Вернуться на главную страницу

«Гренада» — первый русский ансамбль на крупнейшем фестивале Латинской Америки

2012-03-28  Екатерина Зубрева Версия для печати

«Гренада» — первый русский ансамбль на крупнейшем фестивале Латинской Америки

Трудно себе представить, что когда в России зима, где-то на другом конце света стоит неимоверная жара. Сильнейшие январские морозы нам удалось «переждать» в Аргентине. Путешествие из московской зимы в латиноамериканское лето происходило не без приключениий — ведь на борт самолетов, которым мы счёт потеряли из-за пересадок то в Мадриде, то в Сантьяго де Чили, «Гренада» должна была проникнуть с пятью десятками музыкальных инструментов, да и еще и с грудным ребенком! Дело в том, что минувший год для ансамбля стал свадебным — сразу три пары связали узами брака свои жизни внутри «Гренады»! Более того, в гренадской семье, созданной несколькими годами ранее, — у Николая и Марины Полевых родилась дочка Наташа, которая как раз и совершила это невероятное путешествие через океан, а заодно и через Кордильеры!

И когда наконец в аэропорту Кордобы (второго по величине города после Буэнос-Айреса) нас встретили аргентинские друзья, нашему счастью не было предела! Так приятно было видеть лица знакомых людей, встречающих нас за океаном. Живописнейшие места открылись нашему взору: горные реки, озера с прозрачной водой и сами горы, до которых, кажется, рукой подать.

Среди гор, километрах в 60 от Кордобы, расположен небольшой город под названием Коски?н. Название его для непосвященных совершенно непонятно, но нам рассказали историю этих мест. Коски?н стал последней и самой дальней точкой Дороги Инков — так далеко от родного Ку?ско – столицы Империи Инков дошли их воины. Заложенный ими город они назвали «Маленький Ку?ско» — Коски?н.

Именно здесь проходит крупнейший Международный фольклорный фестиваль Латинской Америки «Cosqui?n», который уже 52 года собирает вместе ценителей народных традициий. У истоков Коски?на — один из известнейших фольклористов мира Атауа?льпа Юпа?нки (с языка кечуа его имя переводится как «Посланец далеких земель»). В память об основателе фестиваля, его идеологе, Главная сцена фестиваля зовётся его именем. Этот выдающийся музыкант, поэт, писатель и композитор путешествовал по Аргентине, изучал фольклор, и свою любовь к родной стране, её культуре, он выражал в своих произведениях.

Впервые фестиваль был проведён в 1961 году по инициативе жителей Коски?на. Основатели фестиваля превратили это событие в главное культурное мероприятие не только Аргентины, но и целого континента! Уже в следующем, 1962 году фестиваль транслировался по всей Аргентине, a Президент Хосе Мария Гидо (Jose? Mari?a Guido) подписал Указ о ежегодном проведении «Недели Национального Фольклора» в Коски?не. Очень скоро фестиваль стал известен и на других континентах — в городе Штутгарт в Германии в честь Коски?на была названа улица, а в японском городе Кавамата с 1981 года начали проводить фестиваль «Cosqui?n en Japo?n» («Коски?н в Японии»). С тех пор этот замечательный праздник не прекращается!

Фестиваль проходит круглыми сутками и включает в себя множество интереснейших мероприятий, таких как мастер-классы на любой вкус, начиная с музыкальных и заканчивая кулинарными; выступления артистов на разных площадках города; ярмарки, на которых можно приобрести удивительные по красоте предметы народного творчества, полюбоваться работой мастеров, создающих на ваших глазах музыкальные инструменты, одежду, обувь, украшения.

Главные концерты на фестивале проводятся ночами и называются lunas (лу?ны). Первая луна, вторая луна... Зрители в прямом смысле под луной до рассвета наслаждаются выступлениями ансамблей и солистов.

«Гренада» выступала в «седьмую луну». Представляете — мы стали ПЕРВЫМ ансамблем из нашей страны на сцене имени Атауальпа Юпанки! Но законное чувство гордости было не единственным, что переполняло наши сердца: нас поразило, что многочисленные зрители фестиваля в первую очередь хотели слушать родную, латиноамериканскую музыку! Мы просто уже отвыкли от того, что люди так обожают свои народные мелодии, ритмы, танцы! Вначале это нас даже огорчило, ведь мы думали, что все поголовно захотят послушать концерт русского ансамбля, но потом мы поняли, что ведь это же здорово, что аргентинцы любят аргентинскую музыку, чилийцы — чилийскую, а венесуэльцы — венесуэльскую.

