Что такое марксизм?
Вооружившись житейской мудростью и господствующими идеологическими штампами бессмысленно пытаться разобраться в проблемах современного общества. Жизнь требует теории, которая была бы надёжным инструментом понимания этой самой жизни. Такой теорией является марксизм. Неудивительно, что к марксизму снова просыпается общественный интерес.
Поэтому так важно разобраться, что такое марксизм?
Марксизм - это материализм. Под материализмом понимается определенная познавательная позиция, а не тяга к "материальным ценностям", как иногда думают не знакомые с философией люди. Философы делятся на материалистов и идеалистов в зависимости от того, какой ответ они дают на вопрос об отношении мышления к бытию, материи к духу. Те, кто считают материю первичным началом, а идеальное во всех его проявлениях - свойством материи, присущим ей на определенной ступени развития, являются материалистами. Материя (природа, мир) - это объективная реальность, существующая независимо от воли и сознания, считают материалисты. Воля и сознание, наоборот, определяются материей - материальной жизнью людей. Материализм заключается не только и не столько в признании существования материального мира. Его существование признают и идеалисты. Но материя (объективная реальность) кладётся материалистами в ОСНОВУ теории познания. Человеческое сознание понимается как отражение материального мира и способов материального же воздействия людей на этот материальный мир, как продукт и необходимое условие общественного производства.
Философы-материалисты, разумеется, были и до Маркса. Но именно Маркс развил материализм до современного уровня, открыв материалистическое понимание истории. Согласно этому пониманию, в производстве своей жизни люди вступают в необходимые, "от их воли не зависящие отношения - производственные отношения" Эти отношения "соответствуют определённой ступени развития материальных производительных сил" - технологий и способов их использования. Производственные отношения составляют экономическую структуру общества. Это - "базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания"(К.Маркс. К критике политической экономии).
"Точно так же, как познание человека отражает независимо от него существующую природу, т. е. развивающуюся материю, так общественное познание человека (т. е. разные взгляды и учения философские, религиозные, политические) отражает экономический строй общества. Политические учреждения являются надстройкой над экономическим основанием". (В.Ленин. "Три источника и три составные части марксизма")
"На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что́ является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке". (К.Маркс. К критике политической экономии).
Марксисты считают важным всегда различать идеологические и материальные общественные отношения. При рассмотрении любого вопроса марксиcт последовательно проводит положение о том, что "способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще" (там же), а в любых современных нравственных, религиозных, политических, явлениях видит в первую очередь интересы тех или иных классов.
Материалистическое понимание истории невозможно без теории классовой борьбы. Историю делают огромные массы людей. В обществе, основанном на эксплуатации, где "угнетающий и угнетаемый находятся в антагонизме друг к другу, они ведут то скрытую, то явную борьбу, всегда кончающуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов" (К.Маркс Фр. Энгельс Манифест коммунистической партии). Теория классовой борьбы основательно разработана Марксом в отношении капитализма и перехода от капитализма к высшему бесклассовому общественному устройству.
Важнейшей для материалистического понимания истории является категория общественной формации. Она предполагает подход к обществу как к зарождающейся, становящейся и гибнущей целостности, развитие которой является закономерным естественно-историческим процессом.
"Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные ЭПОХИИ экономической общественной ФОРМАЦИИ. Буржуазные производственные отношения являются ПОСЛЕДНЕЙ антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной ФОРМАЦИЕЙ ЗАВЕРШАЕТСЯ ПРЕДИСТОРИЯ человеческого общества" (К.Маркс К критике политической экономии)
Понятие общественной формации - это понимание того, что общество функционирует не по одним и тем же неизменным во все времена законам. Наоборот, закон, по которому развивается и функционирует одна общественная экономическая формация, например, закон стоимости при капитализме, характерен именно для этой формации, а не для любого человеческого общества вообще.
Марксизм предполагает "выявление законов, которым подчиняются возникновение, существование, развитие, смерть данного социального организма и замена его другим, высшим"(К.Маркс Послесловие ко второму изданию, цитата из российского Вестника Европы). Такой подход позволил Марксу при изучении капиталистической формации понять не только капитализм, но и превратить социализм из собрания утопических теорий о том, как было бы хорошо устроить общественную жизнь, в науку о реальном историческом процессе.
