Как обезьяна научилась думать
Научно - популярный очерк о происхождении человека.
Часть 1. Как обезьяна становилась человеком.
Никаких чувств, желаний у обезьяны не было. Стада обезьян бродили по лесу, как бессмысленные звери. Постепенно их образ жизни менялся.
Изменения накапливались тысячелетиями, пока, наконец, не появился человек. Обезьяны не планировали стать человеком, у них не было цели или желания, ими двигала необходимость выжить.
Необходимость вынудила обезьян изменять свой образ жизни. Вначале эти изменения основывались на врожденных и свойственных обезьяне как виду приобретенных рефлексах, но постепенно и случайно, под давлением необходимости обезьяны стала использовать свои природные данные не природным, не естественным образом.
Рефлексы животного однообразны, животное действует согласно своему виду, тигры ведут себя как тигры, они не могут поступать как зебры, зебры только как зебры... Обезьянам пришлось изменить образ жизни своего вида, те обезьяны, которые это не сделали - вымерли («вымереть» - обычное явление в мире фауны).
Обезьяны стали подражать другим животным. Стали добывать мед и ловить рыбу как медведи, охотится как собаки (поэтому собаки и приняли людей в свою стаю), -пытались любыми способами добыть себе пищу.
Те стаи, которые оказались наиболее приспособленными, выживали - таким образом происходила проверка правильности выработанных умений.
Дикарь действовал так же как человек, который садится разбираться в новой компьютерной программе, особенно если это английская версия, а он даже алфавит английский не знает - он начинает нажимать на все клавиши, открывает все окна и смотрит, что получиться. Что-то получилось - надо запомнить. Найденный способ он будет повторять, даже если он самый неэффективный. Так из поколения в поколения, человек вслепую, случайно постигал окружающую природу.
КАМЕНЬ. Обезьяна взяла камень. Обезьяны часто используют камни и палки. Постепенно она стала использовать камень все чаще и разнообразнее, он был нужен, чтобы разбить орех или раковину, убить маленького зазевавшегося грызуна, молодое животное, бросить во врага. Камень стал нужен постоянно, это первое, что обезьяна выделила из всего кричащего, растущего, меняющегося мира. Камень - первое постоянное явление, первая неслучайная вещь, первая вещь, которую обезьяна стала искать сознательно, руководствуясь не инстинктами, а наблюдениями, опытом.
Камень обезьяна могла найти легко. Но камни есть не везде, обезьяне приходилось носить его с собой. Но поскольку памяти у нее еще не было, то она часто его теряла. Приходилось искать новый.
Обезьяна хватала все подряд, ракушки, глину, куски кварца, горного хрусталя. Одни камни твердые, другие мягкие, глина вообще не камень. Долгие тысячелетия обезьяна ощупывала, пробовала, осматривала камни, била ими друг о друга, кусала, грызла. Те, у кого были куски кремня. могли расколоть ими твердый орех, те, у кого не было, - нет. Обезьяна хотела иметь хороший камень. Если она находила подходящий камень - радовалась, берегла его.
Впервые у Человека появляется желание, цели, непосредственно не связанные едой, не обусловленные инстинктом.
Первобытный человек стал камни отбирать, ему подходили только определенные камни и поэтому только они ему нравились. Нравился кремний, он твердый, кварц, галуны. У людей впервые появилось представление о предмете, о том, как этот предмет должен выглядеть, ощущаться в руке, на вкус, цвет, вес, что с камнем можно сделать.
Дикарь постоянно приходит туда, где есть камни, сам намечает себе маршруты, сам начинает вырабатывать свой образ жизни - появляется необходимость в памяти, чтобы запомнить, где можно найти камни, появляются критерии отбора камней. Их выбор уже подчиняется определенной цели, поэтому человек начинает обращать внимание на форму и свойства камня.
Человек начинает постоянно удовлетворять все свои потребности с помощью другого предмета - орудия.
