Вернуться на главную страницу

Геростракраты

2008-08-11  В. Пихорович Версия для печати

«Нема гірше, як з Івана - пана», - говорят на Украине. В Англии таких людей называли снобами, во Франции - парвеню. Речь идет о нуворишах, выскочках, людях «подлого» сословия, которые, разбогатев в эпоху первоначального накопления капитала, но, не будучи отягощенными ни родовитостью, ни, тем более, излишним образованием, пытались перенять манеры аристократов, быть похожими на них в одежде, в поведении, в разговоре, а, особенно, в окружении себя всяческой роскошью. В России второй половины XIX людей этого сорта прозвали «чумазыми». «Идет чумазый, идет! Я не раз говорил это и теперь повторяю: идет, и даже уже пришел!» Эти слова Салтыкова-Щедрина стали крылатыми.

К нам он уже не просто пришел, а чувствует себя полнейшим хозяином на нашей земле. И если в России щедринских времен чумазые в основном специализировались на том, что разоряли старинные «дворянские гнезда» и основывали на их месте свои «темные царства», то сегодняшние их потомки зашли намного дальше - они разоряют исторические памятники, многие из которых имеют не просто национальное, мировое значение.

В Киевской области разгорелся очередной земельный скандал. Особенность его состоит в том, что в этот раз в составе приватизированных ловкими столичными дельцами 200 гектаров земли оказалось около 19 гектаров, на которых находятся так называемые Змиевы валы. Это абсолютно уникальный археологический памятник еще скифского периода, представляющий собой неплохо сохранившийся земляной вал, грандиозностью своей поражающий еще и сегодня: его высота в некоторых местах достигает 9 метров. Радиоуглеродный анализ остатков деревянных конструкций, составлявших когда то каркас валов, показал, что некоторые их участки были сооружены около 2,5 тыс. лет тому назад. Полтора тысячелетия спустя эти валы были включены в систему оборонительных сооружений, призванных защитить Киевскую Русь от варваров южных степей. Но выстоять против варваров из киевских офисов Змиевым валам не удалось. Приватизация была совершена в рекордно короткие сроки, в обход всяких законов, без ведома местных органов власти. Махинаторы наплевали на то, что Змиевы валы включены в список памятников ЮНЕСКО, что ничего подобного нет нигде больше на Земле. Шум, поднятый археологами в средствах массовой информации, пока ни к чему не привел. Видимо, кто-то покровительствует приватизаторам на самом верху.

В таком предположении нет ничего сверхъестественного. Ведь числится же в личных друзьях действующего украинского президента один из самых известных скупщиков добычи черных археологов - один из совладельцев «Индустриального союза Донбасса» С. Тарута.

Все СМИ показывали, как жена президента одела на церемонию инаугурации древнегреческие золотые украшения более чем двухтысячелетней давности из музейной коллекции с весьма скользким юридическим статусом. По ее словам, это должно было символизировать древнее происхождение украинской культуры. Хотя, скорее, это символизировало, во-первых, уровень «чумазости» современного украинского (и не только украинского, поскольку на инаугурации присутствовали представители всех самых «цивилизованных государств», но никто из них не возмутился этой дикостью) истеблишмента, а, во-вторых, беспредел в отношении к культурному наследию страны.

Стоит ли после этого удивляться, что тот или иной из сегодняшних «хозяев жизни» пытается и себе «приобщиться к древней украинской истории».

Говорят, в прошлом году была попытка приватизировать часть Херсонеса. На этот раз удалось отбить. Но ведь перед этим отхватили же с благословения Кучмы часть территории этого уникального комплекса представители клира, отгрохав прямо на бесценных остатках средневекового (а, возможно, под ним кроются и более древние культурные слои) города огромную аляповатую церквище, с большущим золотым колпаком, который если что-то и символизирует, то тот факт, что в процессе великого кучмовского грабежа 90-х годов духовные пастыри тоже не пасли задних.

