Вернуться на главную страницу

Исторические уроки чилийской революции

2008-09-11  М. Коток Версия для печати

Сегодня, 11 сентября, исполняется 35 лет со дня совершения в Чили военного переворота и установления власти военной хунты во главе с А. Пиночетом. В результате осуществленного переворота был убит президент Чили - социалист Сальвадор Альенде, который на протяжении предыдущих трех лет пытался провести преобразования в Чили, которые учитывали бы в первую очередь интересы трудящихся, но самое главное - была попытка организовать производство на совершенно новом принципе, нежели капиталистический способ. При этом Сальвадор Альенде был не просто очередным президентом, он был человеком, которого поддерживали огромные массы людей - рабочие, служащие, студенты, которые позже, в ответственный момент при наличии некоторого недовольства правительством, все же поддержали Альенде как Своего президента. Как же так получилось, что, имея достаточную поддержку народа и рычаги власти, Президент с правительством не смогли противостоять и предупредить переворот?

Одержав победу на президентских выборах, Сальвадор Альенде пообещал, что новое правительство будет революционным, что позволит народу Чили построить новое государство своими руками. Эти выступления истрактованные по-своему пропагандой капиталистических СМИ о неизбежном экономическом кризисе, недостачах товаров спровоцировали панику среди буржуазии, представители которой начали массово вывозить капиталы за границу, забирать свои вклады в банках, требовать досрочного выполнения контрактов. Эти действия привели к увеличению безработицы до 400 тыс. человек, падению товарооборота магазинов, утечкой капиталов за границу, последствием чего могла произойти масштабная экономическая катастрофа. 

Характерно то, что на протяжении всех трех лет президентства Альенде «демократические» СМИ, финансируемые представителями капитала и не только национального, постоянно пытались сформировать у народа Чили отрицательное отношение к президенту и его деятельности, часто не брезгуя откровенной ложью и клеветой. Избрание Альенде ставило под угрозу интересы крупных собственников, за спинами которых стояли транснациональные корпорации. Фактически ТНК принадлежали главные отрасли хозяйства страны, и самая важная из них - добыча и выплавка меди. Поскольку ТНК увидели настоящую угрозу своим интересам, они не стали медлить и уже в скором времени несколько крупнейших корпораций организовались для совместного действия против нового правительства Чили и президента Альенде. Также большую, если не сказать ключевую, роль в противодействии президенту сыграли США, где существовал неконститутционный орган - «Комитет 40» под руководством советника президента США по национальной безопасности, при этом Комитет непосредственно занимался подготовкой контрреволюции в Чили. США сразу после избрания Альенде выделили огромные суммы денег для того, чтобы только не допустить вступление его в должность, также в Чили были отправлены специально подготовленные люди. Как позже выяснилось, целью такой бурной деятельности ТНК и руководства США было именно развал экономики Чили.

Пока за пределами Чили готовились меры по противодействию социалистическим реформам, в самой стране президент готовил план развития страны, который предусматривал национализацию стратегически важных предприятий, проведение аграрной реформы, повышение заработной платы, развитие сети медицинского обеспечения. В первую очередь были приватизированы предприятия медной промышленности. Реакцией на это было требование бывших владельцев - ТНК выплатить денежные компенсации. Характерно то, что Президент не отказывался от таких требований и дал согласие на выплату компенсаций, правда, скорректировав саму сумму выплат. Необходимо сказать, что Альенде никогда не хотел сделать из крупных капиталистов откровенных врагов, он всячески пытался найти мирное решение, надеялся с помощью переговоров и взаимных уступок решить политические и социальные задачи, в то же время как ТНК разными путями пытались вызвать президента к открытому противостоянию.

Чтобы ясно представлять, что связывало ТНК с Чили, интересно взглянуть на следующие данные. По  состоянию на 1970 год иностранные инвестиции в Чили составляли 1 млрд. 672 млн. долл., в т. ч. США - 1,1 млрд. В горнорудной промышленности инвестиции составляли 50 %, машиностроение контролировалось на 50 %, металлургия - на 60 %, химия - на 60 %, на 100 % контролировалась автомобильная промышленность, радиоэлектроника и фармацевтика, на импорт продовольствия уходило в год около 200 млн. долл., в то время как половина чилийцев недоедала.

