Классовое сознание пролетариата
В предыдущих работах мы говорили о пролетариате. Теперь нам предстоит выяснить, что такое классовое сознание пролетариата, точнее, что такое его теоретическое классовое сознание и что должны и могут сделать для его становления марксистские теоретические сообщества. На наш взгляд, на данном этапе развития движения это - практический вопрос первостепенной важности.
1. Классовое сознание не является исключительно теоретическим. Оно развивается не в одной какой-то форме. Напротив, во всех формах общественного сознания ведется классовая борьба. Завоевания в этой борьбе необходимы для "воспитания масс" в духе коммунизма (не зря Ленин часто употребляет это словосочетание). Однако рациональная теоретическая форма классового сознания играет в этом процессе особую роль, так как позволяет понять развитие общественного бытия и развитие соответствующего ему общественного сознания во всех его формах, чтобы выработать стратегический план в классовой борьбе, учитывая логику движения общественной жизни в целом.
2. Теоретическое классовое сознание пролетариата - это рационально-адекватное (понятийное) осознание роли и места класса в способе производства общественной жизни как движущейся социально-исторической целостности, необходимое для исторической деятельности класса по преобразованию этой целостности в коммунистическую.
3. Исходя из этого, как теоретическое, классовое сознание пролетариата можно рассматривать только то, что входит в состав теории коммунистической революции. Это знание логики развития современного капиталистического общества, взятого со стороны его движения к своей границе перехода в коммунизм, а также места и роли пролетариата в этом движении; понимание стратегического направления и узловых точек в классовой борьбе; соответствующий метод познания, позволяющий приобретать практически пригодное для движения к коммунизму знание.
4. Классовое сознание пролетариата, в том числе теоретическое сознание, не является чем-то внешним по отношению к этому классу. Это именно его (класса) осознанное бытие, но не просто как угнетенного и эксплуатируемого класса, а как субъекта исторического действия, который не может освободиться от своей специфической формы эксплуатации и угнетения, не уничтожив эксплуатацию человека человеком вообще.
5. Это сознание вырабатывается пролетариатом не непосредственно. Идеи, способные иметь практическое значение по преодолению существующего положения вещей (а никакие другие идеи к классовому сознанию пролетариата отношения не имеют), создаются не в повседневной жизни пролетария. Они не могут непосредственно "вырасти" даже из опыта экономической борьбы пролетариата с буржуазией за улучшение условий продажи рабочей силы, как её отражение, даже если эта борьба очень развита.
6. Практически-пригодные для движения к коммунизму теоретические идеи в их органическим единстве не могут появиться и в результате научного описания и обобщения опыта экономической борьбы и уж тем более быта пролетариев. Такое описание может быть полезным только после теоретической обработки. А пока оно остаётся просто обобщением и описанием, даже будучи очень качественным и добросовестным; оно не относится к теоретическому классовому сознанию пролетариата, а может быть лишь материалом или частью материала, подлежащим теоретической обработке. Поэтому большая часть современной научной критики капитализма, которая является мейнстримной в социальных науках, к классовому сознанию пролетариата не имеет никакого отношения, даже если считается марксистской. Она не выходит за рамки критики капитализма (буржуазный марксизм). Теоретическая работа состоит не в этой критике и тем более не в простом описании капиталистических реалий, не в толковании "святого писания" текстов Маркса, а в теоретической разработке проблем революции, для которой исследование капитализма играет не самостоятельную, а подчиненную роль.
7. Каждое направление классовой борьбы требует своих специфических средств. Для ведения теоретической работы нужен соответствующий метод познания. Это важно ещё и потому, что рационально-адекватное осознание классом своих роли и места в социально-исторической целостности, необходимое для уничтожения классового угнетения, существует не в виде готового, раз данного, застывшего корпуса идей. Дело заключается не в голом результате, а в результате вместе с процессом - в живой традиции теоретического осмысления, способной давать практически-пригодный, соответствующий коренному классовому интересу и условиям классовой борьбы, теоретический продукт.
8. Для современного марксизма, точно так же как в своё время для Маркса, важно находить закон интересующих его социальных явлений, "но не только один закон, управляющий ими, пока они имеют известную форму и пока они находятся в том взаимоотношении, которое наблюдается в данное время, а закон их изменяемости, их развития, т.е. перехода от одной формы к другой, от одного порядка взаимоотношений к другому". Традиция такого познания не существует и не может существовать отдельно от работы людей, её осуществляющих. Она предполагает преемственность, усвоение теоретического наследия предшественников и вообще всех достижений человеческой культуры в области мышления. Эта традиция заключается в проведении и выдерживании линии классического марксизма в области мышления, как по части методологии (самое важное), так и относительно специально разработанных в теории проблем, имеющих практически-революционное значение для класса.
9. В деле возрождения и налаживания функционирования классового сознания, которое является делом возрождения традиции, не обойтись не только без теоретических работ Маркса и Энгельса, но и без Ленина, Че Гевары, Ильенкова и других теоретиков (в том числе и работающих в специальных областях), работы которых представляют единую линию диалектического материализма как в области методологии познания, так и в разработке специальных вопросов. Нужно учиться на их "битвах" не только потому, что мы, как минимум, должны уметь правильно решать те же вопросы, но и потому, что их оружие необходимо для решения новых вопросов, которые возникнут перед нами как перед представителями пролетариата в области теории. Ответы на практические, важные для класса вопросы современности бессмысленно искать без марксистской теоретической традиции (например, параллельно с ней, разделяя вопросы на теоретические и практические) .
