Вернуться на главную страницу

Мертвые хватают живых

2008-11-17  Василий Пихорович Версия для печати

Украинская власть предприняла очередную психическую атаку на историю нашего народа. 30 октября высокопоставленный чиновник Службы безопасности Украины выступил на пресс-конференции с сенсационным отрытием: будто бы все, что говорилось раньше о зверствах УПА, ­ выдумка коммунистической пропаганды, а на самом деле, после изучения архивов выяснилось, что этим занимались переодетые в бандеровцев специальные отряды НКВД.

Собственно, эта легенда существует давно. Но раньше она кочевала только по маргинальным националистическим газетам, а теперь высказана от имени власти.

Когда в подобные сказки верят на Восточной Украине или в Киеве (а таких людей все больше и больше), меня это не очень удивляет. Почему бы и не поверить! Ведь верили они Солженицыну, что их собственные деды – это не великий народ, сумевший преодолеть вековую отсталость, подняться до высот мировой культуры, а сборище дрожащих от постоянного страха придурков, превративших свою страну в сплошной ГУЛАГ, верили Суворову, утверждавшему, что Гитлер всего лишь оборонялся от кровожадных большевиков, желавших покорить цивилизованную Европу. Почему бы им не поверить еще и в добрых и культурных бандеровцев, которых злые энкаведисты уничтожали только потому, что они носили вышиванные сорочки и пели украинские песни.

Но когда эти аргументы мне начали приводить мои земляки из села на Ивано-Франковщине, я напугался. Ведь это наша живая история. Не прочитанная из советских или, наоборот, антисоветских книжек, а история наших семей, отцов и дедов наших соседей, знакомых, одноклассников. Очень часто трагическая история, такая, что и вспоминать иногда не хочется. Но ведь и забывать нельзя, а тем более позволять очередным политическим проходимцам заменять ее какой-то тупой и бессмысленной выдумкой. Когда за праздничным столом один мой односельчанин моего возраста начал мне пересказывать историю о «переодетых энкаведистах», я был поражен. Мне показалось, что он сумасшедший. И дело даже не в том, что мы же вместе с ним в детстве слушали отсидевшего «двадцатьпятку» (после войны в Советском Союзе смертная казнь была отменена и высшей мерой наказания было 25 лет заключения) местного полоумного по фамилии Иванчик, который собирал пацанов на пастбище и хвастался тем, что в молодости, когда он служил палачом в СБ (служба безопасности УПА), он придумал собственный способ убивать людей: из поясного ремня он делал петлю, надевал на шею жертве, потом перекидывал ремень через плечо (он был высоким здоровенным мужиком), несколько раз встряхивал ...и все. Мы цепенели от страха, представляя, как он проделывал то, что рассказывал, но с другой стороны понимали, что он больной человек, что с него возьмешь. В очень правдивом фильме о бандеровщине «Высокий перевал» есть персонаж по имени Йосип. Тупое, забитое существо, явный дебил. По приказу интеллигентных «провидныкив» он послушно и безжалостно убивал людей. Как «москалей», так и местных, сочувствующих «советам», так и свих же бандеровцев, в надежности которых усомнилась СБ. Я просто поразился, увидев этот фильм – образ словно списан с нашего Иванчика.

Но дело было даже не в этом. Допустим, не произвели на моего приятеля эти рассказы слишком глубокого впечатления. Или он счел, что Иванчик все придумал. Может, он никогда не думал над вопросом, почему на кладбище районного центра так много могил девушек, которые, судя по именам и фамилиям, родились где-то в Приднепровье или на Слобожанщине, а закончили жизнь в очень юном возрасте во второй половине 40-х в наших краях. Может, просто местный патриотизм заставил его идеализировать «партизан» (так у нас на Западной Украине всегда называли бандеровцев) и ненавидеть «москалей».

Но как человек из западноукраинского села мог поверить в то, что энкаведисты не просто переоделись в форму бандеровцев, но еще и научились разговаривать по-местному так, чтобы в них с первого же слова не различили «москалей»? Ведь это просто чудеса. Приходится допустить одно из двух: то ли в НКВД служили одни сплошные филологические гении, то ли, что горячо любимая националистами Юлия Тимошенко просто специально издевается над своими поклонниками, говоря каждый раз непременно «каалицыя».

