Вернуться на главную страницу

История мадьяр и венгерский вопрос в Украине

2020-04-10  Дмитрий Королёв  Версия для печати

 История мадьяр и венгерский вопрос в Украине

Есть такая давнишняя идея на Украине - принять закон о правах её коренных народов. Такой закон предоставил бы определённые привилегии национальным меньшинствам, лишённым ряда прав драконовскими законами о государственном языке и образовании. Однако предлагаемый законопроект фактически «заточен» только на один лишь народ: на крымских татар - помимо них, статус коренных народов должны получить только крайне малочисленные крымчаки и караимы.

Проект вынашиваемого закона имеет ещё одну скрытую цель: дополнительно унизить этнических русских Украины, которые веками живут в стране и составляют такой процент населения, что их и меньшинством назвать-то трудно!

Однако предоставление привилегированного статуса коренного народа только крымским татарам поднимет и такой вопрос: почему коренным народом у нас не могут считаться венгры, населяющие Закарпатье уже тысячу лет и проживают там с таких давних времён, когда Крымского ханства, как говорится, даже в проекте ещё не существовало? Само определение коренных народов довольно странное: почему-то на этот статус претендуют не просто народы, которые испокон веков живут в данной стране, но обязательно при этом не имеют собственной государственности.

Следует иметь в виду, что венгры на Закарпатье, в Словакии, Трансильвании, Воеводине - это не диаспора, а ирредента. Их прадеды не выезжали за границу - наоборот, это «заграница приехала к ним» в результате поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне и Трианонского мирного договора 1920 года. Границы новообразованных государств тогда резались по живому и не всегда справедливо, так как Антанта мстила своим недавним противникам и всячески старалась усилить (против Советской России) своих фаворитов-лимитрофов, таких как Чехословакия.

Конечно, всё это сказалось на национальном сознании венгров, вызывая, среди прочего, и рост шовинистических и реваншистских настроений среди части элит и общества в современной Венгрии. Все эти обстоятельства нужно учитывать при проведении национальной политики Украины: Киеву следует с пониманием относиться к чувствам венгров Закарпатья. И если новый закон предоставит особый статус и привилегии одним лишь только крымским татарам, это наверняка вызовет новую волну недовольства и за Карпатами.

Венгров на Украине насчитывается, по данным переписи 2001 года, чуть больше 150 тыс. чел., и почти все они проживают в Закарпатской области, составляя 12 % её населения. Однако недавнее исследование, проведённое с участием учёных из Венгрии, выявило значительное сокращение мадьярской общины - в основном вследствие эмиграции. Ныне количество венгров на Закарпатье оценивается числом не более 130 тыс. чел. Больше всего сократилась община мадьяр в Ужгороде.

Удельный вес венгров по районам Закарпатской области: Береговский - 76,3 %, Ужгородский (преимущественно его южная часть) - 32,6 %, Виноградовский - 26,1 %, Мукачевский (южная часть) - 12,7 %, Хустский - 3,9 % (при этом венгры сконцентрированы в поселке Вышково, где их почти столько, сколько и украинцев), Раховский - 3,1 %, Тячевский - 2,9 %. В городах: Берегово (Берегсас на венгерском языке) - 48,1 %, Мукачево (Мункач) - 8,5 % (почти столько же, сколько и русских), Ужгород (Унгвар) - 6,9 % (чуть меньше, чем русских), Хуст - 5,4 % (а вот там их больше, чем русских). В пограничном городе Чоп венгров проживает до 40 %.

О Чопе стоит сказать отдельно. Ведь до Первой мировой войны он был чисто мадьярским городом - венгров там проживало почти 100 %. Во времена межвоенной Чехословацкой Республики город Чоп даже административно не являлся частью Подкарпатской Руси - он относился непосредственно к Словакии. Но поскольку это стратегически важный железнодорожный узел, в 1945 году Советский Союз настоял на присоединении его к Закарпатью - ради чего пошёл на уступки Чехословакии на других участках советско-чехословацкой границы. Так Чоп, который никогда и не был украинским, стал «при Советах» украинским городом.

Украинских венгров отличает высокий уровень национального самосознания - 95 % их считают родным венгерский язык (при этом очень мало русскоязычных венгров - всего лишь 1,5 %). Венгерское национальное самосознание, собственно, и основывается-то на уникальности венгерского языка в Центральной Европе, его несхожести с языками соседей. Благодаря этому, а также в условиях компактного расселения мадярская община устойчива к процессам ассимиляции, хотя такие процессы несколько ускорились за последнее время. Активно действует Общество венгерской культуры, которое насчитывает около 30 тыс. членов - а это очень высокий удельный вес среди национального сообщества в целом.

В украинских публикациях встречается немало нареканий на невысокий уровень владения государственным языком венграми Закарпатья, в частности -учениками школ. Объективно мадьярам трудно учить славянские языки, как и нам было бы очень трудно учить венгерский язык.

В венгерском языке насчитывается чуть ли не 28 падежей существительных, а вместо предлогов в нём используются т. н. послелоги. Фонетику венгерского языка характеризуют различение кратких и долгих гласных (последние обозначаются на письме буквами с диакретическим значком, к примеру - á), особый, непохожий на наш звук «а», а также специфические согласные. Главная специфика венгерского алфавита состоит в том, что буква s там обозначает звук «ш», тогда как сочетание sz - «с» - это, наверное, совершенно непривычно для каждого, кто изучал английский или польский язык (в польском sz как раз и передаёт «ш»). К тому же современный венгерский язык крайне неохотно заимствует иностранные слова, включая всем нам привычную международную лексику, предпочитая создавать собственные языковые конструкции (например, «кёзтаршашаг» вместо слова «республика»).

