Речи к представителям самообразовательных теоретических сообществ о воспитательном значении текстологической работы. Речь II. Самообразовательный комитет выбирает дела
Те же аффекты, что и люди, вызывают в нас книги, только воздействие их более абстрактно. Почему? Да потому что книги - усопшие души людей, у которых если не больше, то по крайней мере столько же жизни и силы, как и у живых людей, потому что они духовные индивидуальности, которые, подобно живущим, действуют на нас, отталкивая или притягивая.
Ludwig Andreas Feuerbach: Abälard und Heloise oder Der Schriftsteller und der Mensch. Aphorismen (1834)
Людвик Андреас Феербах: Абеляр и Элоиза или Писатель и Человек. Афоризмы (1834)
В фотокопии http://reader.digitale-sammlungen.de/de/fs1/object/display/bsb10576123_00005.html а также https://archive.org/details/bub_gb_XwpCAAAAcAAJ. Многие сверенные цитаты приводятся по http://propaganda-journal.net/print/9739.html. Здесь и далее цитируется центрированным курсивом.
Встреча с удачными книгами, содержащими в сжатом и напряжённом виде наш собственный удачный и неудачный жизненный опыт, сродни встрече с мудрыми людьми, побыв у которых немного времени, понимаешь что именно можно делать и как именно дальше действовать с пользой себе и другим, как разворачивать свои стремления. Долгое время в моей жизни книги были самыми умными собеседниками. Нужно ли удивляться, что долго не удавалось не только увидеть, но и найти хоть одного человека, способного быть автором мудрой книги. А мне уже в Политехнике нравились преимущественно книги, созданные по критерию Мильтона, Маркса и Караткевіча: «Кожную кнігу трэба пісаць так, нібы гэта твая лепшая і апошняя». Потому книги были тем бастионом, который приходилось оборонять против встречаемого повсюду безразличия, доходившего местами до поистине наркотической нечувствительности к собственной жизни, не говоря о жизни родственников и друзей. Развитые и распространённые формы этого безразличия отзывались в поиске выхода, ибо прожить всю жизнь в том состоянии, которое побеждало вокруг, было столь неприятно, что приходилось готовить противодействие.
Книги - это краткие извлечения из пространных фолиантов жизни; и лишь тот исполняет высокое призвание писателя, кто из множества скверного материала, содержащегося в них, вычитывает лишь наилучшее и выделяет из непригодного необходимое, из обыденного - благородное.
В середине первого десятилетия, ещё при жизни Семека, в Варшаве образовались первые самообразовательные теоретические сообщества, поставившие себе задачей изучать материалистическую диалектику. На выходных в конце мая 2005 года товарищи пригласили меня слушателем на конференцию с самым простым названием: «Актуальность Маркса». Организовал конференцию Студенческий Круг Философии Марксисткой (СКФМ, SKFM1), в котором работали Пётр Стренбский (Piotr Strębski), Оляф Олэсиньский(Olaf Olesiński) и Ольга Банасиньская(Olga Banasińska). Эта легальная организация при Университете Варшавском возникла в середине 2004 года, а к декабрю она уже была зарегистрирована и провела вербовочное собрание.
В феврале 2005 года проходило оживлённое обсуждение «Экономико-философских рукописей»(1844) Маркса. В полемику включались преимущественно студенты первого года и преимущественно не имеющие тёплого отношения к школьной гуманитаристике. Ведь будь иначе, они просто были бы неспособны задумываться. На предварительных обсуждениях было много споров о терминологии и попытки сжатого пересказа. Это явно проигрышный способ улучшения понимания. В итоге для объяснений был вызван доктор Томаш Вишьневский. В объявлении к 14 февраля сообщалось: „Gościem specjalnym na spotkaniu (специальным гостем для встречи), który wspomógł prezentację i wprowadzenie do lektury „Rękopisów..." (который помог представить «Рукописи...» и подготовить к их изучению), był dr Tomasz R. Wiśniewski. (был доктор Томаш Вишьневский)". «Экономико-философские рукописи» давались непросто...
