла людьми, не приказывая, подавляла без желания давить. Хулл Хаус - это Джейн Аддамс. Джейн Аддамс - это Хулл Хаус».
Александре Толстой, которая несколько раз посещала социальный центр пришлись не по вкусу взгляды Джейн Аддамс, ведь она принимала сторону того пацифизма, который основывался на словах Христа «не убей», и изменения принимала лишь те, которые не включают в себя насилие. В отличие от неё, Аддамс понимала необходимость революционного насилия. Как вспоминает дочь Толстого: «Джейн Аддамс считала, что при всех недостатках в коммунистическом режиме путь к свободе им открыт, что заслуга революции в том, что она раз и навсегда опрокинула монархический строй, лишила возможности помещиков и капиталистов эксплуатировать крестьян и рабочих»[2].
Вскоре после политических преследований здоровье мисс Аддамс начало сдавать и, начиная с 1926 года, она периодически ложилась в больницы, чтобы хоть как-то преодолеть сердечные приступы, которые истерзали её окончательно. Всю свою жизнь Аддамс провела среди женщин. Друзья вспоминают её как человека открытого, верного, дружелюбного и отзывчивого, хотя и склонного замыкаться в себе.
Джейн Аддамс умерла от рака 21 мая 1935 года и похоронена в Седарвилле, на небольшом кладбище. До конца своей жизни она оставалась директором Хулл Хауса и продолжала революционную деятельность.
Однако вопрос остается открытым: почему более чем 70 лет после смерти Джейн Аддамс информация о ней завуалирована, а первые уведомления о ней стали появляться лишь в конце 90-х годов? Тем не менее, и сейчас мало кто слышал о ней и знает, что собой представляет жизнь женщины, которая пошла против течения ценой дальнейшего многолетнего забвения. Возможно, это связано с тем, что её работы и воспоминания о ней по возможности убрали, ведь американка, которая восстаёт против Америки - это позор, отрицательный пример, которого быть не должно!
За свою жизнь Джейн Аддамс успела написать более дюжины книг и примерно 500 статей, которые являются отражением тех общественных проблем, что ей приходилось преодолевать на протяжении всей жизни. Но и сейчас мы не имеем возможности изучить её наследие, ведь работы Аддамс не доступны всеобщему обозрению ни в переводе, ни в оригинале. Вот какова цена ёе правды.
Именно такой была Джейн Аддамс - настоящая женщина-революционерка, пионерка в сфере социальной работы.
[1] Суфражистки - участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав.
[2] Александра Толстая. Дочь. - М.: Изд. «Книга и бизнес», 1992. - 464 с.