Известно, что среди венгров в целом преобладают католики. Соотношение между католиками и протестантами (в основном кальвинистами-реформатами и частично лютеранами) - 2:1 или даже 3:1. В XVI столетии в Венгрии победила Реформация, однако позднее, в условиях господства над Венгрией католической династии Габсбургов, в стране состоялся реванш католицизма.

Оплотами же протестантизма оказались восток Венгрии, Трансильвания и именно Закарпатье - на этих землях среди мадьяр значительное большинство имеют кальвинисты. По современным данным, среди закарпатских венгров реформаты составляют две трети, тогда как католиков - меньше 20 %. Достаточно много греко-католиков и православных (12,5 и 2,5 % соответственно). Заметим, что уровень религиозности украинских венгров очень высок - исследование выявило лишь 1 % мадьяр региона, которые не относятся ни к одной религиозной конфессии.

Среди всех мадьярских ирредент община Закарпатья является третьей по показателю удельного веса среди общего населения данной страны или региона. Более высокий показатель имеют их общины в Трансильвании (20 %; вообще же в Румынии венгров, включая особые субэтнические группы секеев и чангошей, - 6,5 %) и в Воеводине (Сербия) - 13 %. Даже в Словакии венгров лишь около 10 % - но там они, правда, сконцентрированы в узкой полосе вдоль границы с Венгрией.

Кроме ирредент, существуют также заметные венгерские диаспоры (в США, Канаде, Южной Америке, Германии и т. д. - хотя в Северной Америке мадьяры по происхождению сильно ассимилированы), и в целом среди 15 млн. венгров в мире каждый третий живет за пределами национального государства. Это очень высокий относительный показатель, который вправду делает мадьяр одним из крупнейших «разделённых народов» на планете. Данное обстоятельство травмирует нацию, но и повышает её чувство соучастия с соплеменниками, которые разбросаны по миру.

И вот вам такой пример. На границе Египта и Судана живёт очень необычная этническая группа: мадьярабы. Они представляют собою потомков венгерских воинов, которых турецкий султан когда-то давным-давно разместил там для охраны рубежей Порты. Мадьярабы давно приняли ислам и забыли родной язык, перейдя на арабский; у них сохранились разве что некоторые элементы венгерской культуры и какие-то остатки венгерского языка в их диалекте. Однако Всемирный совет венгров официально признал мадьярабов частью венгерского народа, приняв их в свои ряды.

 

Honfoglalás - «обретение родины»

 

Считается, что в 895-896 годах угры во главе с вождями Арпадом и Курсаном пересекли горы Карпат через Верецкий перевал и вторглись на Среднедунайскую низменность. В наше уже время, когда отмечалось 1100-летие этого судьбоносного исторического события, на перевале был установлен монумент - памятный знак. Вот это место на Украине, на границе Львовской и Закарпатской областей, является священным для каждого венгра: ведь здесь начался процесс, который они называют «обретение родины» - Honfoglalás (hon, собственно, и означает «родина», отсюда «гонвед» - «защитник родины». Отметим ещё, что в венгерском языке ударение в слове всегда падает на первый слог - это свойственно финно-угорским языкам).

Не следует, однако, думать, будто кочевники-венгры двигались в какую-то неизвестную им далёкую «страну грёз». На самом деле, военные дружины мадьяр, воодушевлённые древневенгерским богом войны Хадуром, ещё задолго до 896 года неоднократно вторгались в Центральную Европу и на Балканы, принимая участие в многочисленных вооружённых конфликтах между Византийской империей, Первым Болгарским царством, Моравией и Восточно-франкским Королевством.

Исторической прародиной венгров являются степи Южного Урала и Зауралья - территория современных Башкортостана (его востока), Челябинской и Курганской областей. В начале нашей эры произошёл распад языковой общности венгров и прародителей хантов и манси, и венгерские племена откочевали к бассейну Камы - а позднее переселились в приазовские и причерноморские степи. Лишь маленькая часть протовенгров, как считается, осталась на просторах Азии: её потомками стал существующий и поныне казахский род Мажар (название его созвучно со словом «мадьяр»!). В нынешней Венгрии растёт интерес к праистории венгерского народа - и к его казахским очень дальним родственникам тоже.

В VI-VII столетиях в степях Причерноморья (страна «Этелькёз и Леведия») образовался племенной союз оногуров - в него вошли 10 племен: семь собственно венгерских и ещё три рода каваров, которые отделились от хазар (эти кавары, к слову, составили наиболее «безбашенную» и боеспособную часть венгерского войска). «Он-огур» на древнем булгарском языке означает «десять племён, или родов»; отсюда пошло большинство этнонимов, которые приняты в европейских языках (Hungari на латыни, Ungarn в немецком, uhor и uher в словацком и чешском языках, «венгжи» в польском языке - и уже от этого польского слова происходит русское «венгры»).

Предки венгров некоторое время находились в зависимости от булгар, а потом от Хазарского каганата. И если лингвистически венгры - финно-угорский народ (причём венгерский язык, развивавшийся длительное время обособленно, настолько отличается от остальных родственных ему языков, что его принадлежность к финно-угорской языковой семье была доказана только в конце XIX века!), то генетические исследования свидетельствуют о близости мадьяр то ли к современным болгарам, то ли к казанским татарам и башкирам.

