Вернуться на главную страницу

Чьи проблемы решает кредит МВФ?

2008-11-12  Андрей Самарский Версия для печати

Последнюю неделю в Украине все говорят о кредите МВФ. Интуитивно все понимают, что подобный шаг – свидетельство катастрофического положения в экономике. Но некоторые возлагают определенные надежды что займ поможет избежать провала. Особенно это свойственно политикам из бывшего оранжевого лагеря и их «штатным» экономистам. Противники, как правило, сетуют, что кредит дан под жесткие условия и отдавать его придется нашим внукам, но тоже не видят выхода без кредита. Какие же последствия следует ожидать от кредита и существует ли альтернатива этому шагу?

Разразившийся в Украине экономический кризис начался с нарушения финансовой сферы. Причиной тому стал общемировой финансовый кризис. Западные компании, спасая в первую очередь положение в своих странах, начали активно выводить средства, инвестированные ранее в нашу экономику. В стране резко стало не хватать валюты, в свою очередь дефицит валюты привел к падению курса гривны (усилиями президента В.Ющенко гривна осталась привязанной к доллару). Возникшая паника заставила вкладчиков снимать деньги со своих счетов, что привело всю финансовую отрасль в кризис. С другой стороны, финансовый кризис сковал производство в странах-импортерах нашей главной бюджетонаполняющей отрасли – металлургической и тесно связанную с ней химической. Как известно, правительство решило бороться с кризисом самым простым методом – взять кредит в МВФ. Но выход ли это на самом деле, и для кого?

Для начала нужно разобрать что такое кредит. Он появляется из функции денег как средства платежа, когда покупатель в силу определенных причин оплачивает товар раньше, чем он производится. Или же наоборот, товар покупается раньше, чем оплачивается. Частое повторение таких отношений делает возможным изъять деньги из обращения данного товара и заменить их определенными обязательствами, например, в виде банкнот. С одной стороны, кредит ускоряет обращение и удешевляет его, т. к. деньги сами по себе имеют стоимость. Это дает возможность освободившиеся деньги задействовать в других сферах. С другой стороны, после появления кредита как формы экономических отношений становятся возможными акционерные общества, способные собрать огромный капитал, нереальный для отдельных капиталистов. Все это привело к небывалому развитию производительных сил.

Когда кредитом начинают торговать, то возникает огромные возможности для спекуляций. Обязательства на еще не произведенный товар может много раз быть проданным, в конечном итоге цена может в несколько раз отличаться от цены товара, а на «вырученные» деньги осуществляются другие операции с конечной целью получить максимальную прибыль. Когда кредитор в этих случаях требует погасить кредит, тогда наступает крах. Если должник, будь то отдельное предприятие или государство, не в состоянии оплатить свои обязательства, он объявляет себя банкротом. Вслед за ним по цепочке рушится весь ряд продавцов-покупателей, и в других сферах экономики, где были задействованы фиктивные деньги, начинается кризис. Естественно, капиталисты-кредиторы теряют при этом часть прибыли.

В последние два столетия рыночная экономика живет по такому принципу, с той разницей, что игроками стали целые страны, которые выводят свои капиталы в развивающиеся страны для максимизации прибыли. Однако кризисы неизбежно циклически повторяются, теперь уже в мировом масштабе.

Этот кризис не стал исключением. Длительное развитие и рост ВВП многих стран мира на самом деле осуществлялся не за счет реального развития производительных сил, а за счет финансовых показателей, которые могут иметь различную природу, в данном случае – в основном за счет прибыли от финансовых операций.

