Вернуться на главную страницу

О природе психической нормы и причинах психических расстройств

2008-08-03  Д. Руденко Версия для печати

Часто к пониманию нормы можно прийти только через анализ ее отрицания наличным бытием. Так, известному советскому философу Эвальду Васильевичу Ильенкову удалось показать, что талант, умение мыслить, универсальность способностей являются неотъемлемым условием и атрибутом человеческой личности, а не счастливым исключением из правила, его подтверждающим. Точно так же, к пониманию проблемы психических расстройств следует подходить не с индивидуально-психологической (тем более не с физиологической), абстрактной точки зрения, а с точки зрения целого, конкретно-исторического понимания человека. Если мир продуктов человеческого труда есть «чувственно представшая перед нами психология», тогда причины возникновения и развития невроза/истерии, нужно искать не в голове отдельного человека, а с помощью этой головы в реальной предметной деятельности индивида как агента общественного производства. Этот общественный характер проявляется через всестороннюю зависимость всех от всех посредством разделения труда, отображаясь и преобразовываясь в сознании таким же частичным образом. Конкретный труд, исполняемый конкретной личностью и выражавший ее всеобщую природу индивидуальности, превратился в крайне абстрактный, т.е. в набор механически-безличных, односторонних операций. Людей объединяют «частные, разобщенные  и заранее никак не «притертые», «независимые» друг от друга акты труда», что приводит к переносу этого факта в общественное сознание. Из-за того, что связь между актами труда, а, соответственно, людьми, их совершающими, не видна, то она выступает в мистической форме зависимости конкретно-единичного от абстрактно-всеобщего. Над отдельным лицом довлеет независимая от него сила всей совокупной культуры человечества в форме государства, религии, морали, общественных норм поведения и. т.д. Всеобщие продукты человеческой деятельности противостоят «частичкам», их создавшим, в той мере, в которой вся тотальность духовного и материального производства не стала формой живой, активной деятельности этих «осколков». Все и каждый производят в условиях реального самоотчуждения человека от человеческих способностей при стихийном развитии общественных отношений.

Но зачем же сходить с ума?

Ответ на этот вопрос мог бы выглядеть так: пока невозможность проявить свои сущностные силы не выступает для человека как личная проблема, он выступает как представитель товара и «совпадает» с уровнем развития производственных отношений, который он застал при рождении. Приспосабливаясь, отдельный индивид не действует по-человечески, а значит, не выделяет свои потребности и интересы именно как человека. Он приземляется на площадку, подготовленную для него системой; его удел даже в самом лучшем случае - обывательская сытость и профессиональная ограниченность. 

Угрожающее число психических заболеваний говорит о том, что большинство людей вышло за пределы этой ступени, но не смогло переступить на следующую.

теория