Перед заселением Паннонии венгры были типичным кочевым народом, такой себе дикой ордой; поэтому после завоевания ими этой территории, на тот момент (ещё с эпохи Древнего Рима) достаточно цветущей, её хозяйственная и культурная жизнь почти на сто лет претерпела заметный упадок.

Покорив всё Среднее Подунавье, венгерская лёгкая конница целых полвека наводила настоящий ужас на Европу, неоднократно пройдя огнём и мечом сквозь всю Германию, Италию и Францию, а в 942 году воинственные мадьяры дошли даже до Испании - они нанесли поражение войскам Кордовского халифата, взяли в плен какого-то видного арабского правителя и вернулись домой, получив откуп!

Всё это безобразие продолжалось до 955 года, когда немецкие рыцари во главе с королём Оттоном I, будущим основателем и императором «Священной Римской империи», разбили венгров на реке Лех, близ Аугсбурга, поставив этим конец натиску очередной волны степняков на Запад. После этого поражения мадьяры немного угомонились, начали постепенно переходить к осёдлой жизни, оформили свою государственность и приняли около 1000 года христианство.

На Дунайских равнинах до прибытия туда кочевников-венгров жили самые разные народы: славяне, германцы, валахи, авары и др. - и все эти народы были ассимилированы пришельцами, перейдя на их язык. Особенно развитым был именно славянский этнический компонент: ведь на Дунае и его притоках (Морава и др.) образовались самые первые в истории славянские государства: княжество Сáмо, Великоморавское государство, Блатенское княжество и другие.

Славяне сыграли очень важную, действительно ключевую роль в этногенезе венгров, формировании их культуры. Переходя к осёдлому образу жизни, венгры учились у покорённых ими славян, перенимая у них также слова, относящиеся к земледелию, ремёслам, общественной и государственной жизни. 20 % словарного фонда венгерского языка составляют слова славянского происхождения. Среди них, например, «каса» («коса»), «капоста» («капуста»), «сена» («сено»). Как это ни странно, но даже слово «подкова» звучит как «патко» - надо полагать, кочевники держали своих лошадей неподкованными. Известное слово «пушта» («сухая степь») на самом деле читается «пуста» (puszta) - то есть «пусто»! На венгерском языке «медведь» будет «медве», «мак» - «мак», «слива» - «слива», «малина» - «мална», «голубь» - «галамб» (ср. польское gołąb, «голомб», с носовым гласным).

На территории Венгрии сохранилось множество славянских топонимов, а в особенности - гидронимов (они, вообще, сохраняются наиболее стойко, и поэтому представляют огромный интерес для учёных, изучающих древнейшую историю того или иного региона). Большинство названий рек в Венгрии - славянские; название озера Балатон происходит от «болото» («блато»). Среди древнейших венгерских городов некоторые сохранили старые славянские названия: Вишеград, Чонград. Наконец, имеется сходство сюжетов венгерских и славянских народных сказок.

И после венгерских племён Среднее Подунавье принимало ещё новые волны кочевых народов с нашей стороны Карпат - и все эти новые волны венгры успешно поглощали, интегрировали в своё сообщество. Так возникли интереснейшие особые этнические группы венгров: бешенё - предположительно это потомки каваров, к которым позже примешались печенеги (бисены в древних летописях); куны и палоци - потомки половцев «разных волн»; ясы - а это потомки той части аланов (ясов), то бишь предков осетинов, которая сбежала от монголов с Северного Кавказа в XIII веке. Ясы населяют историческую область Ясшаг к востоку от Будапешта. С нею граничит большая область Куншаг («Страна кунов»). Куны вплоть до XVIII века сохраняли ещё свой кипчацкий язык. Их далеко не сразу, с огромными трудностями удалось «христианизировать» - кипчаки упрямо, вопреки давлению на них папства, держались язычества и своих кочевых нравов, а ныне большинство их составляют протестанты. Во многих городах Куншага есть улица Яноша Кальвина.

Особое место занимают «горные мадьяры» секеи (или секлеры, венг. szekely), которые составляют половину венгров Трансильвании. Их легенды выводят их род от самих гуннов, однако наука больше склоняется к той гипотезе, что предками секеев на самом деле были те венгерские племена, которые прорывались за Карпаты ещё до основной волны 896 года. Среди указанных выше особых этнических групп мадьяр встречаются люди с монголоидными чертами лица.

Ассимилировали, «переварили» венгры и позднейших мигрантов из Европы: немцев, итальянцев, болгар и прочих. Болгары, что интересно, познакомили венгров с огородничеством, завезли к ним культуру знаменитой паприки. Ассимилированы мадьярами были также украинцы-русины, которые проживали ниже по течению Тисы, на северо-востоке современной Венгрии. По данным переписи населения, в наше время менее 10 тыс. граждан страны считают себя украинцами или русинами. Однако Венгерская греко-католическая церковь с митрополией в городе Хайдудорог насчитывает 300 тыс. верующих - и это, очевидно, в основном мадьяризованные украинцы (хотя не только: во время Контрреформации немало венгров, которые возвращались из протестантизма, почему-то отдавали предпочтение не римско-католической, а именно греко-католической церкви).

