Вернуться на главную страницу

Стажировка студентов-аграриев в Европе: и волки сыты, и овцы целы

2008-08-10  А. Крестовский Версия для печати

В наше время организовать производственную студенческую практику - дело сложное. Для этого вузы должны иметь прочные связи c действующими предприятиями и организациями, а действующие предприятия, это, как правило, предприятия частной формы собственности. Им нет никакого смысла возиться со студентами-практикантами. Государственный же промышленный и сельскохозяйственный сектор пребывает в плачевном состоянии, учиться там нечему...

Большинство аграрных вузов восточной Европы нашли выход: они направляют своих студентов на практику в европейские страны с развитым сельским хозяйством. Там и технологии современные, и техника на уровне, да и порядок на полях. Ознакомившись с заграничным правилами, овладев новейшей техникой, ознакомившись с передовыми технологиями, такой студент должен нести в свои страны европейское сознание. Но, самое главное, что студенты кроме навыков привозят с собой заработанные деньги.

Ежегодно на такую практику в ведущих европейских странах Национальный аграрный университет направляет около 600 студентов. Отбор студентов довольно жесткий и происходит на конкурсной основе, минимальные требования - владение языком, средний балл не меньше 4.0, наличие заграничного паспорта и очная форма обучения. Финансирование заграничной практики бюджетом университета не предусмотрено, поэтому расходы на поездку берет на себя сам студент. Несмотря на это, желающих - хоть отбавляй. Хотя большинство студентов сами не могут внести нужную для поездки сумму, но для такого важного события обычно занимают у родителей, бабушек, дедушек и прочих родственников. Сулимая заработанная за границей сумма в несколько раз больше, чем величина первоначального взноса, поэтому риск не отдать - минимальный.

Для молодого человека поездка за границу, даже в таком статусе, необычайно важное в его жизни событие. Кто знает, покинет ли он еще когда-нибудь пределы Украины, а здесь - способ надежный и, главное, недорогой, даже прибыльный. Тем более, кроме фермы, студентам, как правило, предоставляется возможность побывать и в других местах. Компании, ответственные за студентов во время их практики, часто устраивают туры на несколько дней по достопримечательным местам, каких в Европе предостаточно. Естественно, за деньги студента.

Теперь о самой практике: многое зависит от места. Если это животноводческая ферма, то работа не зависит от сезона, поэтому практика может длиться до нескольких лет. В этом случае принимающая сторона обеспечивает учебу студента. Например, есть программа стажировки в Дании, где студент 9 месяцев обучается в фермерском колледже, а потом 14 месяцев работает на ферме. График работы - от 37 часов в неделю с одним выходным. Через каждые 6 месяцев - двухнедельный отпуск. Живут прямо в семьях фермеров по 1-2 практиканта. Есть программы без обучения. В этом случае студенту дается от одного до трех месяцев испытательного срока, длительность практики от 8 до 18 месяцев.

Если ферма специализируется на выращивании растительных культур, то работа будет зависеть от времени года и погоды. Практика будет носить сезонный характер. Большинство студентов едут именно на такую практику. Соответственно, учеба в университете подчиняется графику поездки. Студенты должны сами договориться с преподавателями о посещении занятий, составить индивидуальный график учебы и сдачи сессии и подписать его у ректора. Предпочитают ехать в наиболее престижные западноевропейские страны, например до этого учебного года более трети студентов стажировались в Великобритании.

Работа на британской ферме совсем не похожа на студенческую «картошку» в колхозе времен наших родителей. Труд здесь тяжелый и изнурительный, часто более 40 часов в неделю. Казалось бы, автоматизация сельского хозяйства должна облегчать работу. Но, работник, как с машиной, так и без нее, все равно должен работать по 7-8 часов. С другой стороны машина диктует свой ритм работы. Человек не может делать быстрее или медленнее, он должен точно подстраиваться под машину, будь то сеялка, косилка или трактор. К тому же, согласно технологии производственный процесс разбивается на повторяющиеся одинаковые элементы. Работа, как вы сами понимаете, не отличается разнообразием и интересностью.

Рабочий день начинается с рассветом и заканчивается после полудня (законодательство многих европейских стран запрещает рабочий день более 8 часов). Но, например, на английских фермах существуют овертаймы, которые оплачиваются в полтора-два раза выше. Поэтому наши студенты не упускают возможность поработать сверхурочно. Идеология такого работника стандартная: полностью выложиться здесь, зато домой приехать с карманами, набитыми деньгами. Вы представляете себе чувства студента, который зарабатывает в час в пять раз больше своих родителей! Естественно, ему будет хотеться еще и еще. Правда, сильно жадничать не стоит, ведь недобросовестные фермеры могут не оплатить слишком большие сверхурочные, ссылаясь, что нельзя заставлять работников работать больше установленного срока, иначе их оштрафуют власти. Но, в целом, студенты остаются довольны количеством заработанных денег.

В Западной Европе основная масса сельскохозяйственной продукции производится крупными фермами. Они очень похожи на промышленные предприятия. Благодаря автоматизации, продукция производится здесь промышленным способом. Такие фермы рассчитаны на использование большого числа рабочих. Поэтому при них существуют специальные лагеря, где проживают сезонные рабочие, т. е. наши студенты. Собственно, студенты не только наши: аналогичные программы действуют в России, Болгарии, Польше, Литве, Португалии. По приезду практикантов делят на отряды и закрепляют за ними участок работы. Очень часто начальники отрядов (супервайзеры) назначаются из числа приехавших студентов, и они сами распределяют работу между сотоварищами. Живут группами в специальных домах. Если ферма большая, то студенты живут в специальных лагерях со своей  комендатурой и со своей системой штрафов. Штрафы здесь - это как сама собой разумеющаяся процедура приучения приезжих к местным порядкам, заодно - экономия денег для фермера. Но самое худшее наказание - это депортация практиканта на родину раньше срока. Тогда студент не сможет заработать сумму, на которую он рассчитывал. А если это произойдет в первый месяц, то он даже не покроет расходы на дорогу.

