Правда об «оккультном райхе». Часть первая
Во время Великой Отечественной войны, да и много лет после нее, о них писали просто: палачи, массовые мучители и убийцы, наемники мирового капитала, решившего навсегда покончить со свободой народов. Вот строки из памятки для советских солдат и офицеров, выпущенной еще в дни боевых действий: «В 1929 году Гитлер назначил своего верного подручного Гиммлера начальником С. С. Гиммлер известен в Германии как тупой садист. Это изобретатель пыток… С. С. стали тюремщиками в концлагерях, карательными отрядами в покоренных странах, присяжными усмирителями французов и поляков, норвежцев и сербов».
В этих беспощадных характеристиках была часть правды. Но только часть…
Через двадцать лет после Победы в журнала «Наука и религия» впервые появились отрывки из книги французских исследователей Луи Повеля и Жака Бержье «Утро магов». Эти скупые главы произвели на многих впечатление разорвавшейся бомбы. Двое французов, журналист Повель и инженер-химик, участник Сопротивления Бержье, собрали массу данных о том, что у гитлеровцев была тайная мистическая доктрина, руководившая всеми их действиями, а СС (Schutz Staffeln — «охранные отряды») представляли собой религиозно-рыцарский орден, самый грозный и могущественный в истории. Они писали: «Некоторые заседания суда в Нюрнберге были лишены смысла… Два мира присутствовали там, не соприкасаясь друг с другом. Это было все равно что пытаться судить марсиан, исходя из основ человеческой цивилизации. Это и были марсиане… Цивилизация, полностью отличная от того, что принято называть цивилизацией, упрочилась в Германии за несколько лет, а мы и не отдавали себе в этом отчета. Ее инициаторы не имели в основном никакой интеллектуальной, моральной или духовной связи с нами. Помимо внешних форм, они в остальном были нам так же чужды, как аборигены Австралии (в действительности те гораздо ближе)… Потрясающая новизна нацистской Германии в том, что магическая мысль впервые взяла себе в помощники науку и технику».
Но миновало еще немного времени, — и мнение о том, что однажды за Рейном возникла владеющая танками и радиосвязью держава черных магов, стало попросту банальным. Сложилась «мифология вокруг мифологии», свод новейших легенд и преданий, опирающихся на германский оккультизм в изложении Повеля и Бержье. В пору «перестройки», отмеченную небывалым очернением советского прошлого, толпа борзописцев разом бросилась сравнивать «эзотерику СС и НКВД», искать то примитивно-зловещие, в голливудском духе, то анекдотические параллели между верованиями гитлеровцев и убеждениями руководителей СССР в 30-е годы. Здравое зерно, найденное французскими авторами, утопили в затейливой болтовне о «дьявольской природе» фюрера, о «силах тьмы», развязанных кучкой нацистских главарей… Западное кино стало преподносить полные инфернального обаяния образы «черных рыцарей» СС. А тем временем самые темные и опасные силы в нашем обществе начали потихоньку героизировать воспетых при Гитлере «белокурых нордических ариев», примерять на русских или украинцев личину «высшей расы», готовить новое расистское помрачение умов…
Словом, пришло время окончательно разобраться, — да был ли этот самый «оккультный райх», и действительно ли представлял собой нечто возвышенно-демоническое, полное отрицательного обаяния? Или впрямь перед нами лишь банда «наемников мирового империализма», науськанных миллиардерами на рабочее движение и социализм? Или — нечто более сложное, но вовсе не романтическое; нечто, превосходящее своей мрачностью любой выдуманный кошмар?..
КОГДА РУХНУЛ РИМ…
Чтобы понять, где корни самой страшной идеологии ХХ века, национал-социализма, надо углубиться в историю Европы. Итак, мы в Древнем Риме!
