Вернуться на главную страницу

Мораль в отсутствии морали или страсти из 1928 года

2012-04-22  Диана Распутняя Версия для печати

Мораль в отсутствии морали или страсти из 1928 года

Les comédies musicales - на сегодняшний день наиболее обманчивый жанр в музыке, что очень сильно перекрывает его многочисленные плюсы. Оглянитесь сами на сюжеты, согласно которым Дракула был добрейшим существом, просто с девушкой ему, скажем прямо, не очень повезло, Иуда покончил жизнь самоубийством, осознав, что мир запомнит Иисуса, как Суперзвезду; Король-Солнце всю жизнь любил только Марию Манчини, а терроризирующий всю книгу бедняжку Эсмеральду Фролло, вообще - небывалая «лапочка». И это ещё мир не увидел «1789, Les amants de la Bastille» от прочтения сюжетной линии которого волосы на голове становятся дыбом. Вся эта ложь и идеализация далеко не наилучших личностей весьма негативно сказывается на нынешнем поколении уже и без того забывших как позитивные персонажи и выглядеть-то должны. Плохие мальчики - романтики в моде с 1998 (с премьеры мюзикла «Нотр-Дам»), а значит,  les comédies musicales плодятся да размножаются, получая популярность, деньги и насаждая в головах молодежи абсолютно неправильные представления об исторических или книжных персонажах, становящихся от мюзикла к мюзиклу все мрачнее. Нельзя зло наряжать в белое, а добро делать скучным, иначе у нас вообще ничего не останется. Хотя, в принципе, и так ничего нет.

Во всех вышеупомянутых мюзиклах, не считая неудачного основного персонажа, остальное - выше критики. Хореография завораживает, вокал - восхищает, музыка же ласкает слух. Идеально сбалансированное сочетание. И именно все многочисленные плюсы в совокупности дают жирный минус, как бы парадоксально не читалось, потому что от них нельзя отмахнуться и затолкать в шкатулку забвения очередное детище. Оно заслуживает, что бы о нем говорили, писали, сплетничали, в конце концов. Но не подражали же! А у нас на подобные вещи иммунитет нулевой. Одно чудное личико, присыпанное сильным любовным страданием - и, прошу, мы у ваших ног.

Вот подобный типаж мюзикла к нам привезли из России. К счастью, русские оставили сумасшедшую затею перепеть «Le Roi Soleil» и создали собственное действо в популярном жанре под названием «Любовь и шпионаж» с музыкой Максима Дунаевского и либретто Николая Денисова. Тем самым, произошло пресловутое убийство двух зайцев: и шедевр Довва Аттиа и Альберта Коэна спасли от ужасной переработки, и показали, что современный российский мюзикл стоит потраченного времени. Какие тексты, какая музыка, какой состав, какие танцы, какая... философия! Изюминка, которой лишены французские мюзиклы. До чего удачно под горький, полынный романс показана вся продажность жизни! Представьте: бордель, молоденькие девочки, ходящие к ним офицеры - так же во всей красе молодости и униформы. Уличная жизнь потерявших наивность провинциалок, которые, однако, ещё не расстались с надеждами. Они ещё чему-то радуются, не взирая на абсолютное дно, чему-то верят, в кого-то влюбляются до второго припева, а затем кого-то уводит новый офицер, а жаждущее любви сердце рвется к другому, кого-то выгоняют за беременность, кого-то возвращают назад, словно куколку в магазин, на прощание заботливо поправив золотистые кудри. Жизнь - пара звонких монет да бесконечная мечта в никуда. Браво, аплодирую стоя поразившей меня сцене. Не навязчиво, но так метко. Без лишних романтических прикрас, коими грешат практически все деятели искусства, затрагивая тему проституции, потому как все, как один, пытаются наделить образ продажных девчонок чертами, коими они не обладают. Да, они тоже люди и со своими чувствами, но... не стоит возвышать земное, оно оттого все равно небесным не станет, не так ли? Есть как есть. Ночная жизнь и смерть на обочине непокоренного города. Извечная проблема. Пока есть чем покупать, продавать будут все и всех.