Впрочем, на самом деле, вопрос это нешуточный, и лично меня он волновал еще очень давно. Насчет спецотрядов НКВД при Советской власти я то ли ничего не слышал, то ли не придавал этому значения, но о «ястребках», - так у нас называли членов истребительных отрядов по борьбе с бандеровщиной, - говорилось и писалось много. Набирались эти отряды из числа местного населения. Нужно вырасти в селе на Западной Украине, чтобы понимать, почему я никак не мог себе представить, как такое было возможно. При всем том, что с самого детства я сочувствовал «ястребкам», а не бандеровцам, я никак не мог понять, что это должны были быть за люди, чтобы решиться бросить вызов бандеровцам. Точно так же, как не мог понять, откуда брались послевоенные председатели сельсоветов, другие сельские активисты. Ведь это только днем в селе была советская власть и то весьма относительно. А ночью приходили бандеровцы, и такого смельчака ждала верная смерть. Ведь всего-то знаменитого НКВД было – один вооруженный автоматом участковый на два села, да взвод солдат в районном центре.

Во всем этом была какая-то загадка, и я начал разгадывать ее еще едва ли не в детстве. Благо, для этого у меня были все условия: очевидцев под рукой – видимо-невидимо и ни одного «свидомого» профессора, который бы пудрил мозги сказками про добрых и наивных бандеровцев и злых, но гениальных энкаведистов (все эти профессора в это время запоем славили КПСС). И вот что я выяснил очень быстро. Оказалось, что все довольно просто.

Известно, что советская власть несколько раз выпускала обращения к участникам оуновского подполья с предложением добровольной сдачи. Тем, за кем не числились тяжкие преступления, обещалась полная свобода, остальным – справедливый суд. На обращения откликнулись многие. Среди них легко было набрать как «ястребков», так и агентов для работы среди населения. Особенно среди тех, за кем все-таки числились убийства. В военное время за это полагался расстрел, и если им взамен предлагали сотрудничество, они на него шли весьма охотно. Терять им после этого было особо нечего, поскольку для «своих» они становились врагами, предателями. Немало было и таких случаев, когда такие люди работали одновременно и на НКВД (МГБ), и на бандеровцев.

Вот что мне удалось узнать еще при советской власти от односельчан. Все это подтверждалось рассказами о конкретных людях, личными соображениями рассказчиков. Это было очень интересно, но полагаться на такого рода информацию все-таки нельзя, поскольку было непонятно, насколько широко применялась такая практика. Это было все-таки только мое предположение, построенное на обрывочных сведениях весьма ненадежных источников. Гораздо позже, буквально несколько лет назад, мне пришлось много общаться с человеком, который с 1946 года был ответственным работником на Западной Украине, а с середины 50-х годов – в КГБ, занимая там весьма солидные должности. Я попросил его подтвердить или опровергнуть мои сведения. Он не стал отвергать моей гипотезы, но и подтверждать отказался, сославшись на то, что в интересующее меня время в органах не работал и поэтому боится ошибиться.

Конечно, можно было попробовать порыться в архивах и найти подтверждения или опровержения моих догадок, но, во-первых, я не историк и даже не знаю, как к этим архивам подступиться, а во-вторых, я понимал, что если до меня по этому поводу не нашли ничего ни те историки, кто выступал против УПА, ни те, кто был за УПА, значит, я точно не найду. Мне оставалось только ждать и продолжать строить догадки, которые позволили бы мне разгадать до конца эту тайну, раскрытие которой позволило бы понять очень многое не только в той трагической странице истории моего края, но и по-иному взглянуть на его настоящее и будущее.

И вот я дождался. Когда СБУ, сославшись на архивные документы, подняло тему «спецотрядов НКВД», в интернете, наконец, появился тот материал, которого я так давно ждал.

Документы, собранные автором, полностью «разоблачают» деятельность спецформирований НКВД, но вряд ли они будут популяризоваться нашими «правдолюбами» из СБУ и их высокими покровителями. И не потому, что там оправдывают НКВД или принижают бандеровцев. Нет. «Борцы против мифов» из украинских спецслужб постараются проигнорировать эти документы только потому, что в них очень скрупулезно, с фамилиями, с цифрами, фактами, рассказывается о том, что собой представляли спецотряды НКВД на Западной Украине, чем они занимались и, самое главное, из кого они состояли.

