Почему ОГАС - не Интернет
Научное наследие В.М. Глушкова всегда вызывало интерес к себе во всем мире. И этот интерес со временем только усиливается. В качестве примера можно привести книгу Бенджамина Питерса «How Not to Network a Nation: The Uneasy History of the Soviet Internet (MIT Press, 2016).» ( «Как не опутать сетью страну: непростая история советского интернета») [3], выпущенную в Соединенных Штатах Америки в 2016 году. Книга рассказывает о судьбе главной идеи В.М. Глушкова - Общегосударственной автоматизированной системы управления экономикой (ОГАС). Книга была отмечена тремя престижными академическими премиями. Статьи об этой работе появились в газетах и журналах США, Великобритании, Германии, России, Швеции, Испании. Казалось бы, надо только радоваться тому, что к работе Виктора Михайловича Глушкова привлечено такое большое внимание. Но возникает один вопрос - при чем здесь Интернет?
С одной стороны, нетрудно понять газетчиков, которые в погоне за сенсацией готовы идти на любые преувеличения и искажения. Так, 30 июля 2016 в шведской газете «Svenska Dagbladet» появилась статья под названием «Советский интернет мог бы заменить Сталина». А 19 октября 2018 в испанской «El Mundo» был опубликован материал под названием «Кибертония: секретный проект создания Интернета в СССР в середине прошлого века». В этом названии искажено все, кроме разве что слов «проект» и «СССР». Кибертония - это не название проекта, о котором идет речь, а вымышленная членами комитета комсомола Института кибернетики для новогоднего молодежного праздника фантастическая страна вроде Швамбрании; по «секретности» ОГАС мог конкурировать в СССР разве что с целиной и БАМом; история с ОГАС происходила не совсем чтобы в середине прошлого века, а в 60-70-х годах, и главное - с Интернетом все это не имело ничего общего.
Но слово «Интернет» фигурирует и в названии книги Б. Питерса. А он-то не газетчик!
Собственно, главная идея книги Б. Питерса была сформулирована в работе его научного руководителя, научного сотрудника института истории науки и техники имени Исаака Ньютона С. Геровича «Интер-Нет! Почему в Советском Союзе не была создана общенациональная компьютерная сеть» [2].
Суть идеи в том, что СССР якобы мог создать национальную компьютерную сеть раньше, чем США. Понятно, что слово «Интернет» в названии работы С. Геровича употребляется иронично. На самом деле имеется в виду общенациональная компьютерная сеть. Но ОГАС - это и не национальная компьютерная сеть сама по себе. Об этом в свое время ясно писал В.М. Глушков, и это его мнение, безусловно, известно С. Геровичу.
Мало того, В.М. Глушков писал, что «общегосударственная система управления не сводится лишь к автоматическому сбору и обработке информации и соответствующей системе математических моделей» [1, 6]. Собственно, в тексте статьи С.Герович приводит самые разные определения ОГАС, ни одно из которых не сводится к компьютерной сети самой по себе. Так, ссылаясь на материалы секретных докладов ЦРУ, он называет ОГАС «единой информационной сетью», то «общенациональной компьютерной системой для управления народным хозяйством», то, вслед за А.И. Китовым, «единой автоматизированной системой управления народным хозяйством страны», то, по В.М. Глушкову, «единой государственной автоматизированной системой по переработке планово-экономической информации и управлению экономикой». Как видите, ни одно из этих определений не только не сводится к компьютерной сети, но и никаким боком не касается Интернета.
Похоже, что С. Герович исходил из того факта, что ни ОГАС, ни Интернет невозможны без компьютерной сети, и это, мол, между ними общее.
Но отсюда вовсе не следует, что наличие компьютерной сети может помочь появлению системы, подобной ОГАС. Например, в Украине или в России сейчас не просто есть общенациональная, но и глобальная сеть, но разве может какая-то из этих стран, или даже, скажем, США, которые собственно контролируют всемирную сеть, позволить себе создать нечто подобное ОГАС, то есть систему, которая бы помогала осуществлять планирование хозяйственной деятельности страны или мира в целом или организовывать управление экономическими процессами хотя бы на таком примитивном уровне, как способность избегать экономических кризисов. Точно так же никто не может сказать, что задачи по управлению развитием экономики и социальным развитием вообще может помочь решать Интернет. Интересно, что Интернет появился буквально в те же годы, когда была сформулирована модная до этого времени концепция устойчивого развития, но никому и в голову не приходило, что Интернет может стать инструментом реализации этой концепции, в то время как ОГАС мыслилась именно как система управления, способная обеспечить устойчивое и бескризисное развитие экономики страны. Притом так ее оценивали не только ее создатели, но и авторы основанного на выводах ЦРУ доклада президенту США, выдержки из которого приводит С. Герович:
"...к 1970 году СССР может иметь совершенно новую технологию производства, охватывающую целые предприятия и комплексы отраслей и управляемую замкнутым циклом обратной связи с использованием самообучающихся компьютеров", что, по их мнению, даст Советскому Союзу «огромное преимущество», благодаря которому, если Америка будет продолжать игнорировать кибернетику, «с нами будет покончено».
