«Облачный атлас»: простое удивляет
Чего можно ожидать от современного голливудского кино? Да ничего особенного. Все перепробовано, спецэффекты уже надоели, пошлый юмор – не удивляет, закрученные сюжетные линии, аллюзии, апокалиптичный настрой, безысходность, надежда на светлую, отстраненную, неземную любовь или же полное отсутствие идеи, абсурд – вот и все, чего можно ожидать от кино. Но как только появляется какая-то совсем прозрачная и незамысловатая, но правдивая идея в кино – такая картина воспринимается неоднозначно, большинство она удивляет.
До сих пор в украинских кинотеатрах собираются полные залы на просмотр фильма «Облачный атлас». О нем много можно было слышать от друзей, знакомых, огромные постеры на улицах Киева постоянно напоминали о нашумевшем фильме. Но подтолкнуло нас на поход в кинотеатр через несколько недель после премьеры то, что мнения о фильме четко разделились: одни уходят из кинотеатра, жалуясь, что впустую потратили время и деньги (фильм, кстати, идет три часа), что фильм совершенно непонятный и нудный, другим же фильм понравился, все понятно – «кино о свободе и борьбе за нее».
Так мы и сходили в кино, посмотрели и не пожалели. Вот только мы тоже страшно удивились: почему настолько разные мнения вызывает этот фильм? Как в этом фильме может быть что-то непонятным? Конечно, не все смотрят авторское кино, которое часто отличается сложностью восприятия, невозможностью что-то понять от недостатка знаний, опыта в какой-то отдельной области искусства, например. Но ведь есть и голливудские фильмы намного более сложные для восприятия, но не вызывающие столько негативных мнений, столько непонимания.
Другая крайность в мнениях насчет этого кино – мнения киноманов, которые «ожидали большего». От Ланы и Энди Вачовски все ожидали другого: ожидали, что они «переплюнут» «Матрицу». Видимо, ожидали продолжения ухода от реальности, ожидали, что сознание бесповоротно перевернется и все поймут, что мы, люди, не имеем ничего общего с происходящим в мире, действительность уже точно не существует, ну а какой из этого делать вывод – наверное, киноманы хотели увидеть авторское оригинальное виденье выхода из несуществующей проблемы… Но, к сожалению киноманов, и, к счастью для таких простых людей, как мы, Вачовски вместе с Томом Тыквером (а главное – с Дэвидом Митчеллом – автором одноименного романа, по которому снят фильм) решили показать самое простое – правду. Видимо, правду как раз люди и не хотят видеть, ее понимать и знать не хочет никто…
«Облачный атлас» - это не гениальное кино. По форме картина интересна – шесть историй, тесно связанных между собой. Эти истории объединяет одна идея – борьба за правду, за свободу, борьба за изменение реальности. Актерская игра, насколько может судить обычный зритель, тоже не гениальна, но достаточно хороша (особенно для современного Голливуда), интересно угадывать одних и тех же актеров в разных историях и удивляться некоторым перевоплощениям (особенность кино в том, что небольшой актерский состав играет почти все роли). В фильме присутствуют и некоторые негативные моменты (это, скорее, субъективная точка зрения): сцена плотской любви могла бы иметь и более тонкое и изящное выражение, а количество выпущенных пуль без попаданий могло бы быть намного меньше. И, хотелось бы, чтобы авторы картины знали, что кроме Солженицына есть настоящие философы и революционеры, даже на Руси, а взгляды самого антикоммуниста противоречат главным идеям фильма.
Но стоит отметить, например, сильную сцену (опять же, субъективное мнение) – сцену выражения любви в скорби по любимому: когда фабрикант сжимает сердце, которого у нее якобы и не должно быть. А идея настоящей любви, выражающейся в совместной борьбе до последнего за правое дело, даже при заранее известном печальном исходе, - хоть и не нова, но правдива и не каждый сегодня творец понимает эту идею, да и не каждый готов доносить ее до зрителя.