Интерес к культуре своего народа в Латинской Америке настолько велик, что на фестиваль в небольшой город Коски?н ежегодно собирается более ста тысяч зрителей — в прямом смысле слова яблоку негде упасть, все гостиницы забиты, многие селятся в палатках, ночуют (точнее, днюют — ведь ночью все на фестивальных концертах!). Поклонники фестиваля начинают собирать деньги на поездку в Коски?н сразу после окончания предыдущего фестиваля, а те, у кого не хватает средств, готовы идти пешком!

Итак, фанатиков русской музыки мы здесь не обнаружили, поэтому лёгкой победы не предвиделось, «Гренаде» нужно было не просто одарить слушателей красотой русских песен, а сначала завоевать зрителя. К счастью, это удалось. Огромную роль сыграло здесь и обаяние русских мелодий, и красота русских танцев, и зажигательные казачьи песни. Но не меньшее значение имело и то, что «Гренада» насытила свои концерты латиноамериканскими, а в частности, аргентинскими песнями с их сложнейшими ритмами и тем самым просто покорила сердца истинных почитателей народной музыки далекого континента. Ведь они не могли не оценить, с каким мастерством исполняли их собственные произведения русские музыканты. Ну и восклицательным знаком в концертах и после концертов стало свободное владение участниками ансамбля испанским языком. Вот таким «оружием» и удалось завоевать сердца стольких зрителей. Вокруг ансамбля постоянно толпились журналисты, фотографы, просто те, кому хотелось поговорить, расспросить о нашей стране, теле-интервью не было числа!

По просьбе организаторов фестиваля участниками «Гренады» ежедневно проводились мастер-классы игры на балалайке и русских танцев, которые были очень популярны и собирали большое количество публики. Я часто не могла сдержать слез, потому что была очень горда тем, что за тысячи километров от нашей Родины её культура вызвала такой большой интерес.

Не обошлось и без огорчений — ведь пришлось признать, что в нашей стране на эстраде хозяйничает странный для аргентинских зрителей способ исполнительства под свою (а порой и под чужую) фонограмму. На сценах же фестиваля, о котором мы рассказываем, так же как и на любых других концертных площадках в Аргентине, звучит только живая музыка. Скажем больше — даже слово «фонограмма» с трудом было переведено на испанский язык нашими собеседниками: они просто не поняли, о чем идет речь, и были страшно поражены, что на концертах в далекой России используется этот прием бессмысленного обмана публики. Пришлось слукавить и сказать, что только некоторые из российских музыкантов позволяют себе прибегнуть ко всяким «минусам» и «плюсам». Стыдно было, конечно, за наших «звёзд» — послушали бы они, как поют и как играют в Латинской Америке! Зато живое звучание «Гренады» здесь, в отличие от России, воспринималось как норма.

Концерты «Гренады» велись исключительно на испанском — руководитель ансамбля Татьяна Львовна Владимирская рассказывала, как в России любят и интересуются их страной, о том, какие у нас суровые зимы, и что в Москве на тот момент было минус 30 градусов — это приводило в шок местных жителей. И все это сопровождалось изумительным исполнением красивейших русских песен и сложнейших музыкальных ритмов Латинской Америки. Откуда у участников «Гренады» это мастерское владение инструментами разных народов? И откуда сами эти уникальные инструменты, которыми любовались все участники фестиваля? Такое богатое наследие оставил «Гренаде» Сергей Николаевич Владимирский — руководитель ансамбля, наш учитель, который, к несчастью, ушел из земной жизни. В коллекции Учителя около 1000 музыкальных инструментов со всего мира, на каждом из которых Маэстро свободно играл, как только брал в руки. Сергей Владимирский передал свои умения ученикам, которые продолжают это важнейшее дело — развитие культурных диалогов между Россией и другими странами.

Кроме зарубежных участников, на площадках фестиваля выступали аргентинцы-победители предварительных отборочных конкурсов, которые проходят по всей стране. Из тысяч кандидатов отбираются две сотни лучших, но уж если вы попали на Главную сцену, то высокий авторитет среди музыкантов вам обеспечен на всю жизнь. Что и говорить, ведь на этой сцене выступают всемирно известные мастера — величайшая аргентинская исполнительница Мерседес Соса (Mercedes Sosa), которой рукоплескали такие залы, как Карнеги Холл и Линкольн Центр в Нью-йорке, Сикстинская Капелла в Ватикане и Римский Колизей; в прошлом году концерты фестиваля открывал знаменитый чилийский ансамбль «Инти-Ильимани» («Inti-Illimani»), а в нынешнем году «Гренаде» посчастливилось вновь встретиться с любимцем европейской и латиноамериканской публики ансамблем «Килапаюн» («Quilapayu?n») и великолепным исполнителем и автором многих песен из репертуара «Гренады» Виктором Эредия (Vi?ctor Heredia)… Впечатления от фестиваля переполняют наши сердца!

