Вернуться на главную страницу

Африканский «Че Гевара»

2019-01-03  Богдан Версия для печати

Африканский «Че Гевара»

Биография

Тома Санкара родился 21 декабря 1949 года. Его родители были выходцами из разных племенных групп, поэтому их сын считался метисом, а в кастовой системе народа моси, который был доминирующим в Верхней Вольте, он назывался «силми-моси», то есть человеком второго сорта.

Начальное образование Томас получил в школе города Гава, а продолжил учиться во втором по величине городе — Бобо-Диуласо. Так как семья придерживалась католического вероисповедания, то родители считали, что Тому лучше стать священником. К тому же религиозная специфика региона выражалась в том, что большинство населения исповедовало ислам, поэтому Санкара был знаком и с Библией, и с Кораном.

Но путь священника не устраивал молодого человека, он хотел быть хирургом. Однако положение в обществе позволяло ему выбрать только карьеру военного, поэтому он пошёл по стопам своего отца, поступив на военную службу в 1968 году. Это решение изменило его жизнь. Похвала военного начальства позволили продолжить учёбу на острове Мадагаскар, где находилась офицерская школа, которую Томас окончил в 1972 году. Во время обучения он познакомился с революционным марксизмом. Вернувшись на родину, молодой офицер продолжил службу в армии, принимал участие в боевых действиях.

Будучи военным, Санкара познакомился с несколькими офицерами, разделяющими левые взгляды. Это были Анри Зого, Блез Компаорэ и Жан-Батист Букари Лингани. Вместе они создали кружок под названием “Группа офицеров-коммунистов”, где изучали труды Карла Маркса и Владимира Ленина.

В 1981 году Томас был назначен государственным секретарём по информации и получил возможность пропагандировать социалистические идеи, однако это продлилось недолго. В 1983 году в Верхнюю Вольту, бывшую колонию Франции, приехал с визитом сын французского президента Миттерана. Его сразу озаботило присутствие “левых элементов” в составе правительства. Тома Санкара был снят с поста, а потом помещён в тюрьму. Вместе с остальными участниками “Группы офицеров-коммунистов”.

Репрессии против офицеров-коммунистов вызвали “брожение” в армейских кругах, так как Томас, из-за своего открытого характера и успехов на службе, был кумиром многих военных. Недовольные политикой действующей власти, солдаты освободили участников “Группы”, и 4 августа 1983 года Санкара стал председателем Национального совета революции. Именно тогда начались самые интересные события.

 

Тома Санкара после переворота 1983 года

Тома Санкара после переворота 1983 года

 

Вместо того, чтобы назначить себе огромное жалование, увешаться орденами и званиями, Тома Санкара продолжил жить на ставку армейского капитана, составлявшую 450$ в месяц. Президентскую зарплату в 2000$ в месяц он целиком перечислял в приют для сирот. Его аскетизм не был “показушным”. Одним из первых актов новой власти стала реформа правительственного автопарка. Всех чиновников заставили пересесть с дорогостоящих “Мерседесов” на более дешёвые в обслуживании “Рено”. Запретили пользоваться услугами личных водителей. Помимо этого, из бюджета перестали выделяться средства на полёты первым классом, и члены правительства, отправляясь в заграничные командировки, стали вынуждены летать в экономе. Тома Санкара считал, что когда самолёт взлетает и садится - все люди находятся в равном положении, соответственно нет никакого повода выделять привилегии для определённой группы лиц. Недовольных такими действиями отправляли на перевоспитание трудом на сельскохозяйственные работы, чтобы они были ближе к народу.

 

Тома Санкара в своём кабинете

Тома Санкара в своём кабинете

 

Также Санкара запретил устанавливать в своем кабинете кондиционер, мотивируя отказ тем, что ему было бы: “стыдно перед людьми, которым недоступна такая роскошь”. В первые дни после прихода к власти он заявил, что социальная справедливость и развитие страны - главные цели его жизни. Он старался изо всех сил ради того, чтобы его страна преодолела отсталое положение. Он был харизматичным лидером и мечтателем.

