Вялотекущий кризис
Экономический обзор
С момента нашего предыдущего обзора, - вышедшего в сентябре 2012 года, - ситуация в мировой экономике несколько поменялась. Следует признать, что развитие кризиса пошло по несколько иному сценарию, чем предполагалось. Когда в конце лета Федеральная резервная система США возобновила свою политику накачивания экономики долларами по методу «количественного смягчения», вполне логичным было предположить типичный для такой политики сценарий. А именно, что, в условиях нефтяной монополии ОПЕК спекулятивный рост цен на энергоносители возобновится, нажива на этом спекулятивном пузыре будет толкать потребительский спрос в США и частично в передовых странах Евросоюза, в то время как европейская и азиатская периферии продолжат быстро сваливаться в долговую яму и, вместе с подавляющим большинством трудящегося населения мира, платить за кризис. Но, по-видимому, возможность продолжения этой «политики пузыря» не на шутку перепугала финансовых воротил Запада, и вот уже мы видим, как нефтяные монархии Персидского залива, - возможно, в обмен на какие-то привилегии по разделу Сирии и т.п. - согласились, вопреки пассивности ОПЕК, на нефтяные интервенции, на продажу нефти сверх квоты ОПЕК, в результате чего цена на нефть так и застопорилась где-то на отметке 110 долларов за баррель, где и стоит уже четвёртый месяц.
Следовательно, та часть «горячих» денег, вбрасываемых ФРС, что вкладывалась в спекуляции на рынке энергоносителей, теперь вынужденно перенаправилась в добывающий сектор в самих США, где технологии горизонтального бурения и тому подобные инновации позволят североамериканцам в ближайшие 5-7 лет постепенно уходить от энергетической зависимости от арабской и латиноамериканской нефти - которая, в свою очередь, будет перераспределяться в сторону быстрорастущих энергетических рынков Китая и Индии. Дополнительная сырьевая рента позволит США замедлить темпы роста долговой нагрузки. Китайцам это тоже отчасти на руку: вместо вынужденной покупки американских ГКО, призванной поддержать их и себя на плаву, они будут скупать ресурсы для удовлетворения растущих аппетитов своего мещанства. Однако, в случае неблагоприятной геополитической обстановки, они рискуют оказаться полностью в энергетических тисках США.
Конечно, всё вышеперечисленное мало повлияет на экономический кризис в мире, да и в самих США, не говоря уже о кризисе социальном, духовно-нравственном, или экологическом, который напрочь сожрёт любые возможные выгоды от роста потребления в реальном секторе. Печатание денег, даже идущее на благо реальному сектору, остаётся печатаньем денег - инфляция будет ускоряться, реальные доходы трудящегося населения в самих США будут сокращаться. Рост экономики при таких условиях вряд ли ускорится - он будет оставаться на уровне 1,5-2% годовых (согласно официальной экономической статистике, то в III квартале ВВП США вырос на 1,9% в годовом выражении по сравнению с 1,7% во II квартале 2012 г, т.е. до начала «количественного смягчения»; потребительские расходы выросли на 1,4%). А это значит, что в течение многих последующих лет население будет продолжать страдать, помимо прочего, от высокой безработицы. После Нового Года, в связи с очередным «фискальным обрывом», социальные расходы в США будут также резко сокращены. Правда, по всей видимости, будут отменены и налоговые льготы для богатых, введённые правительством Джорджа Буша-младшего - но это капля в море: богатые в США всё равно платят меньше налогов, чем где-либо в мире (кроме банановых государств, оффшорных зон и зоны Гайдара-Путина-Дворковича). К тому же, на фоне сокращения госрасходов и реальных доходов трудящегося населения, экономический рост в любой момент может смениться очередным падением, что хорошо видно на примере Еврозоны.
В свою очередь, теперь таким странам-импортёрам энергии как Италия или Южная Корея (про нарастающий долговой кризис в которой почему-то мало говорят), пожалуй, придётся полегче. «Полегче» не значит легко - в Италии, например, чтобы залатать бюджетные дыры, уже сдают государственную собственность в долгосрочную аренду на 40-50 лет (продать при нынешних ценах на собственность не представляется выгодным), а в Греции точно так же поступают с островами. Но массивные пиар-ходы с ужесточением банковского контроля, скупкой облигаций кризисных стран, урезанием государственных расходов, и прочими виртуальными мерами, направленными на успокоение кредиторов и поддержание государственного долга, теперь будут давать немного более положительный эффект. Зато таким странам как Россия или Индонезия, которые в условиях подъёма цен на нефть переживали относительно благополучные времена, теперь станет гораздо тяжелее - за кризис им придётся платить больше, чем раньше. По последним данным, на фоне стагнации цен на энергию экономический рост в России к концу осени уже снизился до 2% (в пересчёте на годовое исчисление). Спасает разве что экспорт оружия, объём которого по итогам 11 месяцев превысил 14 миллиардов долларов США, при ранее заданном годовом плане в 13,5 млрд. долл. (то есть, план перевыполняется).
В отсутствии новых спекулятивных пузырей, надуванием которым сопровождался выход из кризиса в 2010-11 годах, восстановление мировой экономики в целом существенно замедлилось в 2012 году. Такими темпами - на уровне 2% годовых, как сообщает ООН - мировая экономика не восстановит рабочие места, утерянные в результате кризиса 2008-2009 годов, ещё в течение как минимум двух лет; в США и ЕС - пяти лет. И даже этот черепаший выход из кризиса проходит в основном за счёт мер, предпринимаемых в государственно-капиталистических экономиках типа Китая, или в странах с чёткой социально-ориентированной установкой (Латинская Америка), а «слабость основных развитых экономик - главная причина продолжающихся глобальных экономических катаклизмов» - сообщается в докладе ООН. В случае же резкого замедления темпов роста экономики Китая, обострения долгового кризиса в Европе, или «фискального обрыва» в США, рост мировой экономики либо замедлится до 1% годовых, либо перейдёт в спад 1% - в зависимости от того, какой из этих трёх сценариев случится; а если произойдут все три, то повторится ситуация 2008-2009 гг.