Для современного марксиста, точно так же как и в своё время для Маркса, важно найти закон интересующих его явлений, "но не только один закон, управляющий ими, пока они имеют известную форму и пока они находятся в том взаимоотношении, которое наблюдается в данное время, а закон их изменяемости, их развития, т. е. перехода от одной формы к другой, от одного порядка взаимоотношений к другому."(там же)
Такой метод будет не только последовательно материалистическим, но и диалектическим.
Диалектика - это логика и теория познания современного материализма. Она не имеет ничего общего с подгонкой реальности под заранее заданные схемы.
Диалектика - теория развития, которое осознается не просто как рост, усложнение структур и связей, а как борьба противоположностей. Здесь в центре внимания стоит внутренний источник, движущая сила развития. Марксизм видит его в реальной противоречивости материального мира, в борьбе взаимоисключающих противоположностей. Эта "борьба абсолютна, как абсолютно развитие" В.Ленин. К вопросу о диалектике.
"Условие верного познания всех процессов мира есть познание их как единства противоположностей" (там же). Появление противоречия в теории не по небрежности или произволу, а как фиксация противоречивости самого предмета не пугает марксиста. Наоборот, выявление в самом предмете его непримиримых борющихся противоположных моментов и уяснение того, как именно на самом деле разрешается противоречие, вменяется диалектикой как теорией познания в обязанность марксисту. Чтобы теория была надёжным инструментом познания, она должна схватывать свой предмет в его закономерном изменении. Понятия должны вскрывать движение предмета через необходимые моменты этого движения в их необходимой связи (переходах), а не просто описывать его.
Поэтому быть марксистом - значит не просто знать, что написано в той или иной работе Маркса, хотя это, разумеется тоже нужно. Быть марксистом - это сделать материалистическую диалектику своим собственным способом мышления.
Что для этого нужно.
Нужно серьёзно изучать работы классиков марксизма. Никакие учебники не могут заменить труды трёх известных бородачей в деле обучения диалектике. В них заключены не только результаты кропотливой серьезнейшей работы мысли, но и метод, применение которого дало эти результаты. Читать нужно обращая внимание на этот метод, чтобы не только уяснить выводы, но и весь путь познания, который к ним привёл.
Необходимо изучать историю философии, в особенности представителей немецкой классической философии. Энгельс в своё время советовал именно по истории философии учиться мыслить диалектически. Это не значит, что нужно, например, разбираться во всех имеющихся до сих пор сортах субъективного идеализма. Чем один субъективный идеализм отличается от другого - важно и интересно только для субъективных идеалистов. История философии - это история процесса становления человеческого мышления. Точно так же как историю человечества нужно изучать как историю революционных переворотов в общественной жизни то есть в конечном счёте в способе производства, историю философии нужно изучать как историю революционных переворотов в способе мышления, видеть узловые точки развития этого способа
"Нужно обогатить свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество" (В Ленин Задачи союзов молодёжи).. При рассмотрении любого предмета, необходимо не только хорошо знать факты, но и историю мысли об этом предмете. Неслучайно Марксов "Капитал", был "критикой политической экономии", всего её идейного багажа, а не просто очередной книжкой, где автор излагает "своё видение".
Марксизм - это осознание общественной жизни в её целостности, необходимое для её развития. Поэтому марксизм не является ни философией, ни политической экономией, ни теорией социализма - взятыми в отдельности, но включает в себя всё это, и не только это. Он предполагает изучение всех существенных сторон человеческой деятельности, подлежащих практическому освоению.
Ещё раз подчеркнём, сердце марксизма составляет метод познания - материалистическая диалектика.
Марксизм - не сборник цитат и готовых рецептов на все случаи жизни. Не утопические планы переустройства общества. Не размышления о том, как улучшить положение трудящихся, не выходя за пределы капитализма. Не случайно это подчеркивал Ленин.
Марксизм должен стать научным сознанием класса современных наёмных работников, которые живут продажей рабочей силы и в процессе своего труда создают прибавочную стоимость. Это - теоретическое мышление, необходимое классу не только для того, чтобы объяснять и понимать этот социальный мир и своё положение в нём, но и чтобы изменить его. А изменить что-либо люди могут только сообразно с логикой предмета. Поэтому марксизм как адекватное понимание этой логики, не оторван от практики, а наоборот является необходимым условием её успешности.