А правда – это то, чего они больше всего боятся. Их устроит любая, даже самая тупая ложь, только бы не правда, поскольку правда истории заставляет людей думать самостоятельно – а это самое опасное для существующего строя. И наивен тот, кто думает, что, переписывая историю нашего народа, СБУ занимается несвойственным ему делом.

Пока я работал над этим материалом, СБУ выступило с новой порцией «открытий» «объективных историков». На этот раз впечатление было такое, что и выступавшие с этим заявлением чиновники СБУ, и эти самые «объективные историки», сами являются «переодетыми энкаведистами». Просто ложь теперь была настолько тупой и наглой, что ее невозможно принять за правду даже при очень большом желании. Суть очередного «открытия» эсбеушных «историков» состоит в том, что «УПА никогда не сотрудничала с фашистами». В качестве аргументов в пользу этого весьма смелого тезиса были выдвинуты очень оригинальные утверждения.

Первое состояло в том, что в то время, когда ОУН сотрудничала с абвером и создавала батальоны «Нахтигаль» и «Роланд», УПА еще не было. Люди, говорящие это, то ли издеваются над своими политическими заказчиками, то ли и в самом деле считают нас полными идиотами, неспособными провести даже простейшую логическую операцию – установить, что если с немцами сотрудничала ОУН, военной организацией которой была УПА, то между УПА и немцами тоже есть какая-то связь. Хотя, впрочем, спасибо им за то, что официально признали, что ОУН все-таки сотрудничала с фашистами.

Второе «открытие» вполне достойно первого. Было заявлено следующее: «Дивизия СС "Галичина" (1943 г.) хотя и состояла из украинцев, тем не менее, была структурой немецкой армии и не имела ничего общего с Украинским освободительным движением". Будто кто-то сомневался, что дивизия СС «Галичина» была структурой немецкой армии!

Именно об этом идет речь, что украинские националисты тесно сотрудничали со структурами немецкой армии. Членам ОУН настоятельно рекомендовалось поступать в эту дивизию. Ее благословил «украинский Моисей» (так его сейчас величают) Андрей Шептицкий. Эту дивизию сегодня всячески прославляют националисты, активно и при поддержке властей действует «братство ветеранов» этой дивизии.

Впрочем, на пресс-конференции, посвященной «открытию» того, что УПА будто бы не сотрудничала с немцами, основным докладчиком выступал некто «историк Иван Патриляк», который не скрывал того, что между немцами и УПА велись переговоры и достигались договоренности.

Он выделил две группы договоренностей: «договоренности, которые достигались между отдельными командирами УПА и отдельными немецкими частями об «обмене оружия на продовольствие или разведывательную информацию» и переговоры между немецким и полицейским командованием и руководством «освободительного движения» о достижении нейтралитета и о сотрудничестве с общим врагом - большевизмом».

«Историк» утверждает, что руководство УПА выдвинуло перед немецкими властями следующие «условия»: Немецкие власти прекращают борьбу против «украинского освободительного движения», освобождают из лагерей всех украинцев политзаключенных, «повстанцы» получают свободу в подготовке к антисоветской борьбе».

Не думаю, что кого-то сильно удивит, что немцев такие «условия» вполне устроили.

Если отбросить в сторону риторику, то «сухой остаток» эсбеушных исторических «открытий» можно сформулировать так: УПА, конечно же, сотрудничала с фашистами вплоть до их исчезновения с лица земли, но начиная то ли с конца 1942 (эсбеушные «историки» специально запутывают публику, смешивая в одну кучу возникшую в 1942 году «УПА» Тараса Боровца и УПА Бандеры, которого первый считал бандитом и фашистом) то ли с начала 1943, держала при этом дулю в кармане. Притом дуля эта была очень для фашистов опасная, и спасло их от полного разгрома только то, что бандеровцы ее никогда открыто не демонстрировали.

Что же было на самом деле? Выступали ли националисты против немцев. Выступали, и никто этого никогда не скрывал при советской власти. Почитайте книги Ковпака, Вершигоры, Медведева, и вы увидите, что они совершенно определенно пишут о существовании бандеровских отрядов в немецком тылу, с которыми даже велись переговоры о ненападении.