Пока что в стадии экономического спада находятся несколько европейских стран, - при рекордном уровне безработицы в зоне Евро на уровне 12% трудоспособного населения, - а также Япония. В Великобритании промышленное производство упало на самый низкий уровень за последние 20 лет. Экономика Франции показывает нулевой рост, а экономика Германии существенно замедлилась - практически до нуля (0,4% или что-то вроде того, а с Нового Года ожидают, что рост вообще прекратится - таким образом, устойчивость этой страны к кризису истощается). Всё это подрывает рост развивающихся экономик, в особенности индийской и бразильской. Исключением является лишь Африка, где рост составляет в среднем 5%.
Правительство Италии, временно поставленное у власти банкирами, ушло в отставку 22 декабря. Ранее, глава этого правительства Марио Монти заявлял о готовности уйти в отставку, "если бюджет жёсткой экономии будет быстро принят парламентом". Теперь вопрос о дальнейшей экономической политике в Италии будет решаться на парламентских выборах 24 февраля 2013 года. Левоцентристская «демократическая партия» во главе с Пьер Луиджи Берсани объявила о возможном отказе от экономической программы М. Монти, ориентированной на жесткие меры бюджетной экономии после выборов в марте. Впрочем, «парламентские выборы в Италии не должны угрожать реформам экономики» - с такой позицией выступил в понедельник глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, как передал на этой неделе Reuters со ссылкой на итальянские СМИ. «Грядущие выборы не должны служить поводом для оспаривания абсолютно необходимых мер». Ожидается, что, в то время как более сильные экономики Франции и Германии возобновят свой рост с 2014 года, в странах периферийной Европы, которые «продолжают необходимые реформы экономики», - уже «дающие», по словам вице-президента Европейского Центробанка Витора Констанцио, «положительные результаты», - экономический спад подолжится и после 2014 года. Для того, чтобы гарантировать проведение этих «реформ», пост главы Еврогруппы, возможно, скоро займёт министр финансов Германии, занимающий жёсткую позицию по отношению к населению реформируемых стран.
ВВП Греции в III квартале 2012г., по пересмотренным данным, в годовом исчислении сократился на 6,9%. Главной причиной сокращения ВВП страны являются меры бюджетной экономии. По сравнению со II кварталом 2012г., когда спад в годовом выражении составил 6,3%, падение греческой экономики в III квартале ускорилось. 27 ноября 2012 г. Еврогруппа и Международный валютный фонд договорились о выделении Греции очередного кредитного транша. Совокупный объем перечисляемых республике средств, разделенный на три субтранша, составит 43,7 млрд евро. Что касается Испании, то её власти обратились к руководству Евросоюза с официальным запросом о выделении стране финансовой помощи в размере 39,5 млрд евро для рекапитализации четырёх ранее национализированных банков (Bankia, Catalunya Banc, NCG Banco, Banco de Valencia), и вновь созданного банка Sareb, куда были слиты «плохие» активы из других банков страны, сильно пострадавших из-за «лопнувшего пузыря» на рынке недвижимости. А всего Испании будет выделено помощи на сумму около 100 млрд. долларов. ВВП Испании в III квартале 2012г. сократился на 1,6% в годовом выражении на фоне краха рынка недвижимости и снижения уровня расходов потребителей; высокой безработицы, не позволяющей брать кредиты в банках; а также мер жёсткой экономии.
Правительство Японии также подтвердило, что экономика страны по итогам III квартала 2012г. впала в рецессию. Как показали пересмотренные статистические данные, в III квартале валовой внутренний продукт в реальном выражении сократился на 0,9% относительно предыдущего квартала, а в перерасчете на годовую динамику темпы сокращения экономики достигли 3,5%. Виной тому - замедление экономик основных торговых партнеров Японии (ЕС, США и экспортного сектора Китая, ориентированного на ЕС и США). Здесь ещё сказался дипломатический конфликт с Китаем, вызвавший бойкот японских товаров. Насколько мне известно, японский экспорт ещё так и не достиг уровня 2007-2008 года, то есть, не вышел из кризиса.
7 декабря вышли данные и по промпроизводству Китая. Рост промышленного производства в Китае в ноябре 2012г. достиг восьмимесячного максимума и составил 10,1% по сравнению с аналогичным показателем годом ранее, как говорится в материалах Национального статистического бюро КНР. Таким образом, Китай показывает противоположный тренд - что-то вроде «белой вороны» в мировой экономике. В условиях рецессии в Европе и вялого роста в США, совершенно не поддерживающих китайский экспорт, это говорит о том, что Китай испытывает внутренний рост: государственные расходы на инфраструктурные проекты, вместе с мягкой кредитной политикой, начали давать плоды: внутренний частный сектор откликнулся на них, и оживился. Кроме того, достаточно низкая инфляция позволит КНР и дальше смягчать кредитную политику. Сейчас доля экспорта в показателе китайского ВВП составляет около 31% (5 лет назад было около 50%), и около 200 млн. рабочих мест сосредоточено в этой сфере, где господствуют иностранные концессии. Несмотря на то, что этот относительный показатель и дальше будет падать по мере роста китайского внутреннего рынка, в абсолютных показателях Китай намерен и далее наращивать экспорт, привлекая новые иностранные концессии.