В фильме присутствует и множество других моментов, которые во времена качественных изменений были понятны большинству, а современные украинцы почему-то не хотят этого понимать. Например, идея о борьбе за свободу: свободу личную и свободу всего общества, ведь невозможно самому освободиться, если не бороться за свободу для всех. Эта идея объединяет все истории, где-то в виде помощи ближнему, где-то в виде помощи дальнему, где-то в виде осознанного самоубийства, а в главной истории – истории фабриканта – эта идея доходит до идеи любой ценой донести правду и сделать все возможное ради приближения к освобождению человечества.
Интересно, что в кино всеобщая свобода представляется как освобождение фабрикантов – низших существ, которых производят для обслуживания потребителей. Эти существа очень напоминают всех современных рабочих (особенно в сфере обслуживания): их будят для работы, их моют, приводят в надлежащий для работы вид, одевают, они приступают к работе, во время работы клиенты делают с фабрикантами все, что хотят – унижают, оскорбляют, а после работы фабрикантов отключают и они спят до утра. При таком распорядке у них нет возможности узнать что-то новое, увидеть другую жизнь, понять, что в мире что-то не так. Каким образом это вышло у нескольких фабрикантов? Это было задачей Союза Сопротивления…
Фабрикантов для их «нормального» сосуществования с людьми все же чему-то учат и дают им на что-то надежду (иначе они, скорее всего, просто перестали бы работать). Так вот единственным выходом для них остается жизнь после истечения контракта с фирмой. Тогда они возносятся в другой мир. Все фабриканты, смотря на своих уходящих к «вознесению» подруг, завидуют им. Но это вознесение – это всего лишь отключение-убийство фабрикантов и отправление их на переработку. Кажется, такая надежда на вознесение имеет очень схожий сюжет с религиозной картиной мира. Кстати, в другой истории «Облачного атласа» герою приходится преодолевать свое религиозно-мифологическое сознание ради спасения жизни своего друга и даже целых селений людей.
«Облачный атлас», кроме того, показывает, что в будущем ничего не меняется, если не бороться за изменения. Информационное общество, общество услуг не приводит ни к чему качественно новому и хорошему для большинства, люди все равно будут недовольными, особенно те, кто стоят у самых низов и обслуживают высших. Машины, созданные для обслуживания, становятся людьми в человеческом обществе, благодаря знаниям и чувствам, и их становление как людей приводит к тому, что они становятся революционерами…
В начале фильма фабриканта перед ее казнью просят, чтобы она рассказала «свою версию правды». На это она отвечает: «правда всегда одна, а версии – это неправды». Кажется, это ключевой момент этой истории. Без правды не было бы никакой борьбы, не было бы за что бороться. А если верить, что правда не одна для всех, то бороться можно только за свое виденье, а значит – за иллюзию, за что-то, что не отвечает объективным законам. И такая борьба не приводит ни к чему, это доказано не только наукой, но и вообще всем многовековым опытом человечества. Сама действительность подсказывает, что такое правда, где она и как за нее бороться. Только жаль, что современные потребители не хотят и на секунду отойти от потребления и включить свое мышление, не хотят думать, а хотят лишь поглощать готовое. Парадоксально, но людям легче поверить сложной и закрученной неправде, легче услышать Святого Георгия (дьявола, в которого пришлось перестать верить одному из героев фильма), чем прислушаться к голосу разума и сердца, чем принять самую простую и прямую правду.
Но «Облачный атлас» даже не одной, а всеми историями доказывает, что жизнь как учила людей в разные эпохи, так и дальше научит слушать свое сердце и быть на стороне истины. И даже если эти люди только «капли в море», то «что такое океан, если не множество капель?» И если даже кто-то спросит: «А что если вашей правде никто не поверит?», но вы уверены, что сделано все возможное, можно смело отвечать: «Некоторые уже поверили».