О жизни жителей Приморска и не только
Очень часто киевляне или жители других больших городов, думают, что ситуация с социальным обеспечением населенных пунктов Украины, с их благоустройством, такая же, как и в больших городах. Так чаще всего считают те, у кого, например, нет бабушек в селе, или которые никогда не жили за пределами крупных городов, или которые просто особо не задумывались над этим.
Но иногда предоставляется такая возможность — посетить другие области, районы, побывать в уголках Украины, в которых не был или ничего не знаешь о них. Когда есть такая возможность, то хочется посетить те города или села, которым есть чем похвастаться, которые принесут море положительных впечатлений: или же это прекрасная природа, благодаря которой можно отдохнуть от мегаполисных будней, или же — интересная история населенного пункта, известные достопримечательности, памятники, музеи, театры и т.д. А бывает, что такая возможность предоставляется в виде командировки, и тогда уже выбирать не приходится. Но ведь командировка тоже может и приносить положительные впечатления, и открывать что-то новое, и предполагать работу, которая могла бы показать жизнь населения других городов и сел, а вместе с тем показать их жителям, что их судьба кому-то небезразлична. От такой возможности отказаться сложно.
Так вот и выбрались мы на работу в Приморский район Запорожской области проводить социологическое исследование. О самом исследовании и его официальных результатах мы говорить не будем, так как результаты еще, скорее всего, не известны, да и мы — лишь интервьюеры исследовательской группы, оформление и выводы — не наша задача. Но так как мы говорили с людьми, мы должны каким-то образом донести их слова до общественности. Поэтому, о том, что мы узнали о Приморском районе и его жителях, и о том, что не попало в анкеты исследования, мы как раз и расскажем.
В Приморском районе существуют проблемы с водой, газом, дорогами, катастрофически не хватает рабочих мест, образовательных и культурных заведений, а в общем благоустройство города и близлежащих сел находится на совсем низком уровне.
Например, в самом городе Приморске даже в более-менее нормальной гостинице постоянно пропадала вода, а в последний день нашего пребывания там — совсем не было воды. По словам жителей, такая ситуация касается всего города и повторяется постоянно. Поэтому никакой гарантии не могут дать ни те же гостиницы, которым надо бы что-то гарантировать приезжим туристам, ни кафе, которым нужно обеспечить посетителей умывальником, иначе соответствующие органы могут закрыть их заведение.
Многие жители города жаловались на то, что по городу нельзя найти ни одного общественного туалета, хотя мы, если честно, видели такой на автовокзале, но возможно, жители имели ввиду по всему городу, а не только возле вокзала, да и бесплатный, а не за 2 гривны. Кажется, такая проблема касается не только Приморска (и не только маленьких городов). Также горожане жаловались на отсутствие колонок с водой, где можно было бы летом хотя бы умыться, ведь в городе жарко.
Конечно же, все обитатели Приморска говорили, что единственное приличное место, в котором можно было бы посидеть — это парк, который относительно недавно оборудовали (причем, мнение разделились, оборудовал этот парк мэр города или же магазин «Малятко», так как одна часть парка посвящена военным событиям, памяти о погибших во Второй мировой войне и войне в Афганистане, а часть с детской площадкой — сделана в совершенно другом, сказочном стиле). От себя можем сказать, что если бы не этот парк, где можно было присесть и отдохнуть, впечатление о городе было бы совсем грустным, так как кажется, что приезжим совсем там нет места.
Кстати, молодежь Приморска жалуется как раз на то, что город до сих пор не имеет статуса курортного. Ведь летом сюда приезжают отдохнуть, даже название города явно курортное, а в городе делать нечего, сходить некуда. Многие молодые жители Приморска считают одной из основных проблем города как раз вот это противоречие. И, на их взгляд, если бы решился вопрос со статусом города, то и у населения города проблем бы убавилось — хотя бы работа нашлась.
С трудоустройством в этом районе вообще страшная ситуация. Одна женщина из Приморска рассказывала, что ее сын и невестка имеют высшее образование, а работу найти не могут. Выживают они в городе только благодаря своему домашнему хозяйству и летнему сезону — сдача жилья приезжим, продажа продуктов. Очень просила звонить им, если будет какая-то работа в Киеве, так как они уже в отчаянье — все молодые люди сидят без работы, найти ее практически невозможно.