Все мышление и все чувства будущего человека заключались в камне, все его знания и представления о мире сводились к выбору камня.
Первобытные люди все еще живут как животные, стадами бродят по лесу, но у них уже появляются места, куда они возвращаются, они начинают обращать внимание на то, что их окружает.
Тысячи лет первобытный человек искал только определенные камни, пока в его голове не сформировался образ камня. Только тогда он впервые взял не очень подходящий камень и, ударив по нему другим камнем, попытался его улучшить - довести до соответствия с образом в его голове. Он стал придавать камню человеческую форму - выявлять в камне то, что необходимо человеку: острый край, овальная форма... камень из просто предмета превращать в орудие - камень-рубило или камень-скребок.
Человек нащупал в природе первую закономерность и вытесал ее в камне - это первое действие обезьяны как человека.
Человек стал создавать новые предметы, смысл которых уже человеческий, предметы которые существуют не сами по себе, а для человека. Рубило для того, чтобы убить зверя, скребок - скрести шкуру. Изменив камень - человек изменил мир. Приспособив камень для своих целей, человек положил начало долгому пути изменения и приспособления природы для своих целей, создания своей человеческой природы. Животное участвует в течении мира, оно живет и меняется вместе с миром, неосознанно, необходимо. Человек поставил межу собой и миром обработанный камень - свой, созданный им самим мир. Человек увидел, что может менять мир, он начинает наблюдать не только за миром, но и за его изменением, изменением, которое сам вызывает.
Как это делать, Человек ищет на ощупь - делает, смотрит, запоминает, повторяет, снова делает.
Изменяя природу Человек присоединяет ее к своему миру, включает в свой мир.
Прошли тысячелетия, пока человек заметил, что форма и вид камня влияют на его свойства, что острый край режет, массивный камень ломает, если кончик острый, а сам камень массивный, то это страшное оружие.
Дикарь стал изготавливать камни разной формы для разных целей. Если хочешь убить зверя - надо острый камень, чтобы скрести шкуру - камень с широким краем. Так и каждому предмету человек находит новое человеческое применение. Шкура нужна, чтобы сшить одежду, камень - чтобы добывать еду. Предметы начинают различаться по назначению, начинают отделяться от других - дикарь начинает отличать камень от шкуры, потому что у них разное назначение.
Камень как природный объект не имеет цели существования, он просто случайно появился, вследствие физических и химических процессов. Человек придает ему человеческий смысл - он нужен для чего-то.
Так все, что человек включает в свою деятельность, перестает быть просто природным объектом, у него появляется функция, а значит появляется и отношение к нему.
Природные свойства предметов становятся критериями: твердый камень - хороший - он подходит для человеческих целей, мягкий - плохой - не подходит. Природа рассматривается не сама по себе, а по отношению к желаниям человека.
Человек начинает к природе относиться, - но воспринимает это как отношение природы к нему. Он считает, что ягода ядовитая не просто потому, что случайно в ней стали вырабатываться вещества, которые вредно влияют на организм человека, а потому, что она злая.
Процесс мышления заключался в процессе деланья. Дикарь не думал - дикарь делал.
По ходу деланья рождались наблюдения и заключения: такие камни больше подходят, такая форма удобней, так делать легче. Все эти «мысли» ощущались руками.
Дикарь думал не головой, а руками. Руками он выбирал заготовку, руками находил способ ее обработки, руками убивал животное.
Руки развивали мозг. Множество раз человек должен ударом расколоть камень, пока в его мозгу не сформировалось четкая связь - если ударить по камню - получиться скол; настолько четкая, что мысль смогла течь в обратном направлении, если мне нужен скол - необходимо ударить камнем о камень.
Движения дикаря становятся все изощренные, они не диктуются природой, а вырабатываются дикарем самостоятельно. Как строить соты, заложено в программе, в рефлексах пчелы - у животного мозг выполняет функцию сохранения и воспроизводства программы. Пчела не может не строить соты. Как обрабатывать камень, не заложено в рефлексах обезьяны - человеку саму приходиться учить мозг поворачивать руку определенным образом, двигать пальцами, производить точные движения, рассчитывать силу.