Как же, по мнению МВФ и политиков, голосовавших за кредит, он поможет экономике Украины? Глава МВФ Д.Стросс-Кан пояснил так: «средства выделяются для поддержания экономической и финансовой стабильности в стране в условиях мирового кризиса и падения цен на металл; программа направлена на поддержку возвращения Украины к экономической и финансовой стабильности путем повышения ликвидности финансового сектора и решения проблем платежеспособности». Т. е. финансы, вливаемые в экономику должны «подтолкнуть» товарооборот, который во время кризиса угрожает значительным снижением темпов. К слову, 40% бюджета Украины – это средства, приносимые металлургической отраслью, а по словам гендиректора «Мариупольского металлургического комбината им. Ильича» В.Бойко производство металла на главных заводах страны по сравнению с летними месяцами упало от 2 до 7 раз. Средняя загрузка химпредприятий сегодня – 30-40%. Но никто из специалистов не понимает как же это кредит от МВФ сможет помочь нашей металлургии? Ведь проблемы у заказчиков – стран Европы и Сев. Америки, которые прекращают закупать у нас металл. Впрочем, о помощи металлургическому сектору МВФ ничего, кроме общих слов, не говорит.

Зато очевидно следующее. Сумма кредита в 16,4 миллиарда долларов должна решить два главных вопроса: помочь Нацбанку в поддержании курса гривни и снять проблему с огромным корпоративным долгом. Последнее требует разъяснения. Внешний долг Украины составляет 100 млрд. долларов, из него государственный - только 14,5 млрд долларов, остальные – корпоративный (т. е. долги частных компаний). За следующий год им необходимо погасить более 25 миллиардов долларов внешних долгов, большинство из которых компаниям и банкам выплатить вряд ли удастся. Государство берет кредит, чтобы погасить внешние долги частных компаний перед компаниями стран, которые являются соучредителями МВФ. Притом прибыль частных компаний, находящихся в Украине, на самом деле может идти в какую угодно страну. Так же государство обязано гарантировать возвращение внешнего долга от своих частных компаний, т. е. в случае чего покрыть долг за свой счет.

Какие еще проблемы призван решить кредит? Президент объявил, что предоставление кредита Украине поможет преодолеть психологическую причину кризиса – утрату доверия к украинским банкам. «Я являюсь оптимистом и хочу заявить, что Украина справится с вызовами, связанными с международным финансовым кризисом», - сказал Ющенко, и в подтверждение своих слов добавил, что как только вкладчики узнали о представлении международного кредита, сразу же стали возвращать вклады в отечественные банки. Однако, кроме слов президента, никаких иных свидетельств нет – кризис за прошедшие десять дней только усугубился. Премьер Тимошенко сказала, что кредит МВФ разрешит полностью стабилизировать финансовую ситуацию в Украине, а также наполнит экономику реальными деньгами и стабилизирует банковскую систему. В том же духе высказались основные фигуры бывшего «оранжевого» лагеря.

В этом вопросе у злейших врагов царит согласие. Парламент принял «антикризисный» законопроект президента, который обеспечивал выдвинутые от МВФ условия, без существенных поправок. Против голосовали Партия регионов и коммунисты. Дело в том, что МВФ не только предоставляет кредит, но и указывает механизмы его работы. Например, принятый вариант кредита stand-by не предусматривает прямые валютные транши в Украину, а переводит средства на ее международные резервы. Чтобы деньги пошли дальше, необходимо законодательно перестроить механизмы внутри Украины. В современном мире такие дела просто не решаются, а средства должны проходить ряд инстанций и фондов, прежде, чем попасть по назначению. Не последнюю роль в этом играет то, в чьих руках окажутся ключевые должности.

Соглашение о предоставлении кредита было подписано 6 ноября после принятия меморандума об экономической и финансовой политике. Согласно его положениям правительство Украины теперь не сможет вести самостоятельную экономическую политику. Все решения, начиная от установки цен на энергоносители, кончая принятием бюджета, Украина в следующие три года обязана принимать только после согласия с МВФ.

Основные положения меморандума Украины и МВФ касаются преодоления кризиса, в основном за счет населения. Согласно ему:

1.Ужесточатся условия взыскания долгов населения и предприятий. С учетом того, что современный украинец не в состоянии делать крупные покупки за свои средства, он вынужден для этого брать кредит. Уже сейчас строительство жилья в Киеве на грани остановки (с приостановкой строительства заводы стройматериалов останутся без сбыта, рухнет рынок, строители станут безработными). Тоже касается машин, лечения, учебы, мебели, бытовой техники и пр. Предприятия, не обладающие достаточным капиталом, а, следовательно, доверием, либо кредитоваться не будут, либо процент будет невыгодным.

