Вернуться на главную страницу

Обыкновенное дело, которое нужно организовать

2008-07-17  Л. Ивашкевич Версия для печати

В лучшей традиции нашего общества любовь принято воспринимать как «высокое», прекрасное чувство, облагораживающее человека, встречающееся довольно редко, и поэтому вполне заслуживающее того, чтобы за него «благодарить судьбу». Влюбленными представляются красивые молодые люди, которые пройдут через все трудности жизни, потому что им «все подскажет сердце». Но со временем, как можно судить по статистике разводов, сердцу становится все меньше и меньше чего сказать. И не только сердцу. Соображения науки на этот счет не более правдоподобны, чем «народная мудрость». Получается, что проблемами любви нигде никто не занимается всерьез. А ведь вопрос более чем актуален - человечество во всем мире практически разучилось любить. Достаточным, наверное, будет уже тот аргумент, что впервые после зарождения любви искусство - кино, музыка, литература - переживает полное бессилие в попытках изобразить это чувство.

Можно ли все-таки спасти любовь? Как, и что для этого нужно? Кому это дело поручить?

Несмотря на все обилие литературы о любви, разумных рассуждений на эту тему не так уж и много. Как ни странно, одним из самых сильных теоретиков по этому вопросу стал советский педагог-практик Антон Семенович Макаренко. Его идеи, на наш взгляд, совсем не потеряли своей актуальности, несмотря на то, что им уже более полувека. Наоборот, в современном мире их ценность неизмеримо возрастает.

Как и во многих других случаях, в половом воспитании Макаренко шел наперекор указаниям официальной педагогики. Педагоги считали любовь делом «взрослым», делом уже сформировавшихся личностей, и поэтому не входящим в сферу педагогической науки. Макаренко видел, что так не получается и что любви нужно учить, как и дружбе, как и всем другим человеческим отношениям. Чтобы личность сформировалась - ее нужно формировать. Чтобы любовь была прекрасной - сам любящий должен быть прекрасным человеком. Личные отношения лишь в некоторой степени являются сугубо личными, в основном же они всегда общественны - ведь сегодняшние влюбленные завтра становятся отцами и матерями, рабочими, инженерами, учителями, учеными, художниками и артистами. Поэтому педагог не может снять с себя ответственность за то, какими его воспитанники окажутся в любви.

Но что может педагогика предложить по части любви? Уроки этики и семейного воспитания, беседы? Макаренко предлагает другой путь - не напрямик, а в обход. Он предлагает не выделять половое воспитание из общего воспитательного процесса, а сделать незаметным, но постоянным его элементом. Нужно воспитывать хорошего человека в целом, честного и искреннего человека, который будет с удовольствием работать и с интересом учиться, и который, когда наступит время, сможет и красиво любить.  «Любовь - это вовсе не наитие и не случайность, а обыкновенное дело,  которое нужно организовать», - к такому выводу пришел Антон Семенович Макаренко на основе своей многолетней практики. А это значит, что впервые в истории человечества любовь была признана доступной всем, а не только избранным, впервые общество доросло до того, чтобы признать любовь делом самого общества. И не только признать, а и реально работать над формированием личностей, способных по-настоящему любить. А ведь это - огромный труд, оказавшийся совершенно непосильным нашему современному образованию.   

В чем же проблема современной педагогики? Разве мало у нас педагогов, посвящающих делу воспитания всю свою жизнь? Наверное, хватает. Но и самый лучший педагог бессилен в формировании чувств, если он действует в одиночку. Природа любви, как и всех человеческих чувств, коллективна, и, хоть это может показаться парадоксальным, - вне коллектива индивидуальная половая любовь очень быстро теряет смысл. Коллектив ставит перед влюбленными новые задачи, требует нового образа действий, придает любви общественной важности, развивает ее, не дает задерживаться на старых формах. Там же, где любовь возникает вне коллективного действия - она неизбежно утрачивает свою общественную сущность, скатывается в частные проблемы, и, в конце концов, превращается в эгоизм. Конечно, под коллективом мы имеем в виду не дворовые «компании» современных подростков. Главный критерий коллектива здесь - общее общественно важное дело.

Сталкиваясь каждый раз с новой задачей, новым общественным явлением, коллектив учится действовать в этой ситуации, присваивает себе новый способ человеческого действия. Вырабатывая здравое, естественное отношение к разным предметам, отношениям, людям, он незаметно вырабатывает и правильное отношение к противоположному полу. Любовь становится формой общения - возможно, самой высокой и включающей в себя поэтому все лучшие человеческие формы общения и чувства - дружбу,  уважение, интерес, заботу.  

Конечно, проблема любви стоит не только перед педагогикой. Она стоит перед обществом в целом, ведь именно от общества, от господствующих в нем отношений, зависит возможность формирования таких коллективов в массовом масштабе. Они могут возникать лишь там, где человеческие отношения ценятся выше всего остального. Там же, где люди разделены и противостоят друг другу, где они вынуждены не доверять, защищаться, ставить условия, такой первичный коллектив оказывается невозможным, а  любовь - обреченной на погибель. Поэтому задача всех по-настоящему влюбленных людей - бороться за такое общество, в котором их любовь сможет обрести свою подлинную человеческую сущность.

 

 

культура