В село Партизаны мы приехали как раз тогда, когда в селе людей совсем не найти. Нам повезло, нас сразу заметила местная девочка и спросила, кого мы ищем. Она объяснила нам, что все в это время доят коров. После того, как мы встретили идущих с полными бидонами молока людей и успели с несколькими поговорить, люди этого села опять пропали для нас — все ушли на тихий час. Здесь можно и позавидовать: по сравнению с большим городом, где ритм жизни не позволяет поспать днем (не говоря уже о том, что и выпить свежего натурального молока!), село завораживает этим строгим режимом.
Но, несмотря на некоторые положительные моменты жизни в селах, негативных, конечно же, намного больше. Общение с людьми в селе Партизаны началось у нас с разговора с женщиной, которая рассказала, что они практически выживают, только свое хозяйство позволяет им не голодать. Женщина эта живет с ребенком-инвалидом, работать не может, пособия ни на что не хватает. И таких семей мы встречали немало. Молодых людей в селе мы практически и не видели. Одну молодую женщину с ребенком мы встретили в одном единственном магазине — она продавец и, скорее всего, владелец или жена владельца магазина. В другом селе — в Преславе (правда, в этом селе нам встречалось больше молодых людей) — женщина примерно такого же возраста (лет двадцати пяти), тоже с маленьким ребенком, также была продавцом в магазине мужа. Это как раз те молодые люди, которым очень повезло: им не нужно уезжать из села в поисках работы, где нет ни своего жилья, ни родных, знакомых. Они могут завести детей и прямо рядом с домом вести свое дело. Но в таких магазинах на селе нет большой нужды, поэтому не каждый может открывать свой (тем более, что для этого нужен изначально хоть какой-то капитал).
В селе Партизаны не проведен газ, это проблема, касающаяся каждого жителя села, о ней говорили все. Но люди помоложе считают, что и газ они сами проведут, и воду и т.д., только совсем нет никакой культурной жизни — ни парка, ни клуба, о кино или театре вообще и не мечтают. Даже бабушки жаловались на это, но не для себя они культурной жизни желают — за молодежь переживают: «А что делают молодые? Пьют! Соберется несколько человек, сядут и пьют! Больше же тут делать нечего».
Но что больше всего удивляет o;— это то, что в селе нет школы. Жителям Партизан приходится возить детей в другие села, а то и вообще не водить в школу!
В другом селе, о котором мы уже вспоминали, — в Преславе — также все жаловались на отсутствие культурной жизни. Хоть школа с новым хорошим стадионом есть — больше ничего. Молодежи некуда ходить, разве что телевизор, а кого-то — интернет или поездки спасают. Интернет, кстати, есть у очень ограниченного числа людей, в большинстве, конечно, у молодежи.
В этом же селе мы познакомились с матерью сельского головы. По ее словам, ей живется неплохо, так как ей, девяностолетней бабушке, ничего особенного не нужно и пенсии вместе с домашним хозяйством хватает: «Лучше спрашивать молодежь о том, как у них жизнь складывается». Она рассказала, что ее сын не может себе даже купить машину, что ездит на рабочей, которую ему не сразу и неохотно дали (а ведь сельскому голове ездить-то надо, транспорт в селах ходит очень плохо, ждать приходится по два с половиной часа), что его заработной платы на жизнь не хватает и подсобное хозяйство их семье необходимо.
Когда мы решили отправиться в другое село — Камишеватку — мы столкнулись как раз с транспортной проблемой, и поэтому три часа нам пришлось пешком идти из одного села в другое под палящим солнцем и при очень сильном ветре. Так можно охарактеризовать выходные в селе — без транспорта. И как же тогда, например, молодым людям, не имеющим своей машины, а так же никакого намека на культурный центр в селе, проводить выходные? Только так, как описывали бабушки...
Странно то, что никто особо не жаловался на медицинское обслуживание, на отсутствие медицинских учреждений. Наверное, это связано и с тем, что люди в селах все же здоровее городских: хороший воздух, физический труд, свои продукты, хорошее питание, режим, меньше стрессов, а также — им не нужно лечиться от лечений. Ведь городским очень часто нужно долечиваться, перелечиваться, лечить другое, после лечения высококвалифицированных врачей.