Хорошие книги - целомудренные и благородные девушки, которые не отдают своего сердца каждому, кто только за ними ухаживает. Они намеренно избегают взоров равнодушной толпы, лишь постепенно в огне любви они теряют свою естественную строптивость и неприступность, открывают свои сокровенные тайны лишь постоянному, посвященному, верному любовнику и отдаются ему лишь после того, как он счастливо выдержал различные жесточайшие испытания огнем и водой. Поэтому истинное чтение (а что это значит, мы постигаем лишь из действительно хороших книг) является весьма интимным актом жизни. Хотя мы при чтении находимся в гостях у чужих, тем не менее нам так хорошо, так уютно, как будто мы у себя дома, как будто любезные хозяева уже с детских лет являются нашими закадычными друзьями. Мы узнаём в них другое существо, чем наше собственное, проникаясь тем же восхищением, какое испытал Адам при виде Евы.
Несколько ранее обсуждения «Экономико-философских рукописей», вечером 29 декабря 2004 года от имени СКФМ был разослан так называемый «Документ №4», ставший теперь легендарным. Это был составленный Петром Стренбским и утверждённый голосованием в СКФМ план работы из 137 названий важнейших произведений теоретической и политической мысли на основе материалистической диалектики2. План впервые в ненародной Польше предусматривал систематическую теоретическую работу на годы вперёд и предлагал перечень близкий к хронологическому, основанный на положении о совпадении исторического и логического.
Эта простая и скромная в замысле программа исследований и полемик была провозглашена на фоне ползучей детеоретизации польского политического коммунизма и захвата постмодернистами руководящих холмиков в его организациях. Это тут же привлекло в СКФМ варшавскую молодёжь не только с Университета Варшавского, но из других заведений. СКФМ расширялся и уже в 2007 году начались квалифицированные жаркие публичные полемики над работами из упомянутого списка.
Сейчас, почти 14 лет спустя после публикации от имени СКФМ «Документа №4», в Польше существует созванное в 2016 году Объединение Марксистов Польских (СМП, SMP), насчитывающее около двух сотен участников3. В образовании этого объединения важную роль сыграл варшавский Центр Исследования и Изучения Марксизма (ЦБСМ, CBSM), ядро которого составили участники СКФМ. В этой организации, как и в ЦБСМ, значительную важность придавали специальной текстологической работе.
Те самые 137 работ должны были быть не просто найдены, но и текстологически нормализованы, так чтобы можно раздать всем желающим pdf-издание для предварительного чтения. Некоторые небольшие работы должны были быть впервые переведены на польский язык. При формировании файлового фонда ЦБСМ был выдвинут критерий приведения находимых текстов к единым правилам разметки, внешнего вида и качества текстов. Несмотря на то, что в итоге этот критерий не всегда соблюдался, уже сама попытка его выдвижения обеспечила резкое сокращение трудозатрат на текстологическую работу там, где критерий применялся. На 2005 год это были передовые принципы, соответствующие лучшим тенденциям немецкой текстологии.
Выстроенные в ряд и единым образом оформленные произведения мысли становились преимущественно свидетелями своего времени и своего содержания, а не неаккуратности, суетности и торопливости текстологов.
Письменность - это та стихия, которая одна только верно и добросовестно сохраняет сокровища, постоянно вверяемые ей поверженными в скоротечное время смертными. Она единственная среда, которая отражает световые лучи наших мыслей и настроений под тем же углом, под которым они на неё падают.
Лишь благодаря систематической текстологической работе и наличию единого плана СКФМ избежал недопониманий, расколов и грязного интриганства, смог сформировать ЦБСМ, который, в свою очередь, сыграл важную роль в формировании Объединения Марксистов Польских.