В течение столетий Римская империя была воплощением стабильности для миллионов своих разноплеменных граждан. По словам Анатоля Франса, полудикий галльский крестьянин в минуту отчаяния воздевал руки к небу с возгласом: «Цезарь!»… Но вот пришли времена смуты и распада огромного государства. И, как всегда бывало в подобных случаях, люди обиделись на своих богов: почему не спасли от беды?! Перед лицом разорительных нашествий готов и гуннов многим казалось, что добрые силы на земле побеждены навсегда. Стали распространяться учения о близком конце света и спасении кучки праведных. Христианский Апокалипсис, иранский дуализм Света и Тьмы, манихейство, объявившее материальный мир царством зла, — все смешалось в воображении европейцев. Тогда и появились тайные общества интеллектуалов, озабоченных тем, чтобы в день Божьего Суда попасть в число оправданных. Это были секты гностиков, уверенных, что одни лишь знания о высших духовных сферах и связь с ними помогут человеку спасти душу; герметисты, неоплатоники, каббалисты, — словом, все, чьи убеждения вместе создали так называемую западноевропейскую эзотерическую традицию.
Родившись в пору упадка привычных верований античности, разрушения веками налаженной жизни, европейский эзотеризм стал вновь и вновь воскресать в эпохи исторических переломов. Его «подпитывали» эпидемии чумы, опустошавшие континент, крушения великих держав, религиозные войны и крестьянские восстания. Один из отростков эзотерики — оккультизм, теория и практика обращения к потусторонним силам, иногда светлым, чаще, мягко говоря, сомнительным… Постоянными признаками оккультизма становятся идеализация старины, противопоставление интуитивного, «боговдохновенного» познания — рациональному, научному (конечно же, с яростным оплевыванием науки). Как ответ на научно-просветительную революцию XVIII века, неразрывную и с бурными политическими событиями, возникают оккультные ложи. Взрывным словам Руссо и Вольтера, декларациям гражданских и человеческих прав, великим открытиям Ньютона и Лапласа противились, лелея заветы «Богом установленного неравенства» и «праведного неведения», влиятельные круги масонов и розенкрейцеров. Экстаз, откровение, озарение, — вот что признавалось единственными достоверными источниками знаний о мире. В определенном смысле, оккультисты сменили былых гонителей смелой мысли — монахов-инквизиторов. Еще через сто лет войну свободному разуму объявили рьяные мистики — теософы…
Именно на теософии (что в переводе значит «божья мудрость») нам стоит остановиться особо. Это духовное движение стало чрезвычайно модным у интеллигентов Запада, поскольку представляло собой пеструю, привлекательную смесь из архаических образов и новейших достижений науки.
Да-да, именно так! Гонители ученых вооружились их словарем и методикой. Как это там у Повеля и Бержье? «Магическая мысль впервые взяла себе в помощники науку и технику»… Стало быть, впервые это случилось вовсе не при Гитлере. Имея дело с «паствой» конца XIX века, получившей, как минимум, школьное образование и мыслившей вполне рационально, оккультисты были вынуждены маскироваться (как делают это и до сих пор, выдумывая какие-нибудь «торсионные поля»!). Ортодоксальные религии многим образованным людям казались наивными; иное дело — пряный коктейль из Библии, Махабхараты, Каббалы, астрофизики и теории Дарвина!
НА СЦЕНУ ВЫХОДЯТ ТЕОСОФЫ
Основательницей теософии обычно считают Елену Ган-Роттенштерн, из семьи обрусевших немцев. Родилась она в Екатеринославе, нынешнем Днепропетровске; 17-летней девушкой вышла замуж за 60-летнего ереванского вице-губернатора Никифора Блаватского… Елена Блаватская, в частности, оставила фундаментальный теософский труд «Тайная доктрина», в котором излагает учение о пяти разумных расах, якобы живших на Земле с начала времен. Источником этих сведений она называет некую сверхдревнюю тибетскую «Книгу Дзиан»… никому, кроме самой Елены Петровны, не ведомую! По словам писательницы, первые расы были практически бестелесными и лишенными пола; третья состояла из гигантов-гермафродитов. Четвертая, уже полностью человеческая, хотя и огромного роста, господствовала в Атлантиде, позднее уничтоженной потопом. И вот, часть атлантов совершила великий грех: начала брать себе жен из низшей, получеловеческой расы «узкоголовых». От этих браков явились злые монстры, родоначальники — внимание! — похотливых, уродливых, бездарных племен. Слава Богу, большинство атлантов не пошло на кровосмешение и стало предками высококультурной, наделенной необычайными способностями расы атланто-ариев. Еще 200 тысяч лет тому назад у них были развитые науки и даже авиация!