Что еще интересно, в селах и в Приморске большинство людей вспоминали о советской власти и о жизни при Союзе. Многие женщины, мужчины, целые семьи (включающие и средний возраст, и молодежь) говорили о том, что при Советском Союзе в селе и в городе можно было нормально жить. Что развивалось сельское хозяйство, что были фабрики, была культурная жизнь, были путевки, выезды, культурные мероприятия, были нормальные пенсии и о людях заботились. Посмотрев на жизнь этих людей, услышав рассказы о их сегодняшней жизни, казалось, что уже никак им не помочь, что нужно что-то нереальное, чтобы в селах и маленьких городах люди могли достойно жить. Но, когда они вспоминали о том, что жизнь была лучше, в сердце оживала какая-то надежда.
Встретились нам также молодые парни в Приморске, которые говорили, что они придерживаются коммунистических взглядов, что изменить ситуацию в стране к лучшему может только революция. На вопрос «Какая революция?» отвечали: «Как же? Семнадцатого года!» Но, как оказалось, парни голосовать будут (надеясь на изменения) за Коммунистическую партию Украины и представителей этой партии в Запорожской области, что достаточно сильно противоречит «семнадцатому году».
Также встречали и людей «радикально» (по их же словам) настроенных, это были мужчины от 40 до 50, жалующиеся на глупую молодежь, которая еще ходит к памятнику Ленину и не понимает, что коммунизм — это прошлый век.
В Приморске, да и в селах, мы практически не нашли ни одного молодого или среднего возраста человека, который был бы в общем доволен своим материальным положением, своей жизнь и благоустройством города. Многие даже не знали, что ответить, как бы описать свою жизнь и то положение, в котором оказалась страна. Большинство жителей этого района еле сводят концы с концами, так как нет никакой работы. Женщины, продающие бычки у дороги, рассказывали, как они ездили в Киев искать работу и у них отобрали по 500 гривен несуществующие, но активно распространяющие в разных городах свою рекламу, компании. «Вот так мы побывали у вас в Киеве. Больше туда не ездили», — так и продают дальше бычки. А что же им еще делать?
В утешение им, и, к нашему сожалению, хочется заметить, что это касается не только Приморского района. В столице — не намного лучше. Конечно, тем, у кого есть жилье в Киеве, можно сказать, повезло, но те, кто его не имеют — сразу понимают, что такое Киев. Нормальную работу найти можно, но пока ее найдешь — проходит очень много времени, уходит много сил и нервов (киевляне также часто сталкиваются с нереальными компаниями, со всевозможными хитростями, уловками работодателей), и живет большинство на зарплату около трех тысяч гривен с киевскими ценами и без домашнего хозяйства. А есть немало тех, у кого зарплата гораздо ниже, не говоря уж о пенсионерах. Работать часто приходится на нескольких работах, не имея отдыха, без отпусков, без возможности выехать хоть раз в год к морю или вообще на природу. Не говоря уже о еде из супермаркетов, о другой стороне «хороших» транспортных развязок — больших пробках, ужасном воздухе, четверти зарплаты на проезд...
В Киеве есть детские садики, школы. Но, например, в садик ребенка нужно записывать до его рождения (что в принципе невозможно), иначе в садик в своем районе не попадешь. А в школах не хватает учителей, поэтому многие предметы преподают непрофильные учителя.
В Киеве есть культурная жизнь. Но она, как говорится, оставляет желать лучшего, а большинство молодежи, также как и сельская молодежь, проводит время за спиртными напитками, очень часто просто сидя под подъездами или хуже того — в ночных клубах, где не только алкоголь, а и что-то «более интересное» предлагают.
В других городах и селах можно предположить такую же ситуацию. Эта ситуация касается всех: в Украине простым людям живется трудно. Но вселяет веру и надежду то, о чем рассказывают люди: жилось лучше, жизнь вообще хотя бы была, люди чувствовали себя людьми. А это значит, изменить что-то возможно и менять обязательно нужно. В конце концов, это зависит от нас, ведь больше некому подумать о народе, нужно самим бороться за лучшую жизнь. Сегодня большинство жителей страны не верят ни одной политической партии, не верят в изменения со стороны власти. Но ведь когда жизнь — не жизнь, а лишь выживание, и нет никакой цели, нет надежды, нет борьбы — нет смысла в жизни. И в нашем состоянии, когда жить очень сложно, когда молодые, здоровые, образованные люди не ленятся, а готовы работать, желают сами зарабатывать себе на хлеб, но каждый день вынуждены тратить свои силы на поиски работы, которой для них нет, когда родители не могут обеспечить своих детей образованием, не говоря о высоком культурном воспитании, в таком состоянии нам просто необходимо бороться, а не мириться с таким положением дел. Ведь мы знаем, что может быть лучше, что это реально и эта реальность, возможно, так близка...