Вернуться на главную страницу

Иллюзия изобилия и реальность голода

2008-09-09  В. Пихорович Версия для печати

Сегодня много говорят про рекордный для сегодняшней Украины урожай. Для сегодняшней потому, что раньше лет двадцать или тридцать тому такой урожай считался бы страшным провалом. Уже в середине 70-х Украина собирала более 50 миллионов тонн зерновых, а не 43 млн. тонн, о которых говорят сейчас. Правда, премьер-министр обещает, что и в этом году тоже будет 50 млн. тонн зерновых, но это мало вдохновляет специалистов. Дело не в том, что несколько ранее премьер обещала даже 60 млн., а в том, что те 50 млн. тонн, которые были в 70-х годах – это зерно, которое попало на элеваторы. А сколько миллионов тонн зерна сегодняшнего урожая попадет на элеваторы – это большой вопрос. Но, так или иначе, рекорд есть рекорд и его последствия стоит проанализировать.

Специфика этого рекорда состоит в том, что о нем радостно говорят в основном только представители правительства, специалисты же больше говорят о проблемах, которые он порождает.

Среди таковых выделяют несколько главных.

Часть специалистов говорит о том, что не хватит мощностей для хранения такого количества зерновых, и оно сгниет без надлежащих условий. Правда, другие специалисты говорят, что мощностей вполне хватает, хотя они не утверждают при этом, что зерно не сгниет. Дело в том, что украинские элеваторы находятся в частной собственности и являются коммерческими предприятиями, а значит, работают на прибыль. Сегодня на рынке куда более прибыльной, чем пшеница, культурой является рапс. Его семена являются сырьем, во-первых, для технических масел, а, во-вторых, для производства биодизеля. Известно, что США приняли государственные программы по постепенному переходу транспорта на биотопливо. В рамках этих программ уже заключены соглашения с правительствами некоторых латиноамериканских стран о закупках кукурузы для производства биотоплива. Специалисты посчитали, что осуществление этих программ грозит голодной смертью многим миллионам латиноамериканских крестьян, для которых кукуруза на сегодня является основным продуктом питания, но это мало тревожит американское правительство.

Западная Европа тоже озабочена проблемой истощения запасов нефти и тоже разрабатывает свои программы перехода на биотопливо. В отличие от Америки, делается это тихо, без особой рекламы, но фактом остается, что в ФРГ уже действует программа, согласно которой уже в этом году около 50 тысяч гектаров земли на Украине должно было пойти под производство рапса. Сколько украинской земли реально задействовано под сырье для немецких производителей, и сколько – для других западных производителей, неизвестно, но по радио прозвучала информация,  что на украинских элеваторах к концу августа находилось около 2 млн. тонн рапса. Если учесть, что условия хранения рапса требуют в несколько раз больших элеваторных мощностей, чем пшеница, то неудивительно, что может возникнуть проблема с хранением пшеницы.

Но дело не только в рапсе. В разгар сбора урожая в средствах массовой информации появилось несколько интервью, в которых шла речь о том, что существует широкомасштабный сговор между владельцами элеваторов и зернотрейдерами, направленный на то, чтобы заставить сельхозпроизводителей продавать зерно по очень низким ценам. Выстраивается схема, при которой руководителям сельхозпредприятий некуда деваться. Или продадут по той цене, которую им диктует трейдер, или не смогут продать никому. Зерно сгниет, поскольку на элеватор его не примут, а в хозяйстве условий для хранения нет.

Жаловаться некому, поскольку при ближайшем рассмотрении оказывается, что все участники этого сговора или имеют покровителей в органах власти или сами являются представителями оной. Сама Юлия Тимошенко признала публично, что продавать зерно по заниженным ценам сельхозпроизводителей заставляют районные власти, в частности она обвинила в этом заместителей глав районных администраций. Впрочем, это Тимошенко валит все на районный уровень. На самом деле пирамида вымогательства четко структурирована вертикально и горизонтально на общегосударственном уровне. Украина разбита на «квадраты» и поделена между представителями разных мафиозных кланов, каждый из которых имеет свою «крышу» на всех уровнях власти. Например, говорят, что владельцами большинства элеваторов являются те или иные депутаты ВР. Поэтому угрозы Премьер-министра «разобраться» с заместителями глав райгосадминистраций звучат не слишком убедительно и, скорее, наводят на мысль о том, что правительство в этой игре тоже задействовано.

