Вернуться на главную страницу

Непальские маоисты и буржуазная демократия: борьба обостряется

2010-05-11  Андрей Самарский Версия для печати

После того, как в 2006 году непальские коммунисты прекратили вооруженную борьбу, они добились немалых успехов в «мирной политике», набрав наибольшее количество голосов на парламентских выборах. Монархию, против которой они боролись более 10 лет, свергнуть удалось довольно просто – решением парламента в конце 2007 года, а 28 мая 2008 это решение было утверждено на заседании конституционной ассамблеи. Однако, упразднив монархию, непальская революция наткнулась на ожесточенное сопротивление демократических, а правильно говоря, буржуазных партий – как это часто бывает в буржуазно-демократических революциях, когда коммунистам приходится сотрудничать с другими партиями.

Маоистская Коммунистическая партия Непала сумела поставить во главу правительства своего представителя Прачанду (Пушпа Камал Дахал), однако пост президента, избираемого парламентом, достался ставленнику центристской партии Непальский конгресс Раму Барану Ядаву. Таким образом, маоистам не удалось единолично утвердиться во власти.

Дальнейшее было делом техники, выработанной буржуазией столетиями. Несмотря на то, что президент наделялся меньшими полномочиями, чем премьер-министр, он без труда сумел вынудить Прачанду уйти. Ядава отказался выполнять одно из ключевых требований маоистов – включить повстанцев в ряды непальской армии, и отправлять в отставку главнокомандующего Рукмагада Катавала, активно противодействовавшего маоистам. Прачанда, чтобы не накалять обстановку, в мае 2009 добровольно ушел в отставку.

Вместо него президент поставил премьером наиболее удобного для себя Мадаву Кумара Непала, занимавшего этот пост до Прачанды, соответственно, и удобный для себя состав правительства. Но, поскольку сделано это было неконституционно, маоисты смогли использовать этот момент для организации масштабных акций протеста. В ноябре 2009 маоисты заблокировали все 5 дорог, ведущих к столице Непала Катманду. Правда, акции носили мирный, почти «пацифистский» характер – что-то похожее на «оранжевую революцию» в Украине: протестующие сидели на дорогах, пели песни и танцевали. Тогда непальские коммунисты не сумели достичь цели.

Провал всех попыток мирно договориться с правительством радикализировал маоистов. 2 мая лидер маоистов Пушпа Камал Дахал объявил о начале общенациональной забастовки с требованием отставки правительства и назначения премьер-министром представителя коммунистов.

Особенность этой непальской забастовки, в отличие, например, от европейских забастовок, было то, что маоисты не просто призвали прекратить работу, а физически не допускали этого. Выглядит это примерно так: рано утром несколько вооруженных человек приходят к банку или предприятию, и не пускают туда служащих или рабочих. Улицы Катманду тоже перекрыты – проезд транспорта затруднен, а это означает что доставка продуктов первой необходимости тоже не осуществляется. Для их доставки правительству пришлось организовывать специальные конвои. Удовлетворить всех нуждающихся таким образом, естественно, невозможно.

Однако, власти не собирались и не собираются уступать требованиям маоистов. 5 мая они объявили, что для охраны банков и торговых центров выделяются усиленные наряды полиции. Но и эти меры правительства не помогли. Помогла стихийная массовая демонстрация 7 мая, насчитывавшая более 20 тысяч протестующих, в которой, кроме рабочих, приняли участие и врачи, и адвокаты, и бизнесмены, и преподаватели, и даже певцы. Демонстрация, поскольку акция была стихийной, не выдвигала четких требований. Единственное – прекратить забастовку – можно было адресовать как маоистам, так и правительству, но последнее поспешило подавить эту акцию силой. О жертвах среди протестующих не сообщается, но известно, что кроме слезоточивого газа, полиция делала предупредительные выстрелы из огнестрельного оружия.

Сразу же после этой вспышки народного гнева, Дахал объявил о прекращении забастовки (но не о прекращении акций протестов, которые продлятся до 28 мая), чем заработал себе несколько очков. Во-первых, - уменьшение доверия к правительству вследствие применения силы против митингующих, а во-вторых, - маоисты показали правительству, что так же внезапно, в случае чего, они могут возобновить забастовку.

Вполне возможно, что так же, как сопротивление буржуазной власти заставляет радикализировать маоистов методы борьбы за власть, изменится и программа Коммунистической партии Непала. Пока что основной целью маоистов было свержение монархии и захват власти с установлением политической власти КПН при сохранении капиталистического сектора экономики. Сопротивление буржуазной власти связано с отстаиваниием интересов непальской буржуазии и остатков функционеров монархического режима. Попытка войти во власть и мирно сосуществовать с буржуазными партиями, не приносит никаких результатов (Прачанда не пробыл во главе правительства и года). Но последовательное осуществление революции неизбежно поставит перед непальскими коммунистами вопрос о сломе буржуазной машины и обобществлении собственности. От этого и будет зависеть исход непальской революции.

политика