“Всё, что появляется в воображении человека, может быть воплощено человеком”, - так любил говорить Тома Санкара.

В годовщину Революции, 4 августа 1984 года, изменили название страны. Колониальное обозначение “Верхняя Вольта” сменилось на “Буркина-Фасо”. Интересно, что название состоит из двух слов разных языков. “Буркина” на языке народа мооре переводится как “Честные люди”, а “Фасо” с языка диула - “Родина”. Таким образом, Вольта стала Родиной Честных Людей. На новом гербе были скрещены автомат Калашникова и мотыга, которые обозначали символы сельскохозяйственного труда и защиты своей Родины.

 

Герб Буркина-Фасо

Герб Буркина-Фасо

 

В обществе начались более глубокие социальные преобразования.

Социалистические реформы в Буркина-Фасо

В основе государственной политики лежали принципы опоры на свои национальные силы, превращение государства в инструмент социальных преобразований, участие всего народа в управлении государством. Политической программой стали призывы к борьбе с кризисным состоянием государства и демократизации общества [1]. Для реализации этих программ в руководстве было собрано 150 членов Национального совета.

 

Пионерия в Буркина-Фасо

Пионерия в Буркина-Фасо

Вдохновившись опытом Кубинской Революции, были созданы Комитеты защиты революции. На их плечи ложилась роль политической организации народа, низовых административных ячеек и всеобщего вооружения. Также на основе этих отрядов проводились попытки демократизации армейских структур, введения системы выборности офицерского состава, ликвидации старших званий. Планировалось создать структуру народного ополчения - Народную национальную службу, которая должна была заменить регулярные войска. Во многом это было обусловлено нахождением реакционных сил внутри генералитета армии и их попытками совершить контрпереворот 9 августа 1983 года. Однако эти меры показали свою неэффективность во время Агашерской войны, о чём более подробно будет рассказано ниже.

Был принят первый хозяйственный план 1984-1985 годов. Его разработка происходила при участии всех населенных пунктов страны. Хозяйственный план был выполнен на 85%. Были построены 250 водохранилищ и 3000 скважин. Решение проблемы отсутствия пресной воды было одной из приоритетных задач революционной власти, ведь с этим были связаны ключевые вопросы обеспечения населения пропитанием. Примечательно, что план включал в себя 100% государственных средств, то есть происходил полный отказ от дотаций извне. Тома Санкара учил, что экономическая помощь из Франции на деле является источником проблем национальной экономики. И проблемы заключаются в том, что иностранная продукция, будучи более дешёвой, заполняет национальный рынок, не давая экономике развиваться. Отказом от внешней помощи реализовывалась концепция опоры на свои силы. Благодаря этой политике, совмещённой с решением экологических проблем, Буркина-Фасо вышло на самообеспечение по продовольствию. Продавцы злаков вынуждены были торговать по тем ценам, которые устанавливало государство. При этом создавалась система государственных магазинов.

Аграрная реформа. У крупных помещиков изымалась земля и передавалась в частное пользование крестьянам. Помимо этого создавались добровольные коллективные объединения крестьян, по подобию советских колхозов.

Перед Буркина-Фасо остро стояли экологические проблемы, связанные с опустыниванием. Наступление песков Сахары с севера угрожало обрушить все намерения по развитию сельского хозяйства. Были разработаны меры по озеленению. Например, каждая семья должна была принять участие в создании “живого заслона” и посадить 100 деревьев в год. За 15 месяцев было высажено 10 миллионов деревьев. Фактически, высаживание так укоренилось в традициях, что было принято высаживать дерево к каждому значительному мероприятию.

Серьёзное внимание уделялось вопросам здравоохранения. Началась государственная программа “Битва за здоровье”. 2,5 миллионов детей были вакцинированы от инфекционных заболеваний. Смертность снизилась с 280 детей на 1000 (наибольшие на тот момент показатели в мире) до 145 на 1000. Были искоренены полиомиелит и корь. При наличии сертификата бедности госпитализация была бесплатной, как и медицинская помощь на рабочем месте. Впервые на континенте был поставлен вопрос о борьбе со СПИДом. Большую помощь оказывали кубинские медики.

