Вернуться на главную страницу

Когда закончилась первая мировая война?

2018-12-17  Пихорович В.Д. Версия для печати

Когда закончилась первая мировая война?

Всем известно, что поводом к началу Первой мировой войны стало убийство эрцгерцога Фердинанда. Но когда начинают говорить о причинах этой войны, то все оказывается не так просто. Собственно, в конечном счете, все сходятся на том, что ее причиной был империализм. Беда в том, что апологеты каждой из сторон конфликта считают причиной войны империализм противника. Иными словами, под империализмом подразумевают агрессивную политику того или иного государства.

Самое интересное, что обе стороны здесь правы. Первая мировая война действительно носила империалистический характер со стороны всех воюющих горрсударств. Другое дело, что определение империализма как «агрессивной политики, основанной на использовании военной силы для различных форм внешнеполитической экспансии», совершенно не объясняет причин такой политики. Такое понимание империализма превращает его в ругательное слово в адрес политического противника или экономического конкурента, в ответ на которое обычно говорят: «Сам ты империалист!».
На наш взгляд, намного интереснее с точки зрения выяснения причин первой мировой войны является определение империализма как последней стадии капитализма - той стадии, когда эпоха свободной конкуренции сменилась полным господством монополий, слиянием банковского капитала с промышленным и образованием финансовой олигархии, которая подминает под себя национальные государства и образует международные союзы, делящие между собой мир. Ясно, что при этом раздел мира между монополистическими союзами надо понимать не как некий отдельный акт, а как процесс, который постоянно самовоспроизводится. Молодые капиталистические хищники, которые выросли уже после того, как мир был поделен, начинают претендовать на свою долю «мирового пирога» и требуют «справедливого» передела уже поделенного мира, то есть отнимают лакомые куски у разжиревших и и поэтому одряхлевших к этому времени вчерашних «хозяев мира».

Правда, для того, чтобы полностью понимать империализм не как политическое ругательство, а как стадию капитализма, надо правильно понимать, что такое капитализм. Что это не «естественное состояние» человеческого общества, как считают его сторонники, и не «противоестественное состояние», как считают очень многие из его противников, а, в свою очередь, лишь определенная стадия развития общественного производства, а именно - товарного производства. Товарное производство - это такое производство, когда производят не для того, чтобы потребить, а для того, чтобы продать. Капитализм - это только развитая форма товарного хозяйства, когда в товар превращается и рабочая сила, то есть человеческие способности, а целью производства становится не удовлетворение потребностей общества и его членов, а получение максимальной прибыли. Этой цели подчиняется абсолютно вся общественная жизнь, и любые проявления человеческой деятельности рассматриваются исключительно сквозь призму возможной прибыли. Производят для того, чтобы продать, а затем снова вложить в производство и продать еще больше.
С этой точки зрения любая война сегодня - это очень выгодное коммерческое предприятие, поскольку там покупателя не спрашивают, хочет ли он покупать произведенное. Война выгодна тем, кто ее ведет - иногда даже тем, кто, на первый взгляд, в этой войне проигрывает. Правда, понять это невозможно до тех пор, пока вы будете рассматривать войну как столкновение между странами, народами, нациями. На самом деле, «в каждой нации две нации», одна из которых платит за войну, в том числе и жизнью, а другая на ней наживается. Всякая война является продолжением политики другими средствами, а политика, как известно, является концентрированным выражением экономики. И если в экономике у вас царит товарное производство на стадии капитализма, то и войну будут вести те, кто господствует в производстве. А в капиталистическом производстве господствуют, как когда-то саркастически выразился Маркс в первом томе «Капитала», «выдающиеся прядильщики», «крупные колбасники» и «влиятельные торговцы ваксой».
Сегодняшние «крупные колбасники» контролируют капиталы, которые во много раз превышают бюджеты многих стран и именно они стоят за всеми сегодняшними войнами. Любая нынешняя война - это по своей природе мировая война, поскольку никакой, даже самый ничтожный локальный военный конфликт не длился бы долго без подпитки со стороны основных мировых «крупных колбасников». Но надо быть очень наивным, чтобы думать, что их умственные способности, или, скажем, чувство ответственности за свои действия, во много раз превышают умственные способности или чувство ответственности обычных колбасников. Если же учесть, что средний возраст современных «крупных колбасников» из списка Форбс составляет далеко за 60 лет, то было бы странно надеяться на то, что эти люди, которые только потому и попали в список «Форбс», что всегда думали исключительно о своих собственных интересах и поэтому сумели задавить всех своих конкурентов, будут очень переживать за будущее планеты, то есть за будущее молодого поколения, которых они могут рассматривать исключительно как своих конкурентов в самой главной борьбе - борьбе за жизнь. В борьбе, в которой им самим ничего «не светит» именно по причинам возраста. Где гарантии, что они не начнут действовать по единственно возможной для них логике в этой борьбе - умри ты сегодня, а я умру завтра? Ведь, в конце концов, это и есть настоящая логика конкурентной борьбы.
Первая мировая война, говорят, закончилась 100 лет назад, но она не устранила и не могла устранить причин войны, то есть противоречий между мировыми монополиями, конкуренции между ними. Поэтому Версальский мир на самом деле оказался только временным перемирием. Причем перемирие было использовано всеми сторонами для подготовки новой войны. Сейчас никто не спорит, что зерна второй мировой были посеяны в Версале. Нацизм, даже если его и считать причиной второй мировой войны, сам был только следствием национального унижения немцев, которое победители почему-то считали залогом того, что война больше не начнется с немецкой территории. Другой вопрос, что победители в первой мировой войне, позволившие и помогшие Гитлеру восстановить экономическую и военную мощь Германского капитализма, мечтали направить эту мощь против СССР, но «не так сталося, як гадалося». Случилось так, что тем, кто направлял Германию против СССР, пришлось помогать СССР в войне против Германии.