Священнейшим знаком атланто-ариев считалась свастика. Две линии креста символизируют дух и материю, сломы-крючки — вращение, постоянные циклы Вселенной… Одна из книг «Тайной доктрины» оканчивается выразительными словами о том, что рано или поздно ряд людских групп, «неудач Природы», исчезнет из семьи человечества, «подобно отдельным индивидам, не оставив и следа»…
Нельзя сказать, что лишь одна Блаватская на склоне позапрошлого столетия бредила земными катаклизмами, сменой божественных и сатанинских народов. Сама Елена Петровна кое-что позаимствовала у известного английского писателя, сэра Эдварда Булвер-Литтона, автора оккультно-фантастического романа «Грядущая раса», где описан выход из горных подземелий гигантов-магов, последних представителей древнейшей суперрасы. Титаны намерены подчинить и вытеснить испорченный вырождением человеческий род… О величии и гениальности «нордических ариев» писали другой англичанин, Хьюстон Стюарт-Чемберлен, и француз Жозеф Артюр де Гобино. И все же, мы должны специально подчеркнуть один факт: в 1884 году, в присутствии и с благословения мадам Блаватской, на родине ее предков, в городе Эльберфельде было основано Немецкое теософское общество.
ГВИДО ЛИСТ И СВЯЩЕННЫЕ РУНЫ
Германия всегда была особой частью Европы, неспокойной, охваченной лихорадкою коллективных страстей. Так уж сложилось исторически, что племена германцев всегда жили среди сообществ людей другого этноса и языка. Чуть ли не до начала ХХ века (а вернее, до тех пор, пока великий канцлер Бисмарк не заявил: «Больше нет вестфальцев, баварцев, саксонцев, — есть немцы!») этот народ был разделен границами нескольких королевств и десятков крошечных княжеств. Ища единства хотя бы в культурном отношении, немцы увлекались языческой стариной, народными обычаями, идеализировали Средневековье и тех отдельных правителей, вроде Фридриха ІІ Прусского, которым удавалось ненадолго сделать страну целостной. Одновременно многие германские философы и политики всеми средствами подчеркивали превосходство этнических немцев, их мужество и одаренность в сравнении с другими народами, коварными и враждебными к «избранной» нации. Потому-то национально озабоченные немецкие интеллигенты столь радостно восприняли теософию! Учение о расах сверхлюдей, об их возможном воскрешении в новое время нашло плодородную почву. Возникла сугубо германская доктрина ариософии — первая ступень к национал-социализму!