На декабрьские календы 2007 года СКФМ имел уже 205 публикаций, из которых более половины были текстологически нормализованы. Страница книгохранилища приглашала присылать упущенные грамматические несоответствия и просто результаты недолжной аккуратности, а над этим приглашением был размещён такой авторский список (цитирую в порядке точно по оригиналу):
Louis Althusser |
Henri Lefebvre |
Étienne Balibar |
Włodzimierz I. Lenin |
Stanisław Brzozowski |
György Lukács |
Lucio Colletti |
Róża Luksemburg |
Fryderyk Engels |
Anatol Łunaczarski |
Lucien Goldmann |
Ernest Mandel |
Antonio Gramsci |
Karol Marks |
Duncan Hallas |
Maurice Merleau-Ponty |
Chris Harman |
Jan Młot |
Max Horkheimer |
Jerzy Plechanow |
Michel Husson |
Giuseppe Prestipino |
Karol Kautsky |
Jean-Paul Sartre |
Kazimierz Kelles-Krauz |
Alfred Schmidt |
Aleksandra Kołłontaj |
Lucien Sève |
Karl Korsch |
Joseph Seymour |
Ludwik Krzywicki |
Józef Stalin |
Antonio Labriola |
Lew Trocki |
Paul Lafargue |
Adolf Warski |
Над процитированным авторским списком стояло приглашение к самостоятельному изучению марксистской литературы: „Zapraszamy do samodzielnych studiów marksistowskich!"
___
Человек в процессе как чтения, так и создания произведений освобождается от целого ряда несущественных впечатлений и аффектов, которые при чувственном созерцании влияют на его суждения, омрачая их чистоту, душа его становится свободной от страстей, более спокойной и именно благодаря этому более способной познавать и воспринимать предмет таким, каков он есть.
В условиях безрадостной общественной остановки в ненародной Польше книги являются там, где нет шумных многолюдных самообразовательных собраний, единственным источником, закрепляющим понятие общественного прогресса для всякого, кто желает приобщиться к теоретическому мышлению. До сих пор во многих городах Польши силы личного примера не существует, ибо участники теоретического самообразования физически разобщены. Но дело не столько в физическом разобщении, сколько в общественном разобщении - в разобщении духа. Это разобщение лишь частично преодолевается текстовым способом. И ведь Сократ не зря не написал ни одной работы, - он хотел донести тем самым важную мысль о силе нравственного воздействия при полной диалогической близости. «Ибо из всего, что даёт мудрость для счастья всей жизни, величайшее - это обретение дружбы»4. Несмотря на то, что сетевые почтовые службы и, в особенности, коммуникаторы, сыграли важнейшую роль в сближении самообразовательных сообществ, там где такие сообщества слабы, лишь поездки раз в 3-4 месяца для непосредственного сократического общения позволяют разрешить все разногласия и усовершенствовать свои воззрения без боязни явно попасть под влияние какой-либо местной ограниченности. Другим же средством против «протухания» является работа над текстологической выверкой того, что действительно нужно людям, работа над созданием текстового произведения на лучшем достигнутом уровне. Это требование следования лучшим способам работы с текстовыми документами для стойкого самообразовательного сообщества играет ту же самую роль, что производство фотоаппаратов для воспитанников той самой колонии, где действовал Антон Семёнович Макаренко. Это, следовательно, способ напряжённой связи с общественной потребностью, ибо её удовлетворение ненадлежащим способом не только будет явно видно как неаккуратность, но будет также понято как проявление безразличия, от которого как раз пытаются избавится в самообразовательных сообществах. Когда в 2006 году кто-то из представителей польских самообразовательных кругов попал через тогда ещё досмотровую границу в Восточный Берлин, то там на вопрос о направлениях развития ответили примерно так: «Нам точно неизвестно, какова ситуация в Польше, наверное, она чуть хуже чем у нас, а у нас всё ужасно. Но, несмотря на неизвестность, можно без большого риска посоветовать: в любой непонятной ситуации