Это повторяется ежегодно. Какое бы ни было правительство, кто бы ни был премьером – схема остается той же, и правительство играет в ней ту же роль. Вот и в этом году правительство клятвенно пообещало закупить пшеницу по 1250 грн. за тонну. Реально никто ничего не закупает. Мало того, под прикрытием властей зернотрейдеры предлагают купить зерно по 600-650 грн. за тонну. Это при том, что реальная себестоимость тонны зерна – около 900 грн. При таких условиях хозяйства просто не смогут вовремя засеять.

Премьер-министр уже более двух недель радостно повторяет, что правительство все-таки закупит зерно по обещанной цене, что Аграрному фонду выделено для этих целей 1 млрд. грн., но от этих обещаний производителям зерна нисколько не легче. Во-первых, любой сельский бухгалтер сможет в одну минуту посчитать, что этого миллиарда хватит, в лучшем случае, для закупки 800 000 тыс. тонн зерна, то есть на одну область, притом, не самую хлебную. Во-вторых, никто не спешит ничего покупать, а сеять-то ведь нужно вовремя. В этих условиях роль правительства выглядит более чем сомнительной. Премьер на всю страну кричит, что она привлечет к уголовной ответственности каждого заместителя главы районной администрации, который будет задействован в такой схеме. Выглядит очень грозно, но реально не вызывает ничего, кроме удивления. Зачем угрожать? Почему не взять и не привлечь? Нелогично получается. Правительство знает, что крадут. Но вместо того, чтобы ловить, кричит, о том, что оно знает, что тот-то и тот-то крадет. Как похоже на то, что правительство просто предупреждает воров, чтобы они придумывали новые схемы, поскольку эти уже раскрыты!

Специалисты говорят, что при этом урожае можно спокойно обеспечить внутренние потребности и продать за границу около 20 млн. тонн зерна, что дало бы огромное пополнение госбюджета и хорошие прибыли производителям. Но это возможно, если бы была плановая система, при которой производитель точно знал, сколько он и куда он должен поставить зерна и сколько он за него получит. При нынешней же системе продано будет гораздо меньше и госбюджет от этого ничего не получит, а производители получат огромные убытки, которые потом придется компенсировать из того же госбюджета. Возникает вопрос, почему бы производителям самим не продавать зерно за границу.

Ведь в условиях свободного рынка для этого нет никаких препятствий. Оказывается, что есть, и они фактически непреодолимы. Ни один производитель не в состоянии сам сформировать товарную партию, достаточную для того, чтобы выходить с ней на международный рынок, обеспечить условия для ее хранения, транспортировку, юридическое сопровождение и т.д. Этим и пользуются зернотрейдеры и владельцы элеваторов, диктуя производителям свои условия.

Еще одна проблема, мешающая радоваться рекорду – это низкое качество зерна.

В перестроечные годы много говорилось о крайней неэффективности колхозно-совхозного строя и в качестве аргумента в пользу этого тезиса приводились утверждения о том, что СССР импортирует зерно из Соединенных Штатов Америки, где фермеры без никаких колхозов собирают невиданные урожаи. Не будем останавливаться на том, насколько сегодняшнее сельское хозяйство стало более эффективным (есть данные, что, например, количество крупного рогатого скота на Украине достигло уровня 1916 года), но обратим внимание на тот факт, что СССР не только импортировал, но и экспортировал зерно. Притом импортировал фуражное зерно, а вывозил пшеницу твердых сортов, из которой делаются хлебобулочные изделия, макароны и т.п. В то время как американцы, при всех своих невероятно высоких урожаях, потребляли, в основном хлеб с большими добавками кукурузной муки, качество которого не идет ни в какое сравнение с хлебом пшеничным. Так что абсолютные цифры урожайности зерновых сами по себе ничего не говорят о реальном положении на рынке продовольствия. Вот и сейчас на фоне победных реляций правительства о рекордных цифрах собранного урожая, весьма тревожно звучат замечания специалистов о том, что качество собранной пшеницы оставляет желать лучшего. Что в лучшем случае только 20 % собранного зерна может быть отнесено к продовольственному. По некоторым же оценкам, такого окажется не более 10, а то и 7 процентов.

Даже в случае, что продовольственное зерно составит 20% от собранного урожая, и что все это зерно попадет на элеваторы, а не сгниет на токах, мы получаем цифру, очень близкую к годовой потребности украинских переработчиков, которая составляет по оценкам ученых около 7,6 млн. тонн.

Разумеется, что реально продовольственного зерна окажется гораздо меньше. Мало того, можно не сомневаться, что самая лучшая часть его будет продана трейдерами за границу. Потом, когда окажется, что хлеб печь не из чего, те же самые трейдеры в той же самой загранице купят для нас продовольственное зерно гораздо низшего качества по гораздо более высокой цене.