Был взят курс на ликвидацию неграмотности населения. В соответствии с программой всеобщего образования школьников учёба производилась на десяти языках, которые использовались в стране. В период с 1983 по 1985 года процент получающих образование вырос с 16,5% до 20,9%. А за 1986 год достиг 24% по данным ЮНИСЕФ [2]. Помимо ликвидации неграмотности, народ приобщался к идеям социализма [3]. В 1983 году были учреждены национальные культурные недели, в ходе которых в разных городах строили концертные залы и туристические сооружения. Помимо традиционных видов культурных мероприятий, люди знакомились с живописью, скульптурой, велогонками, кулинарией и так далее.

Тома Санкара тесно связывал опору на народные массы с эмансипацией женщин и говорил, что: “Освобождение женщины идет через её образование и обретение ею экономической власти. Работа наравне с мужчиной, равные права и обязанности – это оружие против эксцизии (удаление части шейки матки) и полигамии, оружие, которое женщина должна использовать, чтобы освободиться самой, а не быть освобожденной кем-то другим“ [4]. Впервые в Африке учредили 8 марта как государственный праздник. Женщин допустили к службе в армии и государственным постам. Был даже создан особый женский батальон. Началась государственная программа по борьбе с реакционнейшими традициями: женским обрезанием, принудительными браками, многожёнством, а также с проблемой детской беременности. Дело в том, что до социалистических реформ в Буркина-Фасо была распространена проблема беременности в раннем возрасте. При этом причастных к этому парней и мужчин не привлекали к ответственности, а молодых девочек и девушек общество всячески порицало и не оказывало никакой поддержки. Этому было решено положить конец. Так, например, отец ребёнка должен был нести ответственность за него, даже если он не собирался жить с его матерью.

     

    Женщина на службе

    Женщина на службе

     

    Антиимпериализм и антиколониализм

    Как уже было упомянуто выше, Буркина-Фасо под руководством Тома Санкары действовала в рамках политики создания независимого государства, свободного от финансовых пут неоколониализма.

    Как сказал Томас в одной из своих речей: “Мы отказались от займов во Всемирном Банке, которые финансируют проекты, которые не мы выбирали… Мы сказали МВФ: мы уже делали то, о чем вы нас просите. Мы сокращали зарплаты, оздоровляли экономику, вам нечему нас учить. Но каждый раз, когда мы говорили с МВФ, нам нужно было выполнять все новые обязательства. И стало ясно, что его цель лежит далеко за пределами контроля текущих расходов, а речь идёт не о чем ином, как о политическом контроле” [5].

     

    Тома Санкара на встрече с Фиделем Кастро

    Тома Санкара на встрече с Фиделем Кастро

     

    Поддерживались отношения с социалистическими странами. В частности, Тома Санкара посещал Кубу дважды в 1984 и 1986 годах, Советский Союз в октябре 1986 года, а в 1987 году в Буркина-Фасо приезжал Фидель Кастро.

    Понятно, что с такой государственной политикой и такими друзьями у Буркина-Фасо были проблемы в отношениях с империалистическими державами. В частности, Франция, потеряв рынок и целую колонию, всячески пыталась оказывать внешнее и внутреннее давление на революционное правительство. Так, например, с подачи французского империализма разгорелся конфликт между Мали и Буркина-Фасо за Агашерскую полосу. Формальным поводом объявления войны стало то, что в ходе проведения переписи населения, переписчики зашли на территорию Мали. Вспыхнула война, которая продлилась пять дней. Погибло 300 человек.

    Буркина-Фасо потерпела поражение, причиной которого были стали чистки и реформы в армии, проводившиеся в 1983-84 годах, когда высший генералитет был либо расстрелян, либо изгнан из страны. Помимо этого, уровень профессиональной выучки буржуазной армии упал за счёт вступления масс добровольцев, необученных ведению боя. В итоге возникали ситуации, когда рядовой, сержантский и офицерский состав вступали друг с другом в препирательства по вопросам стратегии и тактики. Естественно, что отсутствие чёткого выполнения приказов и дисциплины никак не способствовало подъёму боеспособности армии.