После участия в фестивале гастроли «Гренады» продолжились: ансамбль тепло принимали в городах Кура Брочеро (Cura Brochero), Мина Клаверо (Mina Clavero), Nono (Ноно). Красота этих мест поражала нас — горы, постоянно меняющие свой образ, реки с водопадами... Апогеем этого замечательного гастрольного тура стало выступление в Кордобе в престижнейшем месте под названием Кабильдо (Cabildo). На протяжении веков в этом старинном здании собираются отцы города, чтобы решать важнейшие вопросы. Только самым почётным гостям разрешается выступать в Кабильдо! И здесь, так же, как и во всех городах, где бы мы ни выступали, на концерте «Гренады» присутствовал мэр города и все руководство городской администрации. После окончания концертов в честь «Гренады» проходили приемы и звучали здравницы в честь аргентинско-российской дружбы. А ведь публика, которая приходила на концерты, первоначально далеко не всегда была дружелюбна к нашей стране. Приходилось даже выслушивать такие признания: «Я всегда отрицательно относился к России, а теперь полюбил ее всем сердцем!», «За два часа вы перевернули мою душу и заставили полюбить вашу Родину». Откуда такое отрицательное отношение? Сами аргентинцы приписывают это активной пропаганде, которая десятилетиями велась против нашей страны. Так что мы почувствовали себя защитниками Отечества.

– «Это лучшие послы России!» – неоднократно повторял один из организаторов гастролей русского ансамбля — Даниэль Коэн, профессор Национального Университета Ла Риоха (La Rioja).

Конечно, мы побывали в этом Университете и провели в его стенах несколько дней. Там состоялось множество интересных встреч, мастер-классы, организованные для нас преподавателями народных танцев и музыки, а также мастер-классы ансамбля «Гренада», которые вызвали интерес множества аргентинских студентов. Молодежному составу «Гренады» было чрезвычайно приятно общаться со своими сверстниками, а танцы самба (zamba) и чакарера (chacarera) покорили наши сердца. И даже беспрецедентная жара — 55 градусов (в Москве в это время было минус 35!) — не остановила наше рвение в занятиях танцами!

Хочется поделиться и другими наблюдениями — например, мы смогли воочию убедиться, что образование как таковое, а особенно высшее, пользуется огромным почетом в Аргентине. Университетский профессор, безусловно, обладает столь высоким авторитетом, как самый почетный гражданин своей страны. А уж Ректор Университета — почти божество. Участники ансамбля удостоились быть принятыми Ректором Университета Ла Риоха г-ном Энрике Рольданом, и в беседе с ним были поражены знаниями о России, которые продемонстрировал этот ученый. Мы тоже старались по возможности рассказать о симпатиях, которые испытывает народ России по отношению к Аргентине и аргентинцам. В ходе встречи Ректору была вручена книга «Аргентина и «аргентинский испанский», написанная руководителем ансамбля «Гренада» Татьяной Львовной Владимирской. Результаты общения с профессурой Ла Риохи не замедлили сказаться: спустя месяц после визита «Гренады» в Университете было принято решение о введении изучения русского языка. Вот это победа!

Одно из ярчайших впечатлений пребывания в Ла Риохе — это визит в Национальный парк Талампайя (Talampaya), включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — уникальный в своем роде природный памятник, очарование которого невозможно передать ни словами, ни фотографиями. Отвесные скалы необычного красно-коричневатого оттенка, устремленные к небесам, хранят тайну их создания. Недаром в этом месте обнаружили останки Риохазавра (Riojasaurus) — одного из самых первых динозавров в мире, которому ни много ни мало — 220 миллионов лет! Вы уже, наверное поняли, что своё имя этот выдающийся житель Талампайи получил в честь провинции Ла Риоха, тем самым сделав её всемирно известной в научных кругах. Сам каньон Талампайя — это высохшее русло некогда бурной реки. Весь этот лунный пейзаж поражает своей красотой и многозначительным безмолвием. А над ущельем парят кондоры, олицетворяя величественность сего загадочного уголка земли.

Конечно же, пребывание в прекрасной Аргентине навсегда сохранится в наших сердцах — сказочная природа, доброжелательные люди, замечательная музыка, восторженные зрители, концерты в лучших залах и под открытым небом, успех и дружеские объятия ещё вчера совершенно незнакомых людей...

А теперь я открою свой личный секрет: путешествие в Аргентину стало для меня свадебным, так как в канун гренадских гастролей я стала женой замечательного музыканта и солиста «Гренады» Алексея Зубрева! Это была третья по счету свадьба в ансамбле «Гренада» в прошедшем году, поэтому теперь подписываю свою статью не так, как прежние репортажи: не Екатерина Маматова, а

Екатерина Зубрева

культура