10. В возрождении традиции теоретического мышления заключается смысл существования самообразовательных сообществ. Возрождение преемственности в способе мышления, восстановление живой традиции, в которой особое место занимает теоретическое наследие Ленина, и организация того, чтобы она действительно приобрела влияние, -вот наша первостепенная, да и по большому счёту, единственная задача на нынешнем этапе. Без Ленина сейчас вообще нельзя научиться диалектике. Невозможно современное прочтение Маркса не как просто экономиста или философа (примеров такого буржуазного прочтения можно найти великое множество), а как теоретика пролетарской революции. А нужно сейчас именно это - не только заново научиться читать Маркса как теоретика революции, но и самим начать решать теоретические проблемы классовой борьбы для сегодняшнего пролетариата, опираясь на традицию и выдерживая гносеологическую линию, идущую от Маркса через Ленина.
11. Российские Марксистские сообщества могут выполнить в этом процессе важную роль, но только если: смогут наладить самообразовательную работу именно для ведения теоретической борьбы во всей её полноте (а иначе самообразование замкнется на себе); организуют теоретическую работу и будут вести её для всего мирового пролетариата в целом, хоть и в условиях узкого национального участка. Проведение последовательного интернационализма - обязательное условие того, что марксистские теоретические сообщества в России послужат делу пролетариата и в самой России, и в мире, то есть смогут сыграть свою роль в развитии пролетарского движения. Интернационализм заключается не только в последовательном проведении позиции единства коренных интересов всего мирового пролетариата в российских делах, но и в участии в международном теоретическом процессе на пользу движения в целом. Это вполне решаемо и должно быть решено в рамках сотрудничающих марксистских сообществ, что, в свою очередь, требует организации сотрудничества именно по этим вопросам.
12. Теоретическая борьба включает в себя не только разработку тех или иных вопросов, но и внесение классового сознания. Уже в рамках сообществ встаёт вопрос о том, чтобы практически организовать дело систематического и всеобъемлющего (обнимающего весь класс как целое, все его передовые элементы в частности) внесения классового сознания в пролетарские массы. Вредительством было бы говорить, что вносить сознание сейчас якобы не нужно, так как мы к этому не готовы. Наоборот, вопрос внесения стоит сейчас остро и решается различными марксистскими сообществами и деятелями. Дело это очень важное. Внесение идей коммунизма - не вопрос какого-то далекого будущего. Однако ни о какой систематичности и всеобъемлющем характере этой деятельности говорить пока не приходится. Чтобы это дело стало систематическим и всеобъемлющим нужна более серьезная организация (и серьезная систематическая организационная работа). По существу это было бы то же, что делал когда-то Ленин, разрабатывая план и налаживая работу общерусской газеты. Только из этого дела, разработки и организованного внесения классового сознания пролетариата в пролетарские массы, и может вырасти действительная коммунистическая партия, как его (этого дела) собственная организационная форма. Если выражаться очень грубо, соединение теоретического и политического коммунизма даст действительную коммунистическую партию, как авангард класса. Однако это действительно очень грубое выражение. Речь вовсе не идет о "механическом" организационном соединении невменяемого политического коммунизма, представленного в России различными "коммунистическими партиями" (по самоназванию), и марксистских теоретических сообществ, и не о том, чтобы пытаться нести теорию российскому политическому коммунизму. А о том, чтобы развить классовое сознание пролетариата до такого уровня, когда оно могло бы организационно оформиться и руководить практическими действиями класса. Такая организация имела бы реальное политическое значение, была бы организационно-оформившимся классовым сознанием пролетариата (умом, честью и совестью эпохи). Лишь в этом смысле речь идёт о соединении теоретического и политического коммунизма. Оно означает внесение теории в пролетарское движение и доведение его до уровня политического движения в духе пролетарской политики пролетариата (различие между пролетарской политикой и буржуазной политикой пролетариата см. в "Что делать?" Ленина). Может показаться, что во времена интернета дело систематической разработки и внесения классового сознания наладить легче с технической стороны. Однако не стоит забывать, что буржуазия обладает теми же средствами и гораздо более широкими возможностями их использования и что дело не столько в средствах, сколько в сути самого дела. Оно потребует совместной слаженной работы многих людей, специализирующихся в разных областях, для того, чтобы можно было "охватить" весь пролетариат для становления классовой борьбы.
13. Пока же мы находимся на стадии налаживания самообразовательной работы в целях введения теоретической борьбы, которую нужно уже начинать разворачивать и организовывать во всей её полноте (включая теоретическую разработку проблем революции и пропаганду марксизма всеми доступными средствами). Без этой ближайшей цели деятельность самообразовательных сообществ закономерно превратится в разновидность активизма в плохом смысле этого слова. Но говорить о том, что нужно сначала развить самообразование, а когда-то потом (в необозримом будущем) уже приступать за решение теоретических проблем было бы не только неверно, но и вредно. Есть задачи, к решению которых необходимо приступать уже сейчас, и это требует не деятельности одиночек, а коллективной деятельности - коллективного процесса, в который бы включались различные сообщества и их представители. Но если самообразование у нас уже есть, то о ведении полноценной теоретической борьбы пока говорить не приходится. Именно над этим мы и должны сейчас работать.
Engels