 

От Киевской Руси до Руси Угорской

 

На момент Honfoglalás Закарпатье населяли восточнославянские племена белых хорватов. По данным археологии, Ужгород был основан славянами задолго до прихода туда угров. И Закарпатье сразу же стало тем «геоэтническим стыком», за обладание которым развернулось противоборство между Венгрией и славянством. Одна из более поздних (конца XII столетия) венгерских хроник рассказывает о том, как ещё в 892 году - то есть за четыре года до официальной даты Honfoglalás! - полулегендарный правитель Альмаш, отец Арпада, пойдя войной, убил славянского князя Лаборца, который властвовал тогда в Ужгороде.

Становление Венгерского королевства практически совпало по времени с расцветом Киевского государства: правление Иштвана I Святого (король в 1000-1038 годах), канонизированного крестителя венгров, пришлось как раз на окончание княжения Владимира и начало - Ярослава Мудрого. И если первый из указанных русских правителей присоединил белых хорватов к владениям Руси, то уже при Ярославе Мудром венгерские феодалы захватили часть Словакии и начали натиск на Карпатскую Русь. А когда уже Древнерусское государство начало слабеть и распадаться, удерживать земли по ту сторону Карпат стало попросту невозможно.

Ещё до конца XI столетия равнинная, а чуть позже и горная часть Закарпатья вошли в состав Венгрии. Более того, в 1099 году король Коломан пытался захватить также и Галицию, но был разбит объединённым войском русских князей вблизи Перемышля. Дальнейшие попытки венгерских королей распространить свою власть на Галицко-Волынское княжество также провалились - и Карпаты, таким образом, всем своим полукругом сделались естественной границей исторической Венгрии.

Известны две большие волны переселения венгров в Закарпатье, которые были связаны с нашествием внешних врагов, - однако это миграционное движение частично уравновешивалось притоком славянского (русинского) элемента с севера, в основном из Галичины. Первая такая волна произошла во второй половине XIII столетия, когда после опустошительного монголо-татарского нашествия 1241 года Закарпатье, до того момента довольно густо населённое, обезлюдело.

Поэтому венгерские короли и прибегли тогда к политике содействия миграции населения как из внутренних районов королевства, так и извне: в край переселялись не только венгры, которые в тот период достигли трети его населения (а в крупных городах - двух третей), но также валахи, немцы, галичане, южные славяне. В то время, как считается, на Закарпатье и появились первые чисто мадьярские сёла. Уже в XV веке важным центром венгерской жизни становится основанный в XI столетии город Берегсас, в котором возникли ремесленные цеха (сапожников, портных, бондарей и т. д.) и проводились ярмарки.

Далее была волна в XVI столетии - после памятной битвы при Мохаче (1526) и турецко-османского завоевания большей части, «внутреннего ядра» Венгрии. Мадьяры начали бежать на подкарпатскую периферию страны, в т. ч. в Закарпатье.

Ещё сто лет назад венгры составляли 30 % населения края, или Угорской Руси, как тогда говорили, - это показала перепись населения 1910 года. Правда, данные эти вызывают определённые сомнения - ибо к венграм отнесли часть цыган, немцев, словаков и др., которые назвали родным венгерский язык. Надо понимать, что за многие века проживания бок о бок народы Закарпатья тесно переплелись, и, наверное, просто невозможно сегодня чётко разделить там жителей с венгерскими и украинскими (русинскими) корнями.

Когда Подкарпатская Русь вошла в Чехословакию, венгры из господствующей прежде нации превратились в меньшинство - к тому же нелояльное к Праге. Хотя конституция 1920 года и декларировала возможность использования венгерского языка в районах компактного проживания мадьяр как языка официального, на практике эта норма закона выполнялась плохо. Во многих случаях венгерские школы закрывались просто из-за недостатка средств. И уже в 1930 году вследствие эмиграции и других процессов удельный вес венгров сократилось до 16 %.

По данным переписи 1959 года, они составляли 16,5 % населения области. В дальнейшем удельный вес венгров снижался - последняя советская перепись 1989 года выявила 13,7 %. Вообще, тенденция к уменьшению численности и удельного веса этнических мадьяр действует во всех венгерских ирредентах. Так, например, в Воеводине доля венгров уменьшилась с почти 30 % в 1910 году до 13 % сейчас, а в Румынии - с 9,5 % в 1948 году до 6,5 % в настоящее время.

 

Пять эпизодов общей истории народов Закарпатья

 

Венгерские правители издавна осуществляли политику мадьяризации других народов своего государства. Мадьяризации русинов способствовала Ужгородская церковная уния 1649 года - не случайно ж мы отмечали стольких нынешних венгров среди приверженцев греко-католической (униатской) церкви! Однако несмотря на все национальные притеснения, почти не существовало какой-либо ожесточённой вражды между обычными, рядовыми венграми и украинцами. Наверное, это было обусловлено тем, что и украинские, и венгерские крестьяне одинаково страдали от безземелья или малоземелья, были одинаково угнетены эксплуататорами. Венгры и украинцы одинаково были вынуждены уезжать в поисках лучшей доли за океан: в период с 1899-го по 1913 год с территории Венгерского королевства при общем его населении в 21 млн. человек эмигрировали 2 миллиона!