Вопрос не в том, существовала ли УПА при немцах или нет, а в том, что боролась она не столько против немцев, сколько против советских партизан. Да, рядовые участники движения были уверены, что их собирают бороться против немцев, были даже политические группировки, призывающие к этой борьбе, но реальной борьбы не было. Была задача «подготовки к антисоветской борьбе», что признает эсбеушный историк. Фактически спор идет не о том, сотрудничали ли бандеровцы с немцами, а о том, как это называть. Раньше это называлось прислужничеством фашистам или коллаборационизмом. Кстати, за это сажали не только в СССР, но и во всех остальных странах тоже. Сейчас же для этого факта предлагают несколько иную формулировку:

«Когда интересы Украины требовали сотрудничества с Германией – они шли на сотрудничество, когда была необходимость поберечь силы, пребывая в состоянии нейтралитета, националисты занимали выжидательную позицию, но когда обстоятельства требовали борьбы с Райхом, УПА вела эту борьбу жестоко, масштабно и бескомпромиссно".

Притом, вторая часть этой напыщенной формулировки представляет собой явное преувеличение. Мы не будем даже подвергать сомнению цифры, приведенные «историками» из СБУ, возьмем их такими, как они приведены: "Вообще же во время боев и стычек с оккупантами в июне-сентябре 1943 года погибли 1237 украинских повстанцев и более 3 тысяч гитлеровцев и их союзников».

Но сравним эти цифры, например, с такими:

«Соединением за период с 13 марта по 1 декабря 1943 г. проведено 10 крупных операций. Истреблено 5727 вражеских солдат и офицеров, пущено под откос 46 эшелонов противника. Уничтожено 38 танков, 173 автомашины, 31 пушка, 10 тракторов, выведен из строя бронепоезд, взорваны 3 железнодорожных моста, 16 шоссейных мостов, 3 склада с боеприпасами». Это самое обыкновенное донесение самого рядового партизанского отряда, который 13 марта 1943 года насчитывал 13 человек, а к концу «отчетного периода» не имел в своем составе даже тысячи человек. («Из заключения Украинского штаба партизанского движения о боевой деятельности соединения партизанских отрядов под командованием М.Г. Салая в марте-декабре 1943 г.» Советская Украина в годы Великой Отечественной войны. К. 1985. с. 260).

Вот так выглядела реальная партизанская борьба против фашистов. Напоминаю, что речь идет не о выдающихся подвигах, а о самой обычной боевой работе небольшого отряда, каковых на Украине действовали десятки, а, может, и сотни.

А те цифры, которые проводят «историки» как свидетельство борьбы УПА против немцев, если бы о чем-либо и свидетельствовали, то, скорее, о том, что борьба была не слишком напряженной. На самом деле, есть подозрение, что даже весьма скромные цифры боевых заслуг в борьбе УПА против немцев, приведенные изыскателями из СБУ, не совсем точно раскрывают действительную картину. Вполне могло оказаться, что в число «более 3 тысяч гитлеровцев и их союзников» попало и 1700 поляков из сел Воля Островецка, Яновец и Куты, расстрелянных УПА 30 августа 1943 г. в селе Острувка. По датам все сходится. А это был далеко не единичный эпизод подобных «подвигов» УПА этого периода.

Кстати, в официальных документах националистов того времени успехи их борьбы против немцев оцениваются куда более пессимистично:

«На протяжении всей немецкой оккупации шли от революционно-самостийницкого лагеря настоятельные мероприятия с целью привлечь к общей борьбе тоже и другие политические группы, но все эти мероприятия разбивались вследствие неспособности реакционно-оппортунистических групп стать на выразительную платформу борьбы против немцев» («Принципы организации УГВР и эмигрантские политические сообщества». Літопис УПА. Т. 8. с 88.).