Тем временем в Чили все же проводились социалистические преобразования, в результате которых рост производства увеличился на 10 % - самый высокий показатель за 15 лет. Что касается трудящихся, то им подняли зарплату, но в этой ситуации характерно то, что большего повышения добивались именно те рабочие, которые выступали организованно, были членами больших профсоюзов. Рабочим же малых предприятий по закону не разрешалось организовываться в профсоюзы, что не позволяло им использовать эффективные методы влияния на решение правительства о повышении заработных плат (законодательная власть находилась в оппозиции к президенту). И все же те преобразования, которые удалось провести Альенде в Чили, хотя и направлены были в интересах класса пролетариата, не могли обеспечить перестройку производства, избавив его от капиталистического характера. А в изменении характера производства Чили нуждалась: большинство населения Чили (70 %) было пролетариатом, в то время как работодателей было только 3 %, а ведение хозяйства способствовало обогащению именно этих 3 % населения, что не могло способствовать защите интересов большинства.  

Необходимо учитывать то, что вся полнота власти в Чили не принадлежала президенту и его сторонникам, коалиции «Национальное единство». Фактически, интересы пролетариата выражало только правительство, т. е. исполнительная власть, в то же время как в законодательной и судебной не произошли никакие существенные изменения, они по-прежнему были представителями интересов буржуазии. В Конгрессе принимались законы, лоббирующие интересы частников, блокировали законопроекты о повышении налогов на частников, защищали активистов правых партий, откровенных фашистов, а инициативы Альенде и правительства часто игнорировались, сопровождая при этом масштабной кампанией в прессе, высказываниях конгрессменов против президента, внушалось массам мнение о некомпетентности правительства. Уладить противоречия между интересами пролетариата и буржуазии президент хотел мирным путем, без применения насилия и пролития крови. Он хотел создать особый «чилийский» путь к социализму. Но этого не хотели ТНК, не хотели и правые партии, поэтому переговоры постоянно срывались, устраивались теракты, провокации. Переговоры заходили в тупик.  Судебная власть также была настроено враждебно по отношению к левым, что четко видно на примере отношения суда к правым и левым СМИ.

Немаловажную роль сыграло и отсутствие единства среди левых партий. Одни (МИР) критиковали Президента за поведение слишком мягкой политики, оказание уступок правым, другие же наоборот, настаивали на необходимости переговоров с оппозицией. Президент до последнего момента был приверженцем мирного урегулирования противоречий. Постепенно в стране нарастало недовольство, поскольку усугублялись проблемы поставок промышленных товаров, продуктов питания, хотя сами частники придерживали продукцию на складах, стремясь тем самым вызвать дефицит.

В стране постепенно нарастал кризис, бастовали предприятия, как мелкие и средние, так и крупные, недовольные реформами, бастовали рабочие, недовольные слишком медленными преобразованиями и уступками капиталистам. Кроме того, оппозицией постоянно делались попытки подорвать доверие к Президенту, одной из таких попыток была организаций забастовок гремио - организаций частных владельцев грузовиков. Учитывая то, что основным транспортом Чили были именно грузовики, подобная забастовка могла закончиться для народа трагически. Страна на некоторое время осталась без сообщения, продовольствие не подвозилось, продукция не отгружалась с заводов. За время этой забастовки ущерб составил 200 млн. долл. Главную роль в предотвращении катастрофы сыграл проект «Киберсин» - система управления, построенная на основах кибернетики, которая позволила организовать с помощью всего лишь нескольких сот грузовиков (притом, что в стране использовалось около 52  000 единиц) сообщение между производителями. Предприятия были подключены к единой системе - «Кибернет», которая управлялась единым центром. Принцип действия «Киберсин» был основан на том, что данные предприятия подавались непосредственно в центр обработки информации, что позволяло скорректировать текущую деятельность предприятий. С помощью проекта «Киберсин» научная организация народного хозяйства показала свои возможности в условиях кризиса, а что можно было бы сделать с помощью «Киберсин» при слаженной работе всей страны! Немаловажно и то, что пролетариат выступил в поддержку Президента и правительства Народного единства, хотя на тот момент многие социальные слои были недовольны проводимой политикой, но в нужный момент смогли выступить вместе и не поддаться провокациям оппозиции. Таким образом, хотя на финансирование и поддержку  забастовки были выделены огромные деньги (в том числе и США), правительству удалось избежать кризиса.