Неужели кто-то считает, что нечто подобное может обеспечить Интернет?
Собственно, те функции, которые выполняет Интернет, в проекте ОГАС предусматривались - доступ индивидуальных потребителей к источникам информации и наполнение ими этих источников (Глушков предусматривал создание специальных «банков идей», в том числе и нелепых на первый взгляд) онлайн-торговля, электронные счета, «облачные технологии», блок-чейн, который тогда назывался «распределенными базами данных» и т. п. Но совсем не в этом заключалась суть ОГАС.
В.М. Глушков в книге «Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС» расшифровывает эту аббревиатуру так - «Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством» [1, 5].
Разве соответствует этому определению Интернет? Ни в одном пункте. Поэтому даже если бы в СССР и был создан Интернет, то это никак бы не коснулось тех задач, которые Глушков ставил перед ОГАС.
Но может возникнуть другой вопрос: не может ли быть Интернет приспособлен для решения тех проблем, для решения которых задумывалась ОГАС?
Но и на этот вопрос нужнол ответить отрицательно.
Причиной этого является то, что Интернет принципиально не является целостной системой. Его можно назвать даже принципиально хаотичным. Глушков же задумывал ОГАС именно как целостную систему, которая постоянно развивается, и считал это самым существенным пунктом. Когда ему предложили начать с отраслевых АСУ, а затем их объобъединить, он сразу сказал, что из этого ничего не может выйти и остался на этой позиции до конца жизни. В.М. Глушков, будучи научным руководителем эскизного проекта проекта ОГАС 1980 года, в основе которого лежал принцип объединения отраслевых АСУ в одну общегосударственную систему, не подписал его только потому, чтобы не подумали, что этот вариант его устраивает. Он считал, что принцип должен быть противоположным - ОГАС изначально должна строиться как одно единое целое. Не говоря уже о различии экономическом, из которого, собственно, и следует техническое различие между ОГАС и Интернет.
В.М. Глушков исходил из того, что:
«Любая экономическая система, то цех, предприятие или все народное хозяйство в целом, имеет своей основной задачей выпуск той или иной продукции, состоит из определенной номенклатуры продуктов ...» [1, 9]
Собственно, здесь и кроется существенное отличие между ОГАС и Интернет. При капитализме главной задачей любого предприятия является не выпуск той или иной продукции, а производство стоимости. Автоматизировать управление этим процессом невозможно в принципе по очень простой причине - он хаотичный по своей природе. Что будет производиться, а что не будет, при капитализме определяется не потребностями общества или отдельных людей, а тем, выгодно это производить или невыгодно. А это можно выяснить только после того, когда продукт не просто произведен, а и реализован, что предсказать практически невозможно из-за конкуренции между производителями. В результате, экономическая ситуация на сегодняшний день от разумного расчета потребностей и ресурсов для их удовлетворения зависит гораздо меньше, чем от настроений крупных биржевых игроков.
Все, что может интернет - это служить мощным инструментом перераспределения уже созданной прибавочной стоимости. По прогнозам в 2018 году цифровые СМИ должны были получить 44% мирового рекламного бюджета, в полтора раза обогнав по этому показателю телевидение. Еще Интернет является мощным инструментом манипуляции сознанием людей. Так, например, более 61% американцев покупают онлайн, руководствуясь рекомендациями любимых блоггеров. И Трампа, утверждают некоторые эксперты, выбрали благодаря интернету. А о роли интернета в организации так называемых цветных революций и говорить нечего, недаром некоторые из них были названы твиттер-революциями.
Это не значит, что отдельные технологии, отработанные в рамках Интернет, не сгодятся для системы, подобной на ОГАС. Скажем, современные технологии тотального слежения за перемещениями людей вполне могут быть использованы, например, в сельском хозяйстве для организации свободного выпаса скота.
А если без шуток, то, при определенных условиях, технологии тотального контроля за процессом труда и потребления, произведенные с помощью Интернет и сейчас широко используемые корпорациями и спецслужбами в своих, далеко не гуманных целях, можно вполне направить «в общественно полезное русло» и превратить в техническое средство «контроля и учета» за мерой труда и потребления отдельных индивидов со стороны общества, что далеко не то же самое, что контроль над индивидом со стороны корпораций или даже государства.
Технологии, которые сегодня направлены на полное подчинение людей логике машинного производства, должны превратиться в технологии освобождения человека. Именно тотальность контроля, если бы ему подлежали все без исключения (в первую очередь те, кто сейчас всех контролирует), позволила бы очень быстро отказаться от любого внешнего контроля и сформировать привычку каждого отдельного индивида к самоконтролю, что в свою очередь открыло бы путь для развития новых принципов организации человеческих коллективов.
1. Глушков В.М. - Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС 1975.
2. Герович В. Интер-Нет! Почему в Советском Союзе не была создана общенациональная компьютерная сеть. http://magazines.russ.ru/nz/2011/1/ge4-pr.html
3. «How Not to Network a Nation: The Uneasy History of the Soviet Internet (MIT Press, 2016.