    Контрреволюция, убийство Санкары и откат реформ

    Поражение в Агашерском конфликте поставило перед офицерством вопрос о целесообразности сохранения действующего социалистического режима. Понятно, что проводившиеся реформы не могли устроить лишившееся роскоши офицерство, чиновничество и бывшую земельную аристократию. Недовольство действующим режимом проникало в эти круги, вызывая реакционные настроения и стремления к либерализации экономики. Но помимо внутреннего давления, существовало влияние иностранных держав, в первую очередь Франции и США, которым был неудобен социалистический режим на Западе Африки.

    Опорой реакционных сил стал второй человек в государстве и друг Тома Санкары - Блез Компаорэ. Они вместе начинали в “Группе офицеров-коммунистов”, однако после Революции их взгляды на дальнейшую политику разошлись. Тома Санкара был сторонником радикальных и решительных действий по преобразованию общества, а Блэз Компаорэ считал, что в давлении на офицерство и чиновничество нет необходимости. Таким образом, будучи сторонником либерализации экономики и политической жизни, он выражал интересы того меньшинства, которое начало угнетаться большинством. Вокруг него начали группироваться оппозиционные элементы, а западными спецслужбами начали внедряться военные советники. В страну прибыл либерийский полевой командир Чарльз Тейлор, у которого были и свои личные интересы в победе Блеза Компаорэ. Он планировали использовать военные базы Буркина-Фасо как лагеря для подготовки своих повстанцев. Впоследствии этот человек развязал кровавую гражданскую войну в Либерии и поддерживал эскадроны смерти в Сьера-Леоне. За преступления (члены отрядов занимались изнасилованиями, мародёрством, канибализмом, похищением детей) Гаагский суд приговорил его к 50 годам заключения. Фактически, это первый глава африканского государства, представший перед международным судом за свои преступления.

    В 1987 году в стране произошло много политических событий. Началась реорганизация политической жизни, и было решено создать единую политическую структуру под руководством коммунистической партии, которая должна была объединить различные течения в стране. Будь то движение активистов на местах, или же чиновников с революционными взглядами.

     

    Тома Санкара произносит речь

    Тома Санкара произносит речь

     

    Верное Томасу окружение предупреждало его о готовящемся заговоре, однако он так и не отдавал приказа о нейтрализации лидера оппозиции Блэза Компаорэ. Вечером 15 октября он собирался произнести речь, в которой призвал бы всех революционеров страны встать единым фронтом на борьбу с вредителями, однако этого не произошло. В тот день он прибыл на заседание Национального революционного совета для проведения совещания со своими сторонниками. На них напал спецназ под командованием Гилберте Диендере, выпускника той военной школы, которую возглавлял сам Санкара в 70-е годы. Тома Санкара вместе с двенадцатью соратниками были расстреляны, а его семье пришлось бежать из страны.

    К власти пришёл бывший друг революционера - Блэз Компаорэ и, несмотря на риторику, начал сворачивать все социалистические преобразования. Была отменена национализация предприятий, открыт доступ иностранному капиталу, были возвращены высокие зарплаты и привилегии чиновникам и офицерам. Особенно циничным поступком, после предательства и убийства друга, стало то, что на средства фонда по ликвидации трущоб в городе Уагадугу, Компаорэ купил себе личный самолёт. Правительства Запада тут же признали его в качестве легитимного президента, а Буркина-Фасо получила транш МВФ в размере 67 миллионов долларов.

    По истечении 30 лет можно сказать, что все социалистические начинания в стране канули в лету, и мы видим перед собой типичную африканскую дыру, с тотальной нищетой населения, отсутствием социальной программы и подчинённостью экономики иностранному капиталу.

    Источники

    1. Discours devant la Trente-neuvième session de l’Assemblée générale des Nations Unies. le 4 octobre 1984.
    2. http://www.thomassankara.net/1589/?lang=ru
    3. https://youtu.be/PYS9ON2OO8A
    4. http://www.thomassankara.net/1589/?lang=ru
    5. http://www.thomassankara.net/1589/?lang=ru

    Источник: Engels

    общество