И когда в 1944-45 годах народ Закарпатья сделал свой исторический выбор в пользу воссоединения с Советской Украиной (29 июня 1945-го воля населения края, высказанная им после освобождения от фашистов осенью 1944-го, была юридически оформлена советско-чехословацким договором), большинство венгерской общины края отнеслось к этому решению с пониманием. В течение тысячелетия совместного проживания народов Закарпатья они неоднократно боролись вместе за свою свободу.

В 1514 году всю Венгрию охватила мощная крестьянская война, которую возглавил служилый человек, секей по происхождению (секеи издревле славились как превосходные воины) Дьёрдь Дожа. Восстание подняло 100-тысячное войско куруцев (крестоносцев) - народное ополчение, набранное для крестового похода против турок. В борьбе против произвола феодалов, против процесса закрепощения объединились венгерские, словацкие, русинские, валахские крестьяне. Вспыхнуло и Закарпатье: повстанцы захватили замки в Ужгороде, Мукачево, Королёве; позже власть объявила Ужгород, Мукачево, Хуст и ещё несколько городов «бунтарскими». Дьёрдь Дожа намеревался создать республику, в которой все люди имели бы равные права, - эта идея носилась в воздухе накануне Реформации.

Однако в битве под Темешваром (Тимишоарой) войско крестьян потерпело поражение. Его вождь был зверски казнён: Дожу заживо поджарили на железном троне. Всего же казнено было около 50 тыс. повстанцев. Как свидетельствовали современники, тысячи трупов валялись на улицах сёл и городов. А сразу же после подавления восстания феодалы собрали т. н. «Дикий сейм», который окончательно закрепил крестьян за помещиками.

Нынешние деятели, которые всевозможными жуткими красками расписывают «зверства революционеров», почему-то забывают вспомнить о том, как во все века безжалостно расправлялись господствующие классы с народными восстаниями - будь то восстание Спартака в Древнем Риме, или упомянутое восстание Дьёрдя Дожи, или Колиивщина на Украине, или же пугачёвский бунт в России...

В 1703-1711 годах Закарпатье стало ареной движения Ференца II Ракоци. Это было народное движение, направленное против поглощения венгерских земель австрийскими Габсбургами. Князь Трансильвании Ференц II Ракоци (1676-1735), опять же, по происхождению секей, родился на территории нынешней Словакии, однако значительная часть его юности прошла в Мукачевском замке, который он очень любил. Этот хорошо сохранившийся и поныне замок стал главным оплотом повстанцев. Князь возглавил войско, основой которого являлись крестьяне, коих тоже звали куруцами, - и это движение вновь объединило крестьянство венгерское и русинское. Крестьяне Венгрии боролись как против иноземного (австрийского), так и против феодального гнета - тогда как большая часть венгерского дворянства или вообще не поддержала Ференца Ракоци, или же колебалась.

Ференц Ракоци пытался возродить Венгерское королевство, и в определённый период под его властью оказалась почти вся Венгрия вместе с Трансильванией. Однако борьба за независимость оказалась неравной. Венгерские дворяне всё-таки склонились к компромиссу с Габсбургами и предали свою родину. Сословное Национальное собрание освободило участников освободительного движения от крепостной зависимости, однако крестьянство не достигло своих целей и потому ослабило поддержку антигабсбургскому движению. Князь Ференц II Ракоци очень рассчитывал на заключённый тайный военный союз с Петром Первым, но Россия, которая напрягала свои силы в войне со Швецией, не смогла оказать помощи.

Последним эпизодом бурних событий 1703-1711 годов, собственно, и стала героическая оборона Мукачевского замка, который, однако, в итоге вынужден был капитулировать 22 июня 1711 года. Князь Ференц Ракоци провел последние свои годы в изгнании, в Турции, его прах был впоследствии перезахоронен в соборе св. Елизаветы (Эржебет) Венгерской в словацком городе Кошице. Имя Ференца Ракоци носит ныне Закарпатский венгерский институт в Берегово.

Венгерская революция 1848-49 годов была встречена на Закарпатской Руси с огромным энтузиазмом. Власть очень быстро, ещё в марте 1848 года, перешла к революционерам, из Мукачевского замка был без боя вытеснен располагавшийся там австрийский гарнизон. В Мукачево, Ужгороде, Берегово формировались отряды национальной гвардии, причём в списках добровольцев-гонведов мы встречаем не только венгерские, но и украинские фамилии. Главной движущей силой революции, носившей буржуазный характер, выступали мещане, крестьяне, учащаяся молодежь. Интересно, что в ряды национальной гвардии записалось немало семинаристов.

Обычные труженики связывали с начавшейся революцией свои надежды на освобождение от крепостнического и национального гнета.

Однако венгерские революционеры - пламенные патриоты своей страны, стремившиеся освободить её от тирании Габсбургов, - вследствие собственной ограниченности допустили немало трагических ошибок, которые и привели к поражению революции. Во-первых, они не пошли дальше половинчатой аграрной реформы, не удовлетворили требования крестьянства; даже принятое парламентом Венгрии освобождение крестьян от крепостной зависимости всячески тормозилось и откровенно саботировалось венгерским дворянством.

Во-вторых, решительно выступая против онемечения венгерской нации, они оставались на позициях национализма и шовинизма, категорически отказываясь предоставить национальные права невенгерским народам. Этим и воспользовалась власть Австрии, которая неизменно проводила политику «разделяй и властвуй», - и сполна использовала хорватов, румын, русинов как контрреволюционную силу.