Говорят, что националисты боролись за незалежну Украину и против фашистов, и против большевиков. Что касается борьбы бандеровцев против фашистов, то, как видно даже из материалов, которые представили в качестве доказательства этого тезиса эсбеушники, этот вопрос очень спорный, но, давайте, проанализируем, что же могла собой представлять на самом деле их борьба против большевиков? Я не исключаю, что некоторые рядовые члены ОУН, которые никогда не выезжали дальше соседнего села, не читали ничего кроме националистических листовок, могли верить в то, что в тех условиях возможна была какая-то самостоятельная Украина во главе с националистами. Но ведь руководители ОУН хорошо ориентировались в международной обстановке и прекрасно понимали, что их борьба в тылу Советской Армии была на руку исключительно только фашистам. В конце концов, был уже опыт УНР. Грушевский с Винниченко не меньше оуновцев стремились создать отдельную украинскую державу, но нужно отдать им должное, как только они увидели, что народ их не поддерживает, и что фактически они служат иностранным капиталистам, они приняли решение отказаться от борьбы. Мало того, Грушевский вернулся в Украину и сотрудничал с большевиками. Винниченко тоже готов был вернуться, но не сторговался насчет поста в правительстве. Ему предлагали меньший пост, чем он рассчитывал. Тем не менее, еще долгое время он печатался в советских издательствах.

Националисты, а теперь и эсбеушники, говорят, что сначала ОУН действительно сотрудничала с немцами, но после того как немцы, несмотря на заверения националистов в преданности «рейху» разогнали их «державу», учрежденную 30 июня 1941 года во Львове, после этого бандеровцы начали против них бороться. Свидетельством того, что бандеровцы боролись против немцев, называют то, что немцы арестовали Бандеру. Вообще, это очень похоже на правду. Но если посмотреть в частности, а не вообще, то правдой окажется нечто ровно противоположное. Немцы расстреляли большинство пленных генералов Советской Армии, которые отказались с ними сотрудничать. А тут не просто генерал, а вождь целого движения у них в руках, но его никто не расстреливает. Мало того, Бандеру не расстреляли даже после того, как УПА официально приняла решение о вооруженной борьбе против немцев. Интересно, как бы это прокомментировал эсбеушный специалист в области истории. У меня есть своя версия. Я думаю, что самой первой причиной такой нерешительности немцев было то, что оуновская борьба против немцев была чем-то очень похожим на ющенковское обещание «посадить бандитов в тюрьмы» или заставить богатых поделиться с бедными. Я думаю, что за этими декларациями стояли совершенно другие цели, вполне согласующиеся с немецкими интересами. И вот что наталкивает на эти мысли.

Сама ІІІ конференция ОУН, которая призвала националистов к вооруженной борьбе против немцев, состоялась в феврале 1943 года, то есть после Сталинграда, а реальная массовая организация вооруженных отрядов началась в октябре 1943, то есть после Курска, когда стало очевидно, что немцам придется оставлять Украину, то есть создавалась она явно для борьбы в тылу Красной Армии и, наверняка, не без ведома немцев, и что уж точно, не без их материальной помощи, которая была лишь слегка замаскирована под «нападения» на их склады и «договоренности» об «обмене оружия на разведданные». Кроме того, сами националисты не скрывают, что основной своей задачей еще при немцах считали борьбу против красных партизан. Кстати, националисты любят похвастать, что в УПА воевали не только украинцы и даже называют цифру - до 40% бойцов самых разных национальностей. Они не скрывают, что это бывшие военнопленные красноармейцы, среди которых члены ОУН вели самую широкую агитацию за переход в УПА. Сомнительно даже то, что агитация велась без ведома немцев, не говоря уж о том, как им удавалось уходить из концлагерей. Надо полагать, немцы просто разрешили членам ОУН набирать людей среди военнопленных. Другими словами, украинские националисты «боролись с немцами» точно так же, как и власовцы.

Конечно, внутри националистического движения были свои группировки, между которыми были незначительные отличия: одни служили фашистам просто за деньги, другие при этом выпендривались - «договаривались», так сказать. Но эти различия имеют минимальное значение. Главное же в том, что никогда националисты не представляли интересы украинского народа, а всегда были силой антинародной и антиукраинской. Притом силой страшной, дикой, иногда более жестокой, чем фашисты.

Тем, кто хочет подробно узнать, что такое была УПА, я советовал бы обратиться к книге канадского историка украинского происхождения Виктора Полищука «Горькая правда». Ее несложно найти в Интернете. В отличие, от сегодняшних «прозревших историков», он никогда не служил ни в КГБ, ни в СБУ. Мало того, он лично пострадал от советской власти и относится к ней очень критически. Он просто болеет душой за свою нацию и не хочет, чтобы ее отождествляли с УПА.