Вооруженный обработанным камнем и дубиной дикарь стал самым сильным животным. Толпа дикарей с камнями легко могли завалить тигра или даже медведя, и выгнать их из дома - пещеры. Так у дикаря появился дом.
Дом означал, что дикарь долго, в течение столетий мог жить на одном месте. Из года в год все повторялось. Каждый год, когда начинало пригревать солнышко, таял снег, приходили на пастбище бизоны. Потом они уходили, но появлялось много корешков, ягод, улиток. Затем начинало холодать, и бизоны приходили опять, а после наступали долгие холода. В жизни появилась цикличность.
Каждый год происходило одно и тоже. Осенью, когда приходили на пастбище бизоны, он запасал мясо на всю зиму, летом он питался корешками и улитками.
Жизнь дикаря стала определяться сменой времен года. Поэтому дикарь обратил на них внимание, ощутил их на своей шкуре: зима - плохо, лето - хорошо.
Каждое время года окрашено эмоциями: зима - холод, голод, смерть и тишина. Весна - приход тепла, прилетают и начинают петь птицы - музыка пробуждения от смерти...
Когда приходит весна, когда просыпается природа, дикарь радуется - он поет и танцует, потом приходит лето, так из года в год.
Танец становиться неотъемлемой частью жизни племени, также как радость весны и ожидание лета. Повторяясь из года в год, он приобретает типичные черты, определенные движения, становится танцем-символом, ритуалом, его танцует природа, расцветая, и умирая.
Этот танец слит с природой, ее звуками. Дикарь постоянно слышит звуки, крики животных, предсмертный хрип, зазывные крики. Эти крики уже говорят ему о чем-то, служат знаками.
Из непрерывного шума Человек стал выделять нужные ему звуки: топот подбегающего стада, рык хищника, шум реки, грохот лавины, крики сородичей... Когда наступала тишина - это признак тревоги. Поэтому дикарь постоянно прислушивался, вслушивался.
Дикарь спокоен - лес шумит спокойно - спокойная мелодия, отдельные звуки сливаются в шум.
Если он ждет опасности - затаился и напряженно вслушивается - отдельные звуки звучат резко, напряженно, лес шумит грозно, - прерываются, и наступает тишина - опасность близко.
Дикарь бросается в атаку - кровь бросается в голову, пульсирует в барабанных перепонках, ритм нарастает, отдельных звуков почти не слышно, все сливается в один крик-вой.
Первобытные люди загоняли бизонов в ямы - их крики - первые песни, стук камней, палок - первая музыка.
Они создавали эту музыку из года в год, она стала символом охоты на бизонов, стала песней об охоте.
Кто-то кричит Уууууу, кто-то А-А-А, кто-то еще что-нибудь, если пытаться их объединить в один крик, получиться УаУуА... - клич-песня. Отдельные стуки также сливаются в музыку. Отдельные движения, которые обычно совершает дикарь, охотясь за бизонами - превращаются в танец, перестают быть случайными, также как и процесс охоты.
Повторяясь из года в год, этот танец неразрывно сплетается с охотой - каждое движение приобретает собственный смысл и значение.
Движения начинают говорить, а музыка, еще остается шумом. Поэтому язык жестов появляется намного раньше языка звуков.
В танце дикарь изображает движения бизона, Он изображал то, как бизон себе представляет охоту.
В танце бизон превращался в человека, также как люди в бизона
Во всех своих действиях дикарь руководствовался своими чувствами, поэтому он не писал научные трактаты об охоте на мамонтов, а создавал чувственные образы - танцы. Он не знал, почему бизоны бегут к яме и прыгают в нее, но он точно знал, что если он будет делать так и так, то получит много бизоньего мяса.