Что касается отношений с хозяевами ферм, то отношения неплохие. Другое дело, что с ними наши студенты почти не пересекаются, а все время приходиться иметь дело с менеджерами. Менеджеры назначаются лично фермерами из бывших практикантов (как правило, это прибалты, поляки, болгары), которые уже давно работают у хозяина, вошли к нему в доверие и почти получили прописку в этой стране. От менеджера зависит практически все: он фиксирует выполненную работу, следит за порядком и выписывает штрафы, поэтому практиканты предпочитают не портить с ним отношения. Часто менеджеры этим пользуются в своих личных целях. Особенно страдают от этого наши красивые девчата - отказать менеджеру и при этом остаться работать на этом месте трудно... Можно перевестись на другую ферму, но никто не гарантирует, что там будет лучше. Условия труда тщательно соблюдаются и со стороны работодателя, и со стороны работников. В случае несоблюдения с работников снимают все те же штрафы, иначе, государство может оштрафовать фермера на гораздо большую сумму. Впрочем, техника безопасности всего не может предусмотреть. Часто у студентов при обработке овощей возникают аллергии. Это связано с использованием пестицидов, стимуляторов роста и прочих химикатов. Иногда это случается из-за самих овощей. Например, сельдерей при обрезке выделяет сок, вызывающий раздражение на коже.

Но болеть и получать травмы крайне нежелательно, ведь визит к доктору и лечение - удовольствие не из дешевых, а деньги страховая компания возвращает не всегда, лишь по приезду на родину при предоставлении всех нужных бумажек. Обращаться к врачу вынуждают не только механи-ческие повреждения, но и душевные травмы. Однообразная работа, оторванность от родины, другие порядки и чувство незащищенности вызывают депрессии. Бороться с депрессией старым дедовским методом не позволяют местные порядки и высокие цены на алкоголь. А вот курить (правда, не везде), можно. Чем наша молодежь непременно пользуется: курят, и не только табак. Такой метод расслабления получается и дешевле, и доступнее.

Иногда люди просто не выдерживают изнурительной работы и сами едут домой. Как правило, это дети богатых родителей, не привыкшие к труду и попавшие на заграничную практику «по блату». Такие, видимо, не совсем представляли, куда они направляются. Или депрессия перерастает в неврозы, что может повлечь за собой психические расстройства. Но таких очень мало. Основная часть мужественно переносит трудности, тем более, что в коллективе молодых это всегда легче. К тому же молодость - это не та пора, когда жалуются на жизнь.

Теперь о самом главном - о деньгах. Авантюрные по натуре студенты тратят заработанные деньги там. Трудно устоять перед соблазном посетить места, которые раньше видели только по ТВ и хоть ненадолго окунуться в европейскую жизнь. Ведь деньги все равно разойдутся, а память - на всю жизнь. Таких - не больше трети. Остальные или тратят на развлечение немного или ограничивают себя вовсе. Прежде всего, это сказывается на питании - еду готовят самостоятельно и почти все покупают продукты «эконом-класса» (это продукты низкого качества). Дома заработанные деньги составляют довольно внушительную сумму, на них можно купить бытовую технику, подержанный автомобиль или просто открыть счет в банке.

Правда, лет десять назад, когда стажировка за границей только начиналась, за заработанные деньги можно было купить жилье. Но, несмотря на то, что расценки за труд растут непропорционально инфляции, желающих поехать на практику за границу не уменьшается. Во многих западноевропейских странах действуют ассоциации фермеров, государственные компании, осуществляющие и финансирующие связь с нашими вузами. Фермеры охотнее берут на работу студентов, чем, скажем, нелегальных мигрантов. И это понятно, ведь практически при одинаковой зарплате, труд украинского студента законен. К тому же уровень культуры студента выше и государство-донор дает своеобразную «гарантию» на такого работника. В той же Великобритании труд нашего студента-практиканта фермер оплачивает в 1,5 раза дешевле, чем аналогичный - гражданина страны, что делает прибыльным использование труда студентов из стран восточной Европы. Вдобавок, хозяин совсем не тратит деньги на доставку рабочей силы. При налаженных связях фермерам на следующий год уже не придется ломать себе голову, где взять дешевую рабочую силу, даже если государство перекроет границы для нелегальных трудовых мигрантов.

Основная задача заграничной практики - приобретение навыков работы с передовой техникой и ознакомления с передовыми сельскохозяйственными технологиями, несомненно, достигается. По истечении практики студенты приезжают в «альма-матер», пишут отчет и получают оценку. Вузу такая заграничная деятельность приносит престиж, а студенту - деньги. Все довольны: и вуз, и студенты, и фермеры. Правда, старожилы аграрного университета, вспоминая времена, когда наше сельское хозяйство было на высоком уровне, соглашаются, что практика в колхозах была ничем не хуже, а во многом и лучше нынешней заграничной. По крайней мере, студенты исполняли не только примитивную работу, но и такую, что требует применения полученных в вузе знаний по специальности. Современная заграничная практика только частично исполняет функции той практики. Что касается эффективной студенческой практики на территории Украины, то вопрос не решается в рамках одного министерства аграрной политики, даже если соединить усилия с министерством науки и образования. Для этого нужно эффективное взаимодействие всех сфер народного хозяйства, прежде всего объединение усилий промышленного и аграрного сектора, что в условиях конкуренции, наличия частных собственников и анархии рыночных отношений до сих пор не удавалось.

 

 

экономика образование