А в целом, все это насилование общественного мнения по поводу реабилитации УПА, точно так же как «голодомор», очень напоминает то, что происходило в последние годы брежневского правления, когда ни с того, ни с сего вся государственная машина начинала приводиться в действие, чтобы внушить обществу, что главнейшие вехи нашей истории – это те, которые связаны с книгами «Целина» и « Малая земля», когда эти «ценнейшие» произведения изучали в школах во всех классах, когда на эту тему слагались песни, ставились фильмы и т.п. Но ведь, согласитесь, что книги эти были безобидные, там не было вранья, да и вообще, всем было ясно, что это стариковская блажь, в общем-то, хорошего человека, старческий маразм, который чиновничья рать использует в своих интересах. Совсем другое дело, когда под видом маразма идет кампания по героизации национализма, реабилитации фашизма, полнейшему извращению истории нашего народа.

Все это делается под предлогом того, что в советские времена, мол, реальная правда про УПА скрывалась и то, что говорилось об УПА – это миф. Вот как раз это – действительно миф.

Были в советские времена, конечно, и откровенно слабые, бездушные и бездарные книжки о бандеровщине, рассчитанные чисто на то, чтобы заработать себе на этой народной беде политические дивиденды.

Один из лучших (или, точнее, худших) примеров: книга Владимира Яворивского «Вечные Кортелисы». Типичное «разоблачение» и «клеймение». Автор решил заработать деньжонок и славы на трагедии. Получилось. Теперь он зарабатывает на «голодоморе», клеймит коммунистов и прославляет бандеровцев, которых он клеймил в «Вечных Кортелисах».

Или возьмите стихи Дмитра Павлычко:

Українці ми оба,
Став я вільний із раба,
Ти із пана став рабом.
Не змиритись нам обом.

 

Ми з тобою не брати:
Україну зрадив ти,
Втік від неї за кордон,
Там тебе пригрів тевтон.

 

Ти у Мюнхені живеш,
Ти війни нової ждеш,
Хочеш круком на війні
Очі виклювать мені.

 

Може, я впаду в бою -
Будеш пити кров мою,
Та вона тебе струїть:
Кров моя для тебе – їдь.

 

Конечно, Павлычко не пал в бою, никто крови его не пил, видно, просто брезговали. Она, похоже, и в самом деле была какой-то гадостью отравлена. Теперь этот же самый человек такими же тупыми стишками плюется в адрес коммунистов и славит бандеровцев.

Такие примеры можно множить и множить, но эти книги и стишки не имели никакого влияния на публику. Все понимали мотивы авторов.

В то же время было много художественных произведений, посвященных проблеме национализма, в которых авторы пытались со всей добросовестностью вскрыть причины этой нашей беды, показать всю сложность тех времен.

Взять хотя бы книгу «Кто тебя предал» В. Беляева. Эта книга проникнута такой глубокой любовью к галичанам, на какую только способен человек, приехавший сюда с Востока и проникшийся нашими проблемами. Фильм «Иванна», снятый по этой книге, люди на Западной Украине смотрели с замиранием сердца.

Или возьмите «Білий птах з чорною ознакою» Юрия Ильенко. Талантливейший фильм против бандеровцев. Мое село буквально вымирало, когда этот фильм показывали по телевизору. Кстати, этот человек сейчас является одним из лидеров объединения «Свобода», героизирующего бандеровщину.

Я уже упоминал о фильме «Высокий перевал» Владимира Денисенко.

Да и чисто пропагандистские книжки, направленные специально против национализма, никогда не опускались до уровня лжи, всегда основывались на фактах.

Другое дело, что далеко не всегда по-умному вели себя те, на кого была возложена борьба с национализмом. В этой связи, «как в воду глядел» Василь Симоненко, один из лучших украинских советских поэтов 60-х годов:

Порада товаришеві з КДБ

 

Чого вдивляєшся так пильно й підозріло

У тих, хто сумніви свої явля на людях сміло?

Якщо ти дійсно служиш правді, а не злу -

Чому ж у щирості вбачаєш ти крамолу?

При людові не стане ворог горло дерти,

Бо тільки добрий друг бува одвертим,

Ти краще придивляйся, як належно,

До тих, хто мислить і говорить обережно.