2. Не будет допущен рост реальных доходов населения в 2009-2011 годах. Сюда же относятся недопущение повышение минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума и недопущение индексации социальных выплат.

3. Обеспечивается гибкий обменный курс. Если сейчас курс устанавливает Нацбанк, и межбанковская валютная биржа с обменниками валюты должны это учитывать, то в будущем курс будет зависеть от торгов на межбанке. Доллар отправляется в «свободное плавание». Государство теряет контроль над валютным рынком, что еще более усилит прибыль игроков на бирже от дутого капитала. Обычные люди, уже привыкшие к стабильности курса и хранящие сбережения частично в валюте, несомненно, сразу же ощутят на себе все «прелести» нововведения.

4. Состоится повышение цен на энергоресурсы до уровня рыночных до июля 2010 года. Это сильно отразится на цене продукта выживших предприятий, некоторые из которых еще живут только потому, что пользуются льготными энергоресурсами. Повышение цен состоится для всех потребителей, включая и население.

Но и это еще не все. Кредит предоставляется траншами. Украина получит только первый в 4,5 млрд., а для получение второго – Украина снова должна выполнить условия МВФ. Украина должна принять бюджет в приемлемой для фонда варианте с нулевым дефицитом, с сокращением ВВП на 3%, уменьшения заработной платы на 9%, снижения уровня потребления страны на 14%. По ожиданиям МВФ безработица увеличится в полтора раза, а государственный долг – вдвое, при уменьшении кредитования экономики на 10%.

Впрочем, еще до конца не ясно, будет ли второй транш. МВФ обеспокоен отказом Верховной Рады поддержать отсрочку повышения минимальной заработной платы до прожиточного минимума, и направил в Украину специальную следственную комиссию по этому поводу.

Как по оценкам экспертов кредит реально повлияет на экономику Украины? «Двадцать параграфов рекомендаций, содержащихся в меморандуме МВФ, сводятся к желанию реализовать в Украине проциклическую экономическую политику, ориентированную на усугубление и продление финансового кризиса. В частности, Нацбанку рекомендуется не понижать учетную ставку, ужесточить условия рефинансирования коммерческих банков. Более того, МВФ требует сжать денежную массу в реальном измерении. Это угрожает жесточайшим кризисом ликвидности и бартеризацией экономики».1 Попросту говоря, возвратятся 90-е.

Отмена коридора курса валют приведет к глубокой девальвации гривны, и деньги предоставленные МВФ просто не покроют убытков от этого шага. НБУ, действуя в рамках бывшего законодательства, мог продавать несколько сотен млн. долларов в день, что превышает сумму кредита в пересчете на один день. Т. е. реально курс гривны не будет стабилизирован и вместо декларируемого снижения инфляции последует ее увеличение.

Как бороться со спадом спроса на украинские товары – МВФ сказать не может, это вообще невозможно в Украине, ведь рынки сбыта металла находятся за рубежом.

О кредите другие политики и специалисты говорят не так воодушевленно, как БЮТ и НУНС. Даже голосовавший за кредит Блок Литвина, похоже, жалеет об этом. Депутат от фракции БЛ Олег Зарубинский называет ужасной мистификацией заявления правительства относительно кредита МВФ. По его словам, МВФ - это больше политическая организация, чем финансовая, и Фонд дает ссуду странам, которых затем «контролирует не только в экономическом плане, а, прежде всего, в политическом». Эксперт Сергей Михеев из Центра политических технологий заявил, что решение МВФ оказать Украине финансовую помощь - в значительной степени политическое решение. «Если Ющенко сейчас не получит финансовую помощь от Запада, то Украине, скорее всего, придется развернуться в сторону России». В пресс-службе Партии регионов отметили, что по имеющимся сведениям, это «кабальные условия, которые затянут удавку на шее нашей промышленности и "положат" целые отрасли, похоронив сотни предприятий». Даже правительственная газета «Голос Украины» опубликовала неодобрительную статью доктора экономических наук, профессора Трофима Ковальчука, где тот говорит, что: «Значительно лучше и выгоднее осуществить собственную эмиссию на аналогичную сумму, чтобы иметь возможности для маневра, существенным образом не увеличивать государственный внешний долг». Положительная сторона «антикризисного закона» лишь в том, что спасутся частные банки и продлеваются льготы для аграриев.