вести систематическую текстологическую работу и сопровождать её как можно большим количеством содержательных обсуждений результатов этой работы». Весьма логично, что даже более организованная Германия не смогла породить никакого другого способа расширения теоретического коммунизма. Ибо с тех пор, как коммунизм стал научным, он требует изучения - присвоения теоретического мышления каждым, кто желает сделать действенный вклад в борьбу против частной собственности. По обе стороны Одры ближайшей перспективой текстологической работы признавался только последовательный закрепляющий достижения рост от систематической текстологической работы до широкой привлекательности самообразования. От этой привлекательности до издания агитационной литературы. От этого издания до начала политической публицистики. А от этой публицистики до непосредственной подготовки формирования партии нового типа. Путь неблизкий. Но остальные псевдопути, впрочем, уже завели в тупик тысячи самых искренних противников частной собственности. Если в 2004-2008 годах политический коммунизм испытывал отток и потерю кадров, реже застой (но, в любом случае, кретинизацию), то СКФМ за это время приобретал авторитет и расширялся. В ЦБСМ, образовавшемся после 2011 года, систематическая текстологическая работа была специально поставлена в качестве объединяющего направления работы. После 2014 года, в связи с увеличением потока изданий, некоторые результаты было решено не доводить до универсальной формы, оставляя в виде фотокопий без текстового наполнения для поиска. Тем не менее, в момент основания СКФМ текстологические методы работы были заимствованы у наиболее передовых по принципам формирования ресурсов. Их список некогда был красноречиво приведён на странице братского сообщества СКФМ в Ягеллонском Университете (в Кракове). И хотя братское сообщество, как шутил знакомый авиатор, «не взлетело», список остался5. Из этого списка нам будут интересны книгохранилища, каковых три:
1. www.marxists.org - марксистский интернет-архив, основанный в англоязычном сообществе, но получивший позднее в качестве вспомогательных секции на местных языках, нередко весьма представительные.
2. www.mlwerke.de - немецкоязычный сборник работ по марксизму-ленинизму, имеющий секцию работ Томаса Мюнцера.
3. www.sozialistische-klassiker.org - немецкоязычный сборник работ по марксизму-ленинизму, впервые заявивший интерес к созданию коллекции работ классических немецких мыслителей от Канта до Фейербаха. Был доступен примерно с 2001 года по апрель 2007 года. Сейчас публикации унаследованы проектом Sozialistische Klassiker 2.0.
Говоря о развитии в Польше текстологических работ по марксизму-ленинизму сложно не привести краткого описания влиятельного немецкого опыта. Германия является родиной негласного текстологического проекта „Das Erbe" - «Наследие», в рамках которого ещё в конце 1990-х годов (даже до основания журнала „RotFuchs") по нескольким систематическим планам несколько независимых групп создают текстологически нормализованные копии коммунистической литературы. В ранний период эта деятельность, как и в Польше, была связана с созданием нормализованных pdf файлов, являющихся прототипами для печати6. Однако также увеличивалась доля гипертекстовых материалов и довольно быстро внедрялась международная кодировка Unicode.
Авторский список, например, «Социалистических классиков» значительно отличался от польского7. Группа, связанная с несуществующим ныне ресурсом www.sozialistische-klassiker.org, сыграла своим примером особую роль в определении широких принципов отбора источников в ЦБСМ - её сфера интересов прямо касалась «теоретического мышления как необходимой предпосылки познания и создания коммунизма». Эту формулировку отбора корпуса источников для систематического текстологического плана следует рекомендовать всем товарищам вне зависимости от того, сколько гипертекстов уже доступно на их языке.