Но и вторая мировая война не устранила причин империалистических войн. Она только изменила конфигурацию противостояния - теперь социализм противостоял капитализму. Это было своеобразное состояние временного равновесия внешних сил, которое не давало разыграться внутренним противоречиям капитализма. Стоило капитализму выиграть в этом противостоянии, как противовесы исчезли.

Потенциальным противником США в третьей мировой войне американские военные считают Китай. Но разве не разве не вывоз капитала из Соединенных Штатов стал непосредственной причиной превращения Китая в крупнейшего мирового товаропроизводителя и в их потенциального противника?
Где-то, кажется, в 1998 году я придумал термин «перманентная мировая война». Он был навеян натовскими бомбардировками Югославии и должен был подчеркивать тот факт, что начиная с операции «Буря в пустыне» США фактически ежегодно вели войны. Мол, третья мировая война уже идет, просто она, как сказали бы сторонники квантовой механики, «размазана в пространстве». Понятно, что сам термин означал аналогию с «перманентной революцией» Троцкого. Но точно так же, как обычно «перманентную революцию» трактовали очень узко, так ошибся и я с «перманентной мировой войной». На самом деле если этот термин и имеет смысл, то только тот, что мировая война является одним единственным процессом, который начался более 100 лет назад и, хотя характеризуется очевидными «приливами и отливами», не только не прекращается ни на минуту, но и имеет тенденцию к обострению.
И сегодня вопрос стоит ребром - или будут приняты меры к преодолению коренных причин империалистической войны - то есть преодолению не только капитализма, но и товарного характера производства вообще - или любые меры по предотвращению поводов к ней, или, тем более, попытки устранения со сцены возможных конкурентов, будут только приближать ее очередной и, скорее всего, последний акт.

И вопрос этот точно не собираются решать фигуранты списка «Форбс» или их приказчики из правительств основных империалистических стран.

 

экономика политика общество