Языково-национальная политика венгерских правящих кругов той поры до боли напоминает политику современного Киева: откровенный курс на ассимиляцию «чужих» народов, создание единой однородной нации; один лишь официальный язык - венгерский, другие народы были лишены возможности использовать свои языки в общественной жизни, развивать собственную культуру. Те, кто не был способен говорить по-венгерски, не могли претендовать на гражданские права.

Венгерские власти даже не признавали существования украинцев-русинов - их они называли «мадьярами, говорящими на славянском языке», или же «венграми греко-католической веры» (а это уже напоминает отношение турецких правящих кругов к курдам как к «горным туркам»!). Всё делалось для того, чтобы лишить русинов ощущения единства, родства с братьями-славянами по ту сторону Карпат.

К сожалению, революционное правительство во главе с Лайошем Кошутом не отказалось от этой крайне порочной политики. Во время избирательной кампании в национальное собрание на Закарпатье населению насильно навязывались кандидаты от венгерских дворян, а на выдвиженцев от славянского населения откровенно давили. Тогда-то, кстати, и были отмечены столь нетипичные для Закарпатья случаи межнациональной ненависти, когда в среде русинов звучали призывы убивать венгров, которых отождествляли с венгерскими господами.

И вот когда враги двинулись походом на революционную Венгрию и Кошут призвал всё население сплотиться для отпора интервентам, украинцы Закарпатья остались равнодушными к этому призыву. Рекрутировать местное население в революционное войско теперь пришлось насильственными методами. Венгерские военачальники так и не решились дать под Карпатами сражение российской армии генерал-фельдмаршала Ивана Паскевича, ибо они хорошо понимали, что местное население в большинстве своём поддержит не их, а противника!

Российский царизм оставил по себе в 1849 году недобрую память в Венгрии, однако вступление российских войск на Подкарпатскую Русь посодействовало тогда поднятию русинского национального сознания. Беда в том, что лидеры русинского движения - Александр Духнович и другие, - сделав много для развития культуры и просвещения народа, стояли на реакционных позициях т. н. австрославизма, они верили, что Габсбурги в противовес венгерскому сепаратизму поддержат славянство Австрийской империи, станут его защитниками. Означенные деятели не пошли дальше требований культурной автономии и объединения Галиции и Закарпатья в «Русское воеводство» - но даже этого австрийская власть так и не осуществила!

Трагический урок венгерской революции 1848-49 годов в том и заключается, что венгры и славяне, разделённые тогда национализмом, национальной враждой, не выступили плечом к плечу против той силы, которая угнетала их всех.

На Закарпатье есть немало мест, которые хранят память о событиях 1848 года. В городе Тячеве установлен памятник Лайошу Кошуту, и тамошняя мадьярская община традиционно 15 марта (в день начала революции) оказывает почести героям освободительной борьбы. Ещё один герой Венгерской революции, национальный поэт Венгрии Шандор Петёфи (1823-49) летом 1847 года совершил путешествие по Закарпатью: Ужгород, Мукачево, Берегово. В последнем есть памятник Петёфи, а в селе Бадалово на правом берегу Тисы, где поэт ждал переправу через реку, в его честь установлена мраморная доска в стене местной реформатской церкви.

Социалистическая революция в Венгрии 1919 года учла ошибки 1848 года в национальном вопросе. Венгерская Советская Республика признала право наций на самоопределение, призвав невенгерские народы войти в состав новой Венгрии на федеративных началах. Было провозглашено равноправие всех народов, украинский язык на Закарпатье был впервые введён в официальных учреждениях и школах.

Революция на Закарпатье победила уже на следующий день после победы её в Будапеште - то есть 22 марта. В Мукачево власть взял в свои руки революционный Директориум. Этот город стал центром формирования Закарпатской, или Русинской красной гвардии, численность которой превысила 6 тыс. бойцов. Созданная позже на её базе Русинская красная дивизия в апреле 1919 года дала под Чопом серьёзный бой вторгшимся в Венгрию чехословацким и румынским войскам. Однако силы оказались неравными, 28 апреля румыны свергли советскую власть в Мукачево, а в мае весь Закарпатский край был оккупирован чехами.

Интересно, что Чоп в межвоенной Чехословакии называли «красным гнездом» - на парламентских выборах 1924 года 60 % голосов там получили коммунисты!

Революционные события в Венгрии естественным образом были связаны с перипетиями Гражданской войны на Украине - хотя советское командование и не сумело реализовать замыслы по оказанию военной помощи венгерским товарищам.

Ещё до провозглашения Венгерской Советской Республики, 21 января 1919 года, в городе Хусте состоялось Закарпатское всенародное собрание, на котором представители русинского населения (420 делегатов от 175 городских и сельских общин) проголосовали за воссоединение с Советской Украиной, отвергнув, кстати, предложения присоединиться к Западноукранской народной республике (ЗУНР).

Под воздействием революционной Венгрии и благодаря её военным успехам на первом этапе борьбы, летом 1919 года была провозглашена Словацкая Советская Республика. А провозглашена она была в городе Прешове на востоке Словакии - в главном городе Пряшевщины, края с исторически украинским населением, который, собственно, исторически и географически составляет единое целое с Закарпатьем.

Активное участие в защите Венгерской революции приняли бойцы 1-го российского батальона 1-го Будапештского интернационального полка, который был сформирован из военнопленных - русских и украинцев. С другой стороны, венгры из числа тех, кто попал в российский плен или бежал из Венгрии после поражения её революции, вливались в интернациональные части Красной Армии.