В любом случае, самое первое, что нужно ожидать в таких условиях – это повышения цен на хлебобулочные изделия, макароны и т.д. и резкого понижения их качества, или, другими словами, роста количества фальсифицированной продукции. Притом, каков будет характер и масштаб фальсификации, сложно даже вообразить. В принципе, никаких пределов фальсификации нет. От продукта может остаться одно только название. Например, 20 августа в программе «Подробности» были обнародованы интереснейшие данные. Вот выдержки из программы:

"Докторская" по 2,20 из советских гастрономов была одинаковой на вкус и в Украине, и на Камчатке - так как готовилась по единому рецепту: говядина высшего сорта, нежирная свинина, свежие яйца, сыр и сливки.

Все эти - довольно дорогие - компоненты современная наука научилась виртуозно заменять.

Недавняя выборочная проверка показала: собственно мяса в "вареных" колбасах в среднем 10%. Скорее это уже и не колбаса, а соево-костный батон. Еще хуже ситуация - с сосисками и сардельками. Мяса там - 7%, вместо него - эмульсия, то есть перемолотые и уваренные до состояния серой кашицы шкура, кости, сухожилия и мясные обрезки.

Кстати говоря, то, что в данном случае называется «собственно мясом» вовсе не обязательно является таковым. Очень часто это мясо импортное, выращенное на таких кормах, и по такой технологии, которые вообще не имеют ничего общего с естественным вскармливанием животных. Так, например, по свидетельству одной свинарки, которая работала по западногерманской технологии, свиньи на фирмовых кормах достигали убойного веса на три месяца раньше, чем при нормальном вскармливании. Поэтому мясо было намного дешевле. Другой вопрос, что при этом животные полностью теряли репродуктивную функцию. Ученые утверждают, что эти чудесные вещества сохраняются в больших количествах в мясе животных и потом потребляются человеком, на организм которого они имеют точно такое же воздействие. После такого мяса, сколько бы государство ни обещало денег за рождение ребенка, рождаемость будет только падать. Об аналогичных свойствах производимого по иностранным технологиям куриного мяса уже много писано и до нас.

Тут снова возникает грозная фигура Премьер-министра, которая заявляет, что «правительство не допустит, чтобы впредь украинцев кормили "импортным мусором мясопереработки"».

И впрямь, правительство очень старается. С первого августа должны были вступить в действие единые государственные стандарты для колбасных изделий, согласно которым колбаса высшего сорта должна практически на 100% состоять из мяса, 1 сорт – 70% мяса, 2 сорт – 60%.

Правда, прошло уже и первое сентября, но новые стандарты не введены. Причина весьма тривиальная. Выяснилось, что если их ввести сегодня, то кило докторской высшего сорта стоило бы в среднем около 100 грн. В результате многочисленных обращений в кабмин собственников мясокомбинатов рассмотрение вопроса о новых стандартах перенесли на весну следующего года.

Видимо, еще очень долго мы будем называть колбасой изделия из сои, а у Премьера будут все основания демонстрировать свою непоколебимую решимость защитить нас от этого зла. К слову сказать, эта самая соя, говорят, в основном, генетически модифицированная. В последнее время в прессе почти совсем затихли споры о том, являются ли ГМП вредными для здоровья или нет, но вовсе не потому, что было доказано, что они не вредны, а потому, что журналистам надоело.

Что касается ученых, то они провели интересный эксперимент. Группу лабораторных крыс кормили исключительно генетически модифицированными продуктами. Так вот, уже в первом поколении их потомства процент раковых заболеваний подскочил в несколько раз. Возможно, кто-то решил проверить результаты этого эксперимента еще и на нашем потомстве.

Кстати, на нашем рынке не только много импортного мяса, но и очень много импортных овощей, особенно в межсезонье. Чтобы Вы имели представление об их качестве, приведу свидетельство одной женщины из Западной Украины, которая регулярно выезжает на работу в Польшу, где занимается как раз выращиванием овощей в теплицах. Так вот она говорит о том, что хозяин запрещает работницам есть те овощи, которые они выращивают. И вовсе не потому, что жадный. Даже совсем наоборот. Он покупает для них специально на базаре экологически чистые овощи. Жалостливый!