Также оппозиция во главе с представителями крупного капитала постоянно стремилась к тому, чтобы у населения страны, особенно у  «среднего класса», укоренилось убеждение, что во всех бедах - инфляции, подорожании товаров, их нехватки,  виноваты правительство и С. Альенде. Своеобразной демонстрацией силы влияний оппозиции на мнение населения страны была организация «кастрюльного марша»,  в котором приняли участие домохозяйки из небедных районов столицы. Демонстрантки, поддерживаемые вооруженными силами оппозиции, обвиняли правительство в нехватке продовольствия. Это притом, что в стране по-прежнему оставалось большое количество частных производителей, которые постоянно срывали планы производства, самовольно необоснованно повышали цены на продукцию, придерживали товары.

Не стояли безучастно и военные, которые по началу революционных преобразований в большинстве своем поддерживали конституционно избранную власть, но по мере развития событий, в том числе и после убийства некоторых военных, занимавших в армии высшие должности и поддерживающих Альенде, должности в армии стали занимать люди, интересы которых наиболее полно выражали не левые силы, а правые. Попытка переворота была не одна, но Альенде до конца так и не верил, что заговор может осуществиться, тем более со стороны военных, которым он доверял. И все же, тщательно спланированная  и поддерживаемая ЦРУ группа военных во главе с А. Пиночетом 11 сентября 1973 года совершила военный переворот, в результате которого президент Альенде был убит, а все социалистические преобразования отменены. В Чили была установлена военная диктатура. Во время и после переворота были расстреляны десятки тысяч сторонников Сальвадоре Альенде, проводились постоянные аресты и пытки расстрелы проводились сразу по 30-40 человек, массово топились на баржах в океане. Для содержания всего количества подозреваемых в приверженности Альенде не хватало существующих тюрем, поэтому для этой цели был использован футбольный стадион. После прихода к власти Пиночета своих рабочих мест лишились около 15 % рабочих, на которых пало подозрение в симпатии к социализму. Характерно, что после военного переворота как только США убедились в том, что хунта контролирует ситуацию в Чили, был выдан кредит, в 8 раз больший, чем все предоставленные Чили кредиты за предыдущие три года.

Таким образом, отсутствие единства среди левых партий, нежелание президента осуществить жесткие меры, давление ТНК и ЦРУ и многие другие обстоятельства послужили причиной поражения социалистической революции в Чили.  

Революция в Чили проиграла, не смогла удержать власть и должным образом организовать народное хозяйство. Тому послужило множество причин, в том числе и просчеты президента и правительства. Но все же революция в Чили была не напрасной. Она показала, что власть рабочего класса возможна, но при условии совместных действий и слаженной работы. Также чилийская революция показала, что мирный путь к социализму при уступках классу капиталистов невозможен. И все же С. Альенде удалось добиться некоторых преобразований. Заработная плата рабочего класса была повышена в несколько раз, дети большей части населения получили возможность учиться в университетах, безработица была уменьшена до 3,5 % , земли были отданы тем, кто своим трудом их обрабатывал, была налажена система жилищного строительства. После военного переворота все социально-экономические завоевания народа были отменены, конфискованные земли и национализированные предприятия были возвращены бывшим собственникам, безработица составила 20 %, в 1982 году - 30,5 % , внешний долг Чили уже через год составлял 4,6 млрд. долл., а в 1986 году уже был равен 21 млрд. долл., а производство продукции обрабатывающих отраслей через десять лет после переворота составило лишь 74 % от уровня 1973 года.

События Чилийской революции имеют огромное значение не только для чилийского народа, но и для всей Латинской Америки, всего мира. Революция не смогла победить, построить новое общество, организованное на единстве трудящихся и научных основах управления, но она указала на главные ошибки в борьбе с властью капитала, показала, насколько сильны силы противника. Несмотря на то, что все социально-экономические достижения были уничтожены, огромное количество людей было убито, а Чили была отброшена в своем развитии назад, революция показала, что действие в интересах рабочего класса не только необходимо, но и возможно и что не только завоевать, но, главное, удержать власть можно только действуя организованно и едино.

история