О чем же сам мюзикл? Об искусстве перевоплощения. Правда. Речь идет вначале об актрисе, от которой популярность сбежала в связи с развитием кино. Кстати, очередной отшиб, доказывающий - не весь прогресс полезен. Загрустившая актриса - кстати, забыла представить, Клод Франс, которую играет Лариса Долина (этот мюзикл был написан специально для неё), - влачит жалкое кокаиновое существование, находя удовольствие в наркотиках и переругивании со своим постылым супругом, пока однажды в дверь не врывается он - то ли репортер, то ли полицейский шпик, то ли просто поклонник. По совместительству, Дмитрий Харатьян, тот самый, в которого всегда были и будут влюблены все женщины, девушки, девочки. Оказывается, мистер Неизвестный - начинающий режиссер, предлагающий диве роль в фильме об известной шпионке Мата Хари. И вот тут начинается. Постоянные перевоплощения: то перед нами Клод Франс, то Мата Хара, то несчастная женщина, ещё не познавшая популярности... То режиссер, то не любящий супруг, то начальник французской контрразведки, то ослепший русский солдат, лечение которого оплачивает шпионка мировой величины. Потрясающая карусель образов, вживаться в которые, у актеров нет времени.

Однако, кроме таланта Харатьяна и Долиной, перед нами раскрывается та самая проблема идеализации образа, в этот раз Мата Хари. Что мы знаем о ней? Экзотическая танцовщица, куртизанка, немецкая шпионка, которая была приговорена к смертной казни французским военным судом во время Первой мировой войны. А в мюзикле все чище, трагичнее и подобное жутко коробит. Нельзя превозносить столь низменных персонажей - это режет. Предавать страну, пускай даже во имя любви - слишком слабое оправдание. Почему любовь вообще считается идеальным оправданием для любого дурного поступка? Человеческая низость - вот верный ответ, желание ощущать власть над другими, но не любовь. Чувство, запятнанное чужими смертями, непозволительно называть «любовью». Пятнать столь высокое слово низкими поступками все равно, что клеймить невинного.

Концовка мюзикла должна приносить некий сюрприз, раскрывающий всю мерзость эгоизма.

Итак, выясняется, что Клод Франс 12 лет назад была служанкой Мата Хари и подкинула ей компрометирующие документы, предав её контрразведке. Она это сделала, чтобы заполучить в мужья графа Шайни - опять же из-за любви, но их брак не стал счастливым. В конце концов, муж уходит, а режиссер, как выясняется, и есть тот самый русский офицер, в которого была влюблена шпионка-танцовщица. Он - тот самый солдат, ради которого убивали ему подобных и из-за которого взрывались корабли. И он жаждет мести за смерть Мата Хари. Но сила воли покидает бывшего солдата... револьвер падает на пол, он касается руки актрисы и узнаёт в ней руку той, которая приходила к нему в госпиталь 12 лет назад...

Зритель в восторге. Он - человек, повинный в смертях других (пускай не по своей вине) влюбился в предательницу, играющую в фильме роль той, которую она предала. Драма. Шекспир, Корнель, присаживайтесь в первый ряд и пишите новую трагедию, но...

Банально и несколько скучновато, не говоря уж о нереальности. Конечно, все мы любим немного сказочки, но не столь... ненастоящие. Нужно знать, о чем сочинять, иначе когда-то мы вдруг увидим мюзикл, где вторую жизнь получают и другие персонажи, не достойные подражания.

Финал. Премьера фильма. Актриса и режиссер - они же Мата Хари и солдат - вместе купаются в лучах славы, все прекрасно, любовь преодолела все. А все ли? Хватит ли одного, пускай даже великого чувства, дабы покрыть все смерти. Заслуженно ли это? По моему, люди, виновные в чужих болях, не имеют право на собственный кусочек рая. Иначе, какой будет смысл в том, чтобы оставаться Человеком, если не будет никакого наказания за преступные ошибки? Это не религиозные причитания, а обычная мораль.

Стоит ли идти на «Любовь и шпионаж»? Да. Конечно. Особенно, вслушаться в тексты, в коих все дышит талантом либреттиста - все-таки, приятно, что после реформ Бомарше тексты и музыка занимают равные позиции. Но, это определенно, не позитивный в воспитательном плане мюзикл. Это никак не сериал «Sherlock», из-за которого люди массово вспомнили, что такое книга и где находятся книжные магазины. Но оно и к лучшему, ибо чего может нас научить «мюзикловая» шпионка Мата Хари? Даже в том, что каждому будет воздано за его грешки, она не способна нас убедить. Поэтому, любуемся, но не восхищаемся, ибо пустой персонаж - он всегда пустой, и никакая музыка, тексты и танцы этого не могут исправить.

 

культура рецензии