22.11.1959.

Не прислушались «товарищи из КГБ» к совету поэта. Результатом стало то, что через какое-то время в самом КГБ было невозможно найти человека, который бы имел если не убеждения, то хотя бы совесть и честь. Говорили преследовать националистов – преследовали. Потом сказали – прославлять националистов – стали прославлять. Боюсь, что если бы завтра председателем СБУ завтра был назначен сам шеф «украинской дивизии «Галичина»» рейхсфюрер Гиммлер, они бы, не моргнув глазом, стали выполнять его указания.

С другой стороны, может это и хорошо, что за дело реабилитации УПА взялись эти люди.

Когда с одной стороны оказываются Ковпак, зарубленный бандеровцами Ярослав Галан, Довженко, Сосюра (бывший петлюровец, кстати), Малышко, Рыльский, Тычына, Васыль Симоненко, собственно, даже Грушевский с Винниченко, а с другой стороны ­ историки из СБУ, Бандера с Ющенко, бывший командир батальона «Нахтигаль» Шухевич с бывшим секретарем ЦК КПУ по идеологии Кравчуком (он первый, будучи президентом Украины, организовал в 1992 году марш бывших бандеровцев по Крещатику), Яворивский и Павлычко, то любой украинец, дорожащий честью и достоинством своего народа, сделает правильный выбор.

Но остается еще один вопрос. Чем же все-таки жив украинский национализм? Почему со временем он только разрастается, захватывая людей далеко за пределами Западной Украины. Думается, что в самую первую очередь, национализмом русским. Если кто-то думает, что можно победить украинский национализм, сохранив русский национализм (сами русские националисты называют его патриотизмом, но ведь и бандеровцы величают себя патриотами), то он здорово ошибается. И всех, кто пытается понять психологию бандеровщины и психологию тех, кто готов ее оправдывать, отсылаю к психологии тех русских, которые воспринимают как нечто само собой разумеющееся власовский флаг над Кремлем, кто спокойно воспринимает героизацию и романтизацию Колчака, который тоже на иностранные деньги воевал против своего народа и на совести которого жертв никак не меньше, чем на совести бандеровцев, кого не смущает канонизация русской церковью Николая Кровавого, кто считает бандеровцами всех, кто разговаривает на украинском языке.

В Украине мы имеем все то же самое, только в куда более скромном - местечковом и хуторянском масштабе.

Национализм – есть зло, независимо от того, какой он нации. И дело не в том, что националисты – враждебно относятся к чужим народам. Дело в том, что они – враги своего собственного народа и ничего, кроме трагедии не нес никогда своему народу ни один национализм. Это значит, что любой, кто является действительным патриотом своего народа, должен бороться в первую очередь против национализма своей нации.

Но значит ли это, что украинцам нужно ненавидеть бандеровцев и всячески их демонизировать? Думаю, что нет. Да и смешно было бы, если бы 60 лет спустя кто-то призывал ненавидеть этих несчастных людей, большинство из которых было насильно загнано в банды, в то время, как советская власть в 40-х годах амнистировала тех, кто отказывался от дальнейшего бессмысленного кровопролития, старалась дать возможность устроиться в жизни тем, кто отсидел свое.

Этих людей нужно не ненавидеть. Их нужно суметь понять. Суметь понять тех, кто добросовестно заблуждался, суметь понять тех, кто был втянут в борьбу против своего народа против своей воли, суметь понять тех, кто сумел порвать с национализмом и вернуться к мирной жизни, суметь понять и научиться уважать тех, кто не просто вышел из лесу, а вошел в состав «истребительных отрядов» и «спецотрядов НКВД» и с оружием в руках боролся против своих вчерашних соратников. Без них бы еще много крови украинского народа пролили во имя «украинской державы» те, кто использовал национализм в своих корыстных целях.

Вот их – тех, кто культивирует и лелеет национализм, кто оправдывает национальную ненависть, кто использует ее для того, чтобы стравливать народы, нужно ненавидеть, и ненавидеть лютой ненавистью. А если позволим им в очередной раз возможность одурманить наш народ идеями национализма, нас будут ненавидеть наши дети. И, боюсь, вполне заслуженно.

политика история