Про любовь детства и молодости в новелле «Дары волхвов» и «Алешкина любовь»
У О. Генри есть рассказ «Дары волхвов». Там молодая и очень бедная пара к Рождеству готовит друг другу подарки так, чтобы тот, кому дарят, не догадался об этом. Денег у них нет, поэтому женщина, у которой прекрасные волосы - единственное её богатство - обрезает и продаёт их, а мужчина продаёт свою единственную ценную вещь - часы. На вырученные с волос деньги девушка покупает любимому новую цепочку для его часов, а он - гребешок для её волос.
С точки зрения полезности как использования по назначению, эти два подарка теперь совершенно бесполезны. Но в мире человеческих отношений они выражают нечто большее, чем эта полезность, они полезны и даже необходимы с точки зрения выражения чувств.
С другой стороны, из года в год дарить другу такие бесполезные подарки с целью подарить что-то полезное, стараться выразить свои чувства в предметах, которые уже потеряли актуальность, дарить друг другу то, что выражает и фиксирует безысходность положения пары, потому что дальше в этом направлении двигаться некуда, дарить такую грустную любовь - это предел отношений. Дальше нужен выход за поставленные условиями рамки, нужно дарить себя, но не ограниченного товарными отношениями.
У О. Генри получилось, что такие подарки дарят не радость, а грусть. Это значит, что дальше паре нельзя забывать о том, почему возникает это чувство. Чтобы любить и быть счастливым, нужно сделать так, чтобы в следующий раз твоя любовь могла или волосы сохранить, или в коротких волосах найти радость. Если же молодой человек думает, что, чтобы сохранить волосы любимой, нужно стать тем, кто эти волосы принимает у других женщин и перепродаёт, то эта иллюзия ломается тем фактом, что таких счастливых «принимателей волос» в мире единицы. Как и счастливых пар, хотя многие отдают всю молодость на то, чтобы когда-то там, в зрелом возрасте, обрести безбедное счастье и одаривать любимого человека всеми радостями жизни.
А в этом процессе вечного стремления к счастью в обеспеченности человек меняется и на смену молодости приходит старость души. Душа же человека в его деятельности (Э. Ильенков). Если ищешь, как одарить человека товарами, сам превращаешься в товар. А символ для обмена - деньги - становится и символом любви, хотя молодые люди отдали всё, что у них было, безвозмездно и в самых искренних чувствах.
Другая история с гребешком - это история немолодой по возрасту пары из фильма С. Туманова и Г. Щукина «Алёшкина любовь». У этой пары всё намного сложнее: жена уже давно ищет любви в объятиях другого мужчины, а мужу подсказали, что женщинам нравится, когда о них думают, что нужно сделать ей подарок. Он и не догадывался об этом, совета послушал и купил ей гребешок. Без никакой церемонии вручил его ей как выражение непосредственного отношения. Он отдал не всё, что у него было, он жертвовал лишь одним - той частью своей души, которая менялась, когда он узнал, что к женщинам можно относиться по-другому. Жена от такого подарка расплакалась и убежала. В этом поведении проявилось и её отношение к мужу - она любила его. Для выражения своего чувства ей не нужно было отдавать всё, что у неё есть, в том числе и тело, ей нужно было отдавать не всё, а всю себя - со всеми противоречиями, которые всегда решаются в обоюдном развитии.
Простая логика, которой не так и сложно следовать - отдать всё, что у тебя есть дорогого, неважно, пригодится ли это человеку, не поменяется ли что-то к тому моменту, пока ты готовишь этот подарок. Сложнее другое - стараться предугадать, что может быть на самом деле нужно человеку, каким должен быть ты, в какую сторону и как меняться. Это то, что нужно для любви и молодости: дарить гребешок, когда никогда в жизни подобного не делал, человеческого внимания женщине не уделял, и расплакаться от стыда и почти иллюзорного, но всё же возможного, будущего счастья, хотя в отношения с мужем уже почти не верила.
Любовь в двух этих примерах разная: одна идеально книжная, но схематичная - отдал всё и этим откупился, даже если мечтал сделать самый лучший подарок, другая любовь - нелогичная, странная, но живая - как бывает в жизни. Первая любовь, из новеллы, - она будто про детство, когда ещё не знаешь, как себя вести, но где-то видел или сам на себе чувствовал, что нужно отдать свою любимую игрушку другому. А вторая, из фильма, - про молодость, когда не знаешь, что будет дальше, хотя уже есть опыт общения, когда внутри есть огонь, но в детстве уже немного обжёгся и научился тормозить. Любовь в молодости - это когда не спешишь, но и не останавливаешься, не опускаешь руки, а пробуешь понять человека и отдать себя полностью так, как надо другому, чтоб был счастлив он, а поэтому - и ты.
Leport