Вернуться на главную страницу

Вынести Фрáнко из мавзолея…

2018-09-18  Дмитрий Королёв Версия для печати

Вынести Фрáнко из мавзолея…

13 сентября парламент Испании принял решение о перезахоронении останков бывшего диктатора Франсиско Баамонде Франко - фактически о выносе его тлена из мавзолея, расположенного в знаменитом комплексе «Долина павших». Новость эта могла остаться незамеченной, но, на самом деле, данное событие имеет немалое международное значение и прямо касается нашей страны - решение перезахоронить диктатора является сильным ударом в том числе и по отечественным поклонникам пиночетов и франко, раздувших вокруг личности последнего множество мифов.

Его часто называют спасителем Испании от «красной чумы», забывая о том, что гражданская война в этой стране была развязана как вооружённый мятеж против законно избранной власти. В результате войны погибло до полумиллиона народу и ещё столько же было вынуждено бежать с родины. Четверть миллиона оказались в тюрьмах и концлагерях с самыми невыносимыми условиями содержания, 50 тыс. чел. были расстреляны по приговорам судов, а в два раза больше - убиты без суда и следствия, так что в Испании до сих пор продолжаются работы по поиску без вести пропавших. По количеству безвестных жертв кровавой гражданской войны, по сей день лежащих в никому не ведомых братских могилах, Испанию даже сравнивают иногда с Кампучией, пережившей в недалёком прошлом террор полпотовцев.

Для того чтобы обелить Франко, пришедшего к власти при помощи Гитлера и Муссолини и оказывавшего во время Второй мировой войны поддержку державам Оси, всячески раздуваются истории о том, как Франсиско Франко спасал евреев из подконтрольных фашистам стран. Правда, сами евреи, свято чтущие память о тех праведниках, что спасали их соплеменников, в особых благодарностях каудильо («вождю» - аналог титула «фюрер») не расплываются (рассыпаются). Они указывают на многие другие факты, как, например, на обнаруженный в конце 2000-х годов занятный документ - досье на 6 тыс. испанских евреев с подробной информацией о них, которое было составлено по приказу Франсиско Франко для главаря СС Генриха Гиммлера.

Да, существуют исследования, разоблачающие, напротив, неприглядную роль франкистского режима в «еврейском вопросе». Они говорят о том, что спасено было ничтожное число тех spanischer Juden (евреев-сефардов), которых нацистская же Германия предлагала принять Испании - исторической их родине. Но испанское правительство не спешило это делать, затягивало вопрос, что стоило многим евреям жизни. Остаётся догадываться о том, по каким соображениям были спасены те, кто всё-таки были спасены. Кстати, только под конец Второй мировой войны, когда вопрос о её победителях уже был снят, Испания дистанцировалась от Гитлера - в частности, там было официально отменено фашистское («римское») приветствие.

Хорошо известно и высказывание каудильо от 1939 года о том, что «еврейские капиталисты объединились с марксистами». Адольф Гитлер под этим бы расписался безоговорочно! Вообще же, Ф. Франко, подобно фюреру, был просто помешан на «жидо-масонском заговоре», приравненном им к заговору коммунистов, и он даже помянул евреев «незлым тихим словом» в последней речи перед уходом на тот свет.

Самое пикантное обстоятельство состоит в том, что Франсиско Франко сам имел еврейское происхождение - он был потомком марранов, евреев, принявших в период гонений на иудеев католическую веру. Диктатор никогда этого не опровергал, ибо скрывать еврейское происхождение ему было попросту бессмысленно: «Франко» - это в Испании типично еврейская фамилия, ну типа как у нас «Рабинович». Всё это - к вопросу о том, может ли еврей, в принципе, сам быть фашистом и их пособником.

Сказками являются и рассказы о мудрой экономической политике Франко, якобы приведшей Испанию к процветанию. После войны это была отсталая, бедная страна, в которой зарплаты были нищенскими, а продукты питания распределялись по карточкам; десятки тысяч людей тогда умерли от голода. Лишь в середине 1950-х годов, благодаря помощи Штатов и вливаниям иностранного капитала, Испания вышла на экономический уровень середины 30-х, и в стране начался какой-то рост.

Но, между прочим, в середине 1960-х годов уровень детской смертности в Испании был примерно в полтора раза выше, чем у нас, в Советском Союзе.

Недавно читал я интересное интервью с одним испанцем, который родился в СССР в семье иммигрантов, а когда ему было 16, в позднейший период франкизма, семья его вернулась на родину. Самое яркое впечатление молодого человека от его «новой старой родины» состояло в следующем: в СССР тогда уже было развитое цветное телевидение со множеством интересных телепередач, тогда как испанское ТВ могло предложить зрителям лишь два убогих и скучных чёрно-белых канала.