Но, даже не становясь на сторону оппозиционных политиков видно, что взятие кредита у МВФ только усугубит кризис в Украине. Что касается независимости, то действия правительства в рамках подписанного соглашения означает утрату Украиной экономической независимости. От «незалежности» останутся только вышиванки и «мова». Т. н. элита, а, попросту говоря, украинские капиталисты, окажутся в сложной ситуации, где им придется противостоять западному капиталу.

Принятием условий МВФ украинские политики окажут неоценимую услугу западным странам, особенно США. Кризис начался в США, и для спасения традиционными для капитализма способом принимать меры, подобные положениям меморандума, нужно в первую очередь американцам. Но они не спешат. Потому что традиционно они выходили из кризиса за счет других стран. Этот случай – не исключение. Изложенные в меморандуме советы — это не более чем попытка хотя бы частично переложить тяжесть кризиса в развитых экономиках на развивающиеся. МВФ – организация, созданная крупными капиталистическими странами именно для таких целей. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США — 17,78 %; Германия — 5,53 %; Япония — 5,53 %; Великобритания — 4,98 %; Франция — 4,98 %; Саудовская Аравия — 3,45 %; Италия — 3,09 %; Россия — 2,9 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 28,8 %, 29 промышленно развитых государств (страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 63,4 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 36,6 %. Со своей стороны украинских политиков, похоже, не сильно волнует перспектива развития. Они живут сегодняшним днем: «после нас – хоть потоп». Например, у того же МВФ есть другой вариант кредита - SLF, предоставляемого на более мягких условиях. Это нововведение МВФ для стран с «развивающейся экономикой», предусматривающее наименьшее вмешательство во внутренние дела страны (там прекрасно понимают, что грабить одними и теми же способами долго не удается). Например, по SLF средства могут распределяться по собственному усмотрению центробанками и выделяются без дополнительных условий от МВФ. Правительство даже не рассматривало этот вариант, являющегося «меньшим злом» для наших же предпринимателей.

В последние годы о МВФ в Украине почти забыли. Прошли нелегкие 90-тые, а ведь тогда даже дети знали кто такой Мишель Кондесю, и Украина с замиранием сердца ожидала предоставление очередного кредита. Тогда народу внушали, что самостоятельно решать проблемы невозможно. Подобным способом проблемы решали не только у нас. Например, в самой развитой латиноамериканской стране – Аргентине, в результате кризиса от неолиберальной политики и следования указаниям МВФ в 2000-2001 гг. начали гибнуть от голода дети.2 В Украине ситуация изменилась на рубеже столетий: интересы зародившейся национальной буржуазии, заставили отказаться от такой политики. Но, как видно, ненадолго.

В свою очередь МВФ не намерено особо вникать в специфику Украины. Предлагаемые меры рассчитаны на кризис перепроизводства, а для Украины – такая схема не подходит, поскольку перенасыщение рынков не внутри страны, а за рубежом. Задача МВФ – спасти свои страны.

Шансов на то, что кредит поможет решить текущие проблемы – не много. Но, другого выхода у Украины нет. Не взять кредит – значить иметь большие проблемы уже сейчас, хотя последствия будут не такими тяжелыми. Взять кредит – значить получить шанс сегодня, но, независимо от того, сработает этот шанс или нет – обречь страну на усугубление кризиса (при этом нужно понимать, что государство с помощью кредита решает проблемы не народа, а бизнесменов). Своими силами Украина из кризиса не выйдет, ведь кризис общемировой, поэтому и борьба должна быть общемировой. Существующий способ борьбы в ближайшие годы – выход за счет стран третьего мира, и этот раз для Украины не станет исключением. Возможно, будет новая форма выхода, возможно, выхода не будет. В любом случае любая из предложенных новых моделей экономики будет лишь закамуфлированной старой моделью, если останется основа нынешней экономики – частная собственность на средства производства.

политика экономика