Что касается, хлебобулочных изделий, то уже сейчас они тоже фальсифицируются. По крайней мере, хлеб, который чуть ли не неделю не черствеет на открытом воздухе, уже должен вызвать подозрения, но здесь пока речь не идет о фальсификации муки. До колбасы хлебу еще далеко. Но, как говорится, еще не вечер. Как будет выглядеть фальсифицированный на 90% хлеб, мы еще пока не знаем, но что дело явно идет к этому, предсказать несложно, если внимательней присмотреться к «рекордным» цифрам.

Дойдет ли дело до прямой нехватки хлеба, пока сказать сложно, но и такого развития событий исключать нельзя.

Нельзя забывать, что голод в современном мире – явление обычное. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, примерно 30% населения мира постоянно недоедает и количество голодающих постоянно растет в то время, как количество денег, выделяемых на борьбу с голодом постоянно сокращается (по сравнению с 80-ми годами – почти в два раза). Агенство Вашингтон Профайл утверждает, что каждые 3,4 секунды от голода умирает 1 человек.

И очень напрасно надеется наш полуобразованный обыватель, что все это касается исключительно самых неразвитых стран и что нам это совершенно не грозит, поскольку мы куда то там стремимся.

В этом году, например, серьезный голод угрожает некоторым штатам Индии, а эта страна занимает первые места в мире в таких высокотехнологичных областях, как производство программных продуктов и фармакология.

По последним сообщениям прессы, правительства этих штатов развернули широкомасштабную кампанию по рекламе такого блюда как крысы. В связи с цветением бамбука, которое происходит раз в несколько десятков лет, сильно размножились крысы, для которых этот цвет является любимым лакомством. Когда цветение закончилось, животные набросились на зерновые, уничтожив почти половину урожая. Рекламируя новое блюдо, правительство собирается за одним разом решить две проблемы: сократить поголовье крыс и остановить голод. В рамках этой кампании во многих дорогих ресторанах уже появились блюда из крыс. Правительство ссылается на то, что во многих странах крысы являются национальным блюдом, не акцентируя внимание на обстоятельствах при каких они стали таковыми. А вряд ли стоит сомневаться в том, что в любой стране крыс вряд ли бы стали есть от хорошей жизни.

Если такие темпы сокращения поголовья крупного рогатого скота, которые наше сельское хозяйство демонстрирует сейчас (за первое полугодие 2008 года количество голов КРС уменьшилось на 12 %), сохранятся, то осталось недолго ждать, когда крысы станут и украинским национальным блюдом. Правительство тоже взволновано этой ситуацией и принимает меры. 6 августа этого года Кабмин принял решение об увеличении размеров дотаций на закупку мяса крупного рогатого скота, свиней и птицы. На эти цели выделено 280 млн. грн. Можно не сомневаться, что этими деньгами воспользуются соответствующие структуры. Дойдут ли они до производителей – большое сомнение. Пока на примере молока мы имели возможность наблюдать совершенно противоположные тенденции. Так если в прошлом году молоко у населения покупали по 1 грн. 40 коп за литр, то теперь – по 90 коп. В то же время цена на молоко и молокопродукты в магазинах повысилась почти в полтора раза. В то же время приблизительно в такой же пропорции выросла цена на мясо. Сейчас очередь за хлебом. Если учесть, что все это происходит на фоне роста цен на продовольствие во всем мире, то становится ясно, что угроза голода и для Украины может стать реальной уже в ближайшие годы.

Остается вопрос о том, есть ли выход из этой ситуации? Думается, что есть. Самый простой, лежащий на поверхности состоит в том, чтобы правильно распределять продукты. Ведь сегодня огромная масса населения мира страдает от голода, а примерно такая же – от обжорства, которое приводит к мучительным болезням и преждевременной смерти не менее эффективно, чем голод. Второй выход из ситуации состоит в том, чтобы правильно, на научной, а не на рыночной основе организовать не только распределение, но и производство сельхозпродукции. Думается, что та же Украина могла бы производить ее в два-три раза больше, чем сейчас. Да и в остальных странах мира производить продовольствия можно гораздо больше, чем это делается сейчас.

Но вряд ли возможно как первое, так и второе в современной ситуации. Ведь постоянно возрастающее количество голодающих является не только необходимым следствием современной экономической системы, ориентированной на увеличение прибылей любой ценой, но и одним из главных условий ее функционирования, и поэтому никакие, даже самые страшные, цифры, свидетельствующие о катастрофическом сокращении населения, росте количества страдающих от голода, умирающих от него, не заставят правительства вздрогнуть и предпринять хоть какие-то меры  к тому, чтобы покончить с этим позорным явлением.

 

политика экономика