Ещё у нас обожают размусоливать, как Франко сумел добиться «примирения» между участниками гражданской войны, прекратив её в душах и сердцах людей. Лежат же в «Долине павших» рядышком те, кто ожесточённо бились между собой!

На самом же деле, это скорее сам Франко и его поклонники считали так - тем более, что в той Испании ставить под сомнение официальную точку зрения на войну 1936-39 годов и её итоги было крайне опасно. О том, в какой степени официальная пропаганда вкупе с деятельностью спецслужб угнетали и разрушали общественное сознание, говорит такой факт: при Франко в испанском языке практически вышло из употребления слово rojo («рохо» - «красный»), вместо него люди предпочитали употреблять более нейтральное в политическом смысле слово bermejo - «алый».

В «Долине павших», которую сегодня принято трактовать как мемориал жертвам гражданской войны, могила Ф. Франко занимает ключевое место - то есть генерал Франко прославлен на этом некрополе как победитель, триумфатор. На это, собственно, и указывают критики, говоря о том, что Франко точно не был жертвой гражданской войны, и оттого ему в «Долине павших» не место. К слову, комплекс возводили, в числе прочих рабочих, заключённые республиканцы, и многие из них в ходе тех строительных работ умерли от тяжёлого труда, недоедания и болезней.

В действительности, никакого особого примирения в Испании не наступило: потомки франкистов и республиканцев, победителей и побеждённых по-прежнему ненавидят друг друга и очень остро реагируют на все текущие события, связанные с памятью о войне, - такие, как означенное недавнее решение парламента. Более того, в последние годы эта ненависть даже показывает тенденцию к усилению, о чём свидетельствуют инциденты с осквернением памятников и т. п. Надо отдавать себе отчёт в том, что гражданские войны вообще продолжаются - ментально и идейно, так сказать, - чрезвычайно долго, а может даже, и не прекращаются никогда, покуда ещё существует то государство, в границах которого братоубийство совершилось.

В отношении к Франко испанцы, по-видимому, разделились почти пополам: по опросам, «вынос Франко из мавзолея» поддерживает чуть более половины их.

Непримиримое противостояние франкизма и республиканизма продолжается и на футбольных аренах: половина Испании болеет за франкистско-монархический «Реал», тогда как вторая половина предпочитает болеть за «Барселону», «Севилью» или то же «Райо Валекано», которое титулов не имеет и обычно прозябает в низшей лиге, зато при этом пользуется огромной популярностью среди мадридских рабочих.

Обострение застарелых политических проблем Испании, без сомнения, вызвано социально-экономическими затруднениями, которые страна эта испытывает с конца «нулевых» годов. Это прорывается в проблеме сепаратизма: у Каталонии и Страны Басков к Франсиско Франко особые счёты. Для них существующая монархическая и унитарная Испания - это порождение и наследие генералиссимуса Франко, что, в общем-то, так и есть: современная Испания была создана вскоре после кончины диктатора на основе «консенсуса общества» вокруг монархии Бурбонов, тесно с франкизмом связанной. Под этим консенсусом тогда подписались и правые, и левые - причём для Испанской компартии, сыгравшей ведущую роль в борьбе с диктатурой, это стало политическим самоубийством. Ныне же «консенсус» явно даёт трещины.

Стремление Каталонии к независимости удалось немного придавить путём репрессий, но ни в коей мере не искоренить. Недавно на улицы Барселоны вновь вышел миллион сторонников независимости, и, по последним соцопросам, такой шаг уже поддерживает больше граждан в сравнении с теми, кто хочет остаться в Испании.

Положение достаточно серьёзно, и, как мы отмечали год назад, анализируя ситуацию в Каталонии («Наследники готов наносят удар по испанской монархии», «2000», 2017, № 40 (836) за 6-12 октября), выходом из усугубляющегося кризиса могло бы стать полное переформатирование испанского государства: переход его от монархии к республике и от унитарного государства к полноценной федерации.

Новый премьер-социалист Педро Санчес (кстати, примечательная личность - он едва ли не первый в сурово католической Испании премьер-атеист), добившись решения по ненавистному каталонцам Франко, явно делает им шаг навстречу, ищет точки соприкосновения с каталонскими республиканцами. Не исключено, что этот шаг станет началом далеко идущих политических преобразований в Испании.

www.2000.ua

история политика