Каждый год в одно тоже время охотники убивают бизонов. Они убивают разных бизонов, но для дикаря все убитые ими бизоны - это один бизон, которого они убивают год из года.
Это первое обобщение, которое сделал дикарь. Отдельный бизон становиться символом, образом всех убитых бизонов.
С бизоном человек связывал все свои надежды и желания. Бизон - самое важное, желанное, жизненно необходимое, нет бизона - голодная смерть.
Поэтому человек благодарен бизону, за то, что он позволяет себя убить, - появляется культ бизона.
Образ бизона был единственным образом внешнего предмета, который был в голове человека, поэтому он мог нарисовать только его.
Он не мог нарисовать женщину, он не представлял ее, а ощущал руками - поэтому женщин лепили из глины и вырезали из камня.
Дикарь заметил, что, испачкавшись в крови или глине, он оставляет след на стене. Эму это понравилось, он пачкался в глине и мазюкал по стене - оставлял следы. В рисунках первобытного человека не было смысла, они еще не имели практического значения. Дикаря восхищала возможность воплощать на стене, что о чем он постоянно думал, ему нравилось видеть бизонов, нравилось, что он может рисовать их на стене у себя дома.
Современные люди восхищаются мастерством первобытных художников, но его мастерство основано на точном копировании натуры.
Дикарь запоминает силуэт, цветовые пятна и в точности их передает.
Первобытный человек не мог нарисовать неправильно, он рисовал по трафарету у себя в голове. Он все видел таким, какое оно есть. Но не видел настоящей связи между явлениями и предметами.
Дикарь видит мир как один клубок различных явлений, различных происшествий. То лиса прибежит, то другое племя нападет, под дождем промок, то кто-то умер, то он дерева испугался, - все это наваливалось на него. Все предметы также связаны между собой. Распустившиеся листья, приход бизонов, тепло, то, что он пойдет на охоту.
Думать логически человек еще не умел, связь между предметами строилась на последовательности и эмоциональном состоянии.
Все, что вызывало у человека положительные эмоции, он связывал с другими приятными вещами, все неприятное - с другим неприятным. Многие поступают также до сих пор.
Так рождаются приметы, одни полезные - если солнце красное - завтра ветер будет, другие - глупые, про кошку.
Если мы танцуем и приходит весна, значит танец ее вызывает.
Дикарь еще не может понять, что в его жизни важно, а что нет. Для него пожелтевшие листья, танец, охота, заготовка мяса на зиму, обработка шкур... - это все одно событие - приготовление к зиме.
В жизни первобытного человека было только четыре события - зима, весна, лето и осень. У дикаря появляется четыре различных способа жизни. Весной убиваем бизонов и едим их, летом - ловим рыбу и собираем корни, осенью убиваем бизонов для запаса на зиму, зимой ждем весну.
Каждая жизнь самостоятельна, следует друг за другом, всегда в одном и том же порядке, - так у людей появляется ощущение календаря.
Зиму, весну лето и осень приносят ветры. Ветер с севера приносит морозы, с юга тепло - у Человека появляется отношение к сторонам мира.
Ветер, приносящий весну и зиму определял действия человека - человек связывал свои действия с явлениями природы.
Также как свои эмоции с образом действия коллектива.
Дикарь понимал, что он чувствует, только видя, как поступают другие, и подражая им.
Дикарь чувствовал, только то, что делал вместе со всеми.
Свои эмоциональные состояния первобытный человек начинает определять образом действий.
Эмоциональное напряжение на охоте - это охотничий азарт - надо бежать и убивать зверя, эмоциональное напряжение в танце - это другое чувство, и вызывает другие действия.
Связывая свои эмоции с определенным образом жизни дикарь начинает отделять их от себя, он начинает их различать.
Эмоции дикаря напрямую связываются с определенными предметами и действиями, получают внешнюю форму, опредмечиваются.
Поэтому и предметы, с которыми дикарь связывает важные для него события приобретают особенное значение - они вызывают особенное отношение. Так у Человека появляется отношение к миру.