Кстати, что касается церквей, то те из них, которые действительно представляют архитектурную ценность, в эти годы уничтожались просто фантастическими темпами, сравнимыми разве что с татаро-монгольским нашествием. Так, например, в начале года радио «Эра» сообщило, что за все годы советской власти во Львовской области сгорело две деревянных церкви, а за последние 17 лет - более 70. Среди них - уникальные памятники архитектуры. Например, в начале января 2008 года в г. Яворове сгорела церковь, построенная в 1672 году.

Но что там Херсонес и церкви во Львовской области. Они ведь далеко от столицы. Буквально на днях обнаружилось, что частная фирма прихватила себе находящееся в самом центре Киева, на Институтской 3, неподалеку от резиденции президента и здания Кабмина недостроенное помещение художественного выставочного комплекса. Так и торчит этот долгострой в качестве живого (или мертвого) символа незалежности в ста метрах от официального памятника этому событию. Уже много лет власти никак не могли решить вопрос, что делать с этим зданием, строительство которого началась в последние годы советской власти, но было прервано перестройкой. Его обещали отдать то под музей истории Киева (еще одна громкая афера, связанная с тем, что принадлежащее когда-то музею здание бывшего царского Кловского дворца у него забрали и передали управлению делами администрации президента), то отдать размещенному напротив Национальному художественному музею Украины, который испытывает катастрофическую нехватку выставочных площадей, но закончилось все тем, что участок, на котором стоит здание, приватизировала фирма, которая будто бы должна была построить здание для музея. Теперь дело идет к тому, что там будет построен обычный доходный небоскреб, которыми загажена сегодня уже вся историческая часть Киева. И каждый раз застройщиками оказываются люди, очень близкие к самым верхам власти.

В этом смысле очень характерна последняя новость из фронтов этой войны варварства против культуры. В самом конце июля из Одесского музея западного и восточного искусства была похищена картина Караваджо «Взятие Христа под стражу или Поцелуй Иуды» (1573-1602) стоимостью предположительно около 100 млн. долл. Основная версия следствия состоит в том, что кражу заказал какой-то богатый иностранец. Причина, того, что кражу удалось совершить так легко, элементарна: у музея не было денег для того, чтобы установить новую сигнализацию, а старая просто не сработала. Это когда нужно себе лично что-то хапануть, у представителей всегда и деньги находятся и все бюрократические вопросы решаются молниеносно, без малейшей волокиты, а вот в случае с музеем все очень усложняется. Так и закрадывается мысль - а иностранец ли заказывал кражу?

Этот эпизод как нельзя более ярко показывает, что все клятвы нынешних властей в любви к искусству и украинской истории - не более как сплошной затянувшийся «поцелуй Иуды». Все, что они любят, это «сребреники», за которые они готовы не то, что культуру и историю, а мать родную продать. Только был бы спрос.

Они признают ценности культуры только в той мере, в какой их можно приватизировать, напялить на себя или использовать другим способом, чтобы повысить собственную значительность в своих же глазах и в глазах таких же, как они, «ценителей старины».

Доходит до смешного. Сбоку возле памятника Богдану Хмельницкому в Киеве в углу ограды примостили каменюку со следующей надписью:

«На цьому місці, 22 січня 2005 р., вільними голосами на Великій раді Українського козацтва був обраний, присягнув і висвячений на Гетьмана України народний Президент Віктор Ющенко».

 

 

Представьте себе на секундочку, что, например, в Париже, где-нибудь в углу возле постамента Вандомской колонны появился камень, на котором написано, что такого-то числа сего года на этом месте какой-нибудь Большой совет королевских мушкетеров «свободными голосами» избрал королем Франции Николя Саркози. Что, не получается представить?

А у нас вот, пожалуйста!

Вряд ли инициатором этого «увековечения» был сам президент. Но, согласитесь, что любой культурный человек сгорел бы со стыда, если бы узнал, что его кто-то впутывает в такую дикую историю. А тут никто не сгорел, все живы. Камень стоит благополучно уже несколько лет на посмешище киевлянам и гостям столицы, но, наверное, никто даже особо не смеется, раз он до этого времени стоит.

А может, и вправду, это уже не смешно?

 

культура