На Украине основу таких войсковых формирований составляли как раз чехи, венгры и представители южнославянских народов (как, например, Олеко Дундич). В мае 1919 года в Одессе была создана интернациональная дивизия в составе трёх бригад. Двумя полками командовали венгры: 1-м Полтавским интернациональным полком - Фекете и 3-м (519-м) интернациональным полком - Гавро.

Лайош (Людвиг Матвеевич) Гавро (1894-1938) родился в Трансильвании, в городе Брашов, в семье шахтёра. С юных лет он участвовал в венгерском социал-демократическом движении. Прапорщик австро-венгерской армии, Л. Гавро в 1916 году попал в плен и включился в революционную работу среди военнопленных.

Во время Гражданской войны Гавро командовал отрядом, полком, бригадой, отличился в боях против деникинцев за Киев и против белополяков. После войны: комендант Киевского укрепрайона, начальник Всевобуча Украины и Крыма, агент Коминтерна, работал в разведке, осуществлял военно-дипломатическую миссию в Китае. Был награждён двумя орденами Красного Знамени. Между прочим, Гавро женился на вдове знаменитого комиссара и писателя Дмитрия Фурманова. В 1938-м командир дивизии Людвиг Гавро был репрессирован, реабилитирован посмертно.

После поражения революции в Венгрии оттуда смогли эмигрировать многие её крупные деятели, дальнейшая жизнь которых была связана и с Украиной, - к примеру, небезызвестный Бела Кун. Связана с Украиной и биография Мате Залки (1896-1937), венгерского еврея по происхождению, героя-интернационалиста гражданской войны в Испании. В годы нашей Гражданской войны он сражался под Киевом, участвовал в штурме Перекопа. Позже регулярно приезжал на Украину, некоторое время жил в селе Билыки Кобелякского района Полтавской области, где в советское время был организован литературно-мемориальный музей Мате Залки. В некоторых его литературных произведениях события разворачиваются на Украине. В 1930 году Залка принял участие в Международной конференции революционных писателей в Харькове. Погиб Залка в июне 1937-го в Испании, в городе Уэска...

А город Берегово в чехословацкий период отличился большой Береговской забастовкой виноградарей 1929 года. Стачка началась 29 марта и продолжалась до 20 апреля. Требования наёмных работников, которые они выдвинули к хозяевам плантаций: увеличение заработной платы, сокращение рабочего дня, улучшение их бытовых условий. Власть устроила расправу над забастовщиками: 200 человек были арестованы; но в знак солидарности с виноградарями забастовали ещё и рабочие кирпичных предприятий и строители Берегово. Забастовка завершилась частичной победой пролетариев: им таки повысили заработную плату.

Раз уж речь зашла о классовой борьбе пролетариата, то можно вспомнить ещё Закарпатскую первомайскую демонстрацию 1901 года, когда тысячи людей вышли с красными флагами и пением «Марсельезы» на улицы Ужгорода, Мукачево, Хуста, Свалявы и других населённых пунктов. Знатным событием в истории Закарпатья стала и политическая стачка 1920 года, начатая по призыву ЦК Международной социалистической партии Подкарпатской Руси и подавленная военной силой.

 

Гуляш и полотна Мункачи

 

В русском языке тоже встречаются слова венгерского происхождения: «гусар» (от слов «гус» - «двадцать» и «ар» - «пόдать»; это когда-то было ополчение, куда забирали каждого двадцатого мужчину; заметим, что значительную часть гусарских полков изначально составляли куны и ясы), «сабля» (венгерское szablya от «сабни» - «резать»; это кавалерийское оружие появляется у кочевников Восточной Европы и Средней Азии в VII-VIII веках - очевидно, венгры и завезли его в Европу).

Некоторые слова связаны с венгерской кухней, которую у нас традиционно уважают: вспомним гуляш (буквально «пастух», то есть это - пища пастухов). Это блюдо типично для венгерской кухни, для которой характерно отсутствие чёткой границы между первыми и вторыми блюдами (гуляш - это то ли очень густой суп, то ли жидковатое второе). На Закарпатье популярен суп бограч - наваристый, из нескольких сортов мяса, иногда на основе бульона, сваренного из копыта. Слово «бограч» тоже интересно: оно означает «котёл» и является общим для венгерского и ряда тюркских языков, что отражает древние тесные венгерско-тюркские связи.

Конечно, проводившаяся в течение многих столетий мадьяризация повлияла на культуру, быт, язык украинцев Закарпатья. Закарпатские говоры украинского языка, на основе которых сложился карпато-русинский литературный микроязык, сочетают в себе архаические черты древнерусского языка (следствие длительного отделения края от основной части Украины) и многочисленные заимствования из венгерского и других соседних языков. Поэтому простонародная речь закарпатцев не всегда бывает понятной для тех, кто владеет литературным украинским языком.

В закарпатском Мукачево - Мункаче родился самый выдающийся венгерский живописец Михай Мункачи (1844-1900). Собственно, Мункачи - его псевдоним, настоящая же фамилия художника Либ (маэстро был немецкого происхождения). Многогранный мастер реализма плодотворно работал в самих разных жанрах и дал глубокую картину народного бытия; художник также отдал дань революционным событиям 1848 года. В конце жизни Михай Мункачи написал грандиозное полотно, посвященное Honfoglalás. Его картины представлены в Ужгородской галерее, а имя художника увековечено в памятниках и топонимах его родного города.