…Собственно, а кто же они такие, арии? Только настоящие, а не мифические! Кажется, настало время прояснить это для себя… Обратимся к серьезным историко-археологическим источникам. Арии, арийцы, aryans, — племена, проникшие в Иран и Индию с северо-запада в конце ІІ тысячелетия до н. э. Не представляя собой самостоятельного народа, были частью крупной общности индоевропейцев… кстати, общности, скорее всего, не антропологической, а лишь языковой! Индоевропейцев «выводят» из степной семьи племен, вероятно, мигрировавших в пределах всей Центральной и Восточной Европы. Арии — природные скотоводы, но не кочевники в полном смысле слова; у них были поселения, однако земледелие почти не развивалось. Арии — не пахари! И уж наверняка не мыслители, не провидцы и не носители высокой культуры. Главным «изобретением» этого племенного союза были боевые колесницы. Возможно, благодаря этой «технике» им удалось разгромить древние, куда более культурные государства на Инде. Это — сравнимое с нашествием Чингис-хана на Среднюю Азию историческое преступление… Само слово «арий» значит — благородный, избранный; но, как считает видный украинский археолог Виталий Отрощенко, жестокие покорители Индии назвали так себя сами. Занятно, что в финском языке «арий» означает — раб…
Но вернемся к делам германским начала ХХ века. Где начало чудовищных суеверий расы, крови, «нации господ»? Где исток предрассудков, благодаря пулеметам, бензиновым моторам и радиоволнам сделавшихся ужасом для полумира? Где корень дьявольской отравы, превратившей народ Канта и Эйнштейна, Гёте и Баха в беснующуюся толпу фанатиков, разжигаемых шаманами?..
Да, болезнь воинственного национализма гнездилась в Германии всегда, но своим трагическим обострением она обязана нескольким личностям, основателям помянутой выше ариософии. Первым из «отцов и учителей» стал некий Гвидо Лист из Вены, бюргер, уже в зрелом возрасте присвоивший себе дворянскую приставку «фон»… Семья «фон» Листа была католической, — но еще мальчиком Гвидо увидел в подземелье венского собора Святого Стефана некие руины, которые он принял за остатки языческого храма. Этот «символ» столь поразил паренька, что он тут же дал клятву когда-нибудь возродить германское язычество.
Лист вырос национально озабоченным оккультистом. Однажды он отпраздновал 1500-летие победы германцев над римлянами, спрятав в развалинах древнеримского города восемь винных бутылок, сложенных в форме свастики. Собственно, «фон» Листу гитлеровский райх и обязан своим священным знаком!..
Так называемых «нордических ариев», выдуманных белокурых северян со свастикой на знаменах, Лист решительно отождествил с предками немецкого народа. Вообще, вместо понятий «немцы» и «народ» он всюду употреблял слова «ариогерманцы» и «раса»…
Опираясь на мифы и эпос, первый ариософ разработал модель древнейшего общества сверхчеловеков-ариев, выходцев из погибшей Атлантиды. Общества, которое возглавляли мудрые короли-священники и могучие чародеи, объединенные во всевластный орден Арманеншафт. Своим тысячелетним процветанием ариогерманское царство было обязано тому, что сохраняло в чистоте господствующую расу с ее природной гениальностью.
Лист был и автором первого проекта германской империи грядущего, где будут строго запрещены межрасовые браки, а все неарийцы навеки станут рабами нордических господ. Основатель эзотерического «Общества Листа» и еще более закрытого «Высшего Арманистского ордена», «пророк национального возрождения» особое внимание уделял знакам старинного северного письма — рунам. В этих скандинавских иероглифах, якобы оставленных людям самим верховным богом Одином (Вотаном), Лист видел глубочайшее скрытое значение. Тот, кто понимает в рунах, может с их помощью всегда побеждать в бою, исцелять любые болезни, достичь бессмертия…
Забегая вперед, скажу, что именно благодаря произведениям Листа руны приобрели такое уважение в Третьем райхе. Например, руна «зиг» (победа) стала символом юношеской организации «Гитлерюгенд»; двойной «зиг» — знаком самого ордена СС…
В конце 1990-х годов можно было порой увидеть на улицах Киева колонны решительных, одинаково одетых в светлые рубахи с темными галстуками молодых людей, вышагивавших под штандартами с изображением одной из «магических» рун Листа. У знающего человека, прямо скажу, страх тогда сосал под ложечкой. Ведь так все начиналось и в Берлине… Слава Богу, что от века многонациональная, многоязычная Украина терпима к любому роду-племени, и никто, кроме немногих зашоренных фанатиков, не настаивает на особом приоритете «титульной нации»!..
Журнал «Искатель. Украина»