С другой стороны, в Будапеште, в семье закарпатских украинцев, родился Игорь Грабарь (1871-1960) - выдающийся русский художник и искусствовед (многотомное издание «История русского искусства»). Там же родился и его брат Владимир - крупный учёный-юрист, специалист в области международного права. С Венгрией тесно связаны жизнь и творчество закарпатских художников XX века Адельберта Эрдели и Иосифа Бокшая - оба они учились в Будапеште. Интересно, что Эрдели, проживая в Мюнхене, как художник зафиксировал для истории сцены судебного процесса над участниками нацистского «пивного путча» 1923 года.

В венгерском городе Тόкай, славящемся своими винами, несколько лет прожил молодой Григорий Сковорода. Там он занимался важным государственным делом: Сковорода входил в комиссию, созданную российской императрицей для закупок венгерского вина. На этом благородном напитке мыслитель знал толк! В 1998 году в Токае была установлена памятная доска в честь пребывания в городе философа.

И ещё один интересный исторический факт: важнейшая святыня венгерского народа - корона святого Иштвана, Szent Korona (с характерным склонённым крестом, венчающим её) - в 1805-1806 годах, во время наполеоновского нашествия на Австрийскую империю, была спрятана в Мукачевском замке.

Касательно «венгерского вопроса»

 

В конце 2019 года венгерская дипломатия несколько раз напоминала Киеву про права и интересы этнических венгров Закарпатья. Министр иностранных дел Петер Сийярто заявил, что Венгрия будет блокировать Украине её дорогу в НАТО, пока та не отменит пресловутые языковые законы.

Отметим, что с прошлого года в новом составе Еврокомиссии сверхважный пост комиссара ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства занимает представитель Венгрии Оливер Вархели.

2 декабря 2019 года МИД Украины вручило ноту протеста послу Венгрии на Украине (уроженцу Берегова, кстати, - его семья эмигрировала в Венгрию ещё во времена СССР, когда будущий дипломат был юношей) Иштвану Ийдярто за его слова об «автономии Закарпатья». Вообще-то, в своём интервью сайту «Главком» от 28 ноября господин посол как раз скорее отрицал угрозу сепаратизма на Закарпатье: «Да какая автономия? На Закарпатье 1,2 млн. украинцев, венгров - 150 тыс. Какие предпосылки имеются для сепаратизма, автономии? ...Закарпатье - всегда была интересная территория, но никогда там конфликтов между украинцами и другими нациями не было». Дипломат лишь подчеркнул то, о чём и мы пишем: Киев должен с пониманием относиться к чувствам венгров как разделённой нации.

Сейчас венгерская община требует только создания новой ОТГ (объединённой территориальной громады - такие единицы создаются в процессе административной реформы в стране) с центром в Берегово, в которую вошли бы все преимущественно венгерские сёла. Ну и, понятное дело, венгров не устраивают заверения властей о том, что языковой закон очень полезен для самих нацменьшинств, поскольку он, дескать, помогает им интегрироваться в украинское общество. Наверное, венгерские шовинисты, заставляя некогда русинов разговаривать на венгерском языке, тоже были уверены в том, что делают им добро: приобщают их к европейской культуре!

Вопрос автономизации весьма остро стоит и в некоторых других венгерских ирредентах. В Румынии в 1952-1968 годах существовала Венгерская автономная область с центром в городе Тыргу-Муреш. Чаушеску ликвидировал её, чем настроил мадьяр против социалистической власти. Однако и новая, «демократическая» власть их требования о восстановлении автономии выполнять не желает. Тогда в сентябре 2009 года секеи провели свой съезд и объявили о создании автономии Секейский край в составе трёх жудецов (уездов) с венгерским этническим большинством. Это образование так и остаётся непризнанным центральной бухарестской властью.

Для того, чтоб снять «венгерский вопрос» (или «закарпатский вопрос»), Киеву нужно, прежде всего, решить наболевшие социально-экономические проблемы этой области. Основным фактором сепаратизма является то, что Закарпатье нищенскими глазами смотрит в сторону гораздо более богатой и сытой Венгрии. Однако в рамках нынешней аграрно-сырьевой экономической модели Украины население края, где нет крупных залежей полезных ископаемых и мало пахотной земли, обречено на то, чтобы выживать контрабандой да вырубкой злосчастных карпатских лесов. А также - выездом на заработки в соседнюю Венгрию и в другие страны Евросоюза.

Упорное же нежелание киевской власти разрешить двойное гражданство - чётко прописав в законе категории гос- и военнослужащих, которым запрещено его иметь, - выглядит просто смешно, выглядит как страусиные попытки не замечать реалии, как неспособность контролировать общественно-политические процессы. И навязывание людям определённых национальностей в бедной стране чужого им языка вряд ли прибавит им патриотических чувств.

Даже очень выгодное географическое положение Закарпатья в самом центре Европы, на границе сразу с четырьмя государствами, теперь ни к чему: в условиях конфликта на востоке страны и полного втягивания Киева в орбиту Вашингтона Украина не может интегрироваться в перспективные транспортные маршруты китайского Нового шёлкового пути. Теперь географическое положение края скорее играет против Украины: есть потенциальная угроза того, что Карпаты отрежут его от Украины, как это произошло во времена слабых преемников Ярослава Мудрого.

 

Перевод с украинского языка, с дополнениями, выполнен автором.

Оригинал

 

история