Поскольку в немецкие текстологические проекты первоначально попадали преимущественно немецкоязычные книги и преимущественно немецких авторов, проект вскоре иронично прозвали „Ahnenerbe" - «Наследие предков». Довольно быстро это привело к тому, что почти во всех группах планы введения текстов в гипертекстовый оборот были исправлены: была частично охвачена французская, польская, фламандская и чешская коммунистическая литература в лице наиболее интересных в Германии произведений, в том числе, на языках оригинала. Но первое «иноязычное вторжение» решили совершить в коллективе www.sozialistische-klassiker.org путём сбора и систематизации англоязычной литературы по теоретическому мышлению и научному коммунизму. В этом направлении дело активно двигал освоивший немецкий язык эмигрант Einde O'Callaghan, поднявший после переезда на аннексированные территории (точнее, в Саксонию) настоящую панику по поводу отсутствия организованного теоретического мышления на Британских островах. Чуть позже самое пристальное внимание уделили французским и португальским изданиям, которые распространили по давним товарищеским каналам.
___
Провозглашая закон экономии свободного времени, характерный для коммунистической деятельности и подводящий к нему принцип «тексты для жизни, а не жизнь для текстов», мы должны прямо выйти на вопрос о средствах текстологической работы и о необходимой форме её результатов так, чтобы при любых предсказуемых изменениях текстовых технологий, наши результаты труда (нормализованные тексты) не требовали к себе большого внимания, будь то ручного изменения формата, преобразования чего-либо и прочее. Следовательно, восточный читатель напрямую подводится к выводам технологической экспертизы, которую приводил Пётр Стренбский пред началом текстологической работы. Однако те краткие заметки 2004 во многом устарели - наладив работу, сейчас можно близкими средствами добиться большей производительности и уделять больше внимания текстологическому нормированию, чем каким-то техническим моментам вроде оформления стандартных и заглавных абзацев, примечаний и пр. Потому в следующей части читателю будет представлена современная техническая экспертиза текстологических средств с учётом новейшего немецкого опыта по экономии труда в сфере текстологической работы. Это будет обширная стенограмма разговора по поводу современных способов текстологической работы. Нужно ли во всё это вникать? Не много ли чести «сборищам букв?»
«Кніга ёсць толькі чалавек, які размаўляе ў народзе» - говорили белорусы. Причём стоит здесь «размаўляе», а не «гаварыць» не случайно, ибо хорошая теоретическая или художественная книга - это нечто лишь немногим менее двухстороннее чем диалог. Ибо хорошая книга это нечто лишь немногим менее размеренное, чем диалог. Вот что было написано в одной из первых книг для белорусского народа - в «Дудцы беларускай» Францішка Багушэвіча:
Ну, дык грай жа, дудка,
Каб жа была чутка,
Каб аж вушы драла;
Каб ты так іграла,
Каб зямля скакала!
Фран(ь)цішак Багушэвіч - «Дудка беларуская»
Заслуживают ли уважения, должны ли признаваться желательными траты нашего жизненного времени на те книги, которые соответствуют критерию, выраженному белорусским поэтом?
*
Замечательны слова Мильтона в его «Ареопагитике»8 о сущности книги. «Книга, - говорит он (прежде всего, в связи со свободой печати), - вовсе не безжизненная вещь; существование хорошей книги должно поэтому столь же мало подвергаться опасностям, как и жизнь доброго гражданина. Одно существование столь же почтенно, как и другое, и надо в такой же степени остерегаться нападок на одно, как и на другое. Убить человека - значит уничтожить разумное создание; но запретить хорошую книгу - значит уничтожить самый разум».
*
Судьба некоторых книг столь удивительна, способ, которым они сохраняются, столь необыкновенен, что и над ними, очевидно, властвует провидящий гений. Но и для них этот гений не внешняя, а живущая внутри них самих сила, это свойственное им добро, их собственное превосходство и связанная с этим необходимость существования.
____
Ноябрь 2017
Продолжение речей от иных авторов следует
____
1 Тем, кто знаком с польским языком предлагается ознакомится с воззванием СКФМ, текст которого сейчас едва-ли доступен публично (грамматические доработки августа 2005, сам текст, похоже, с марта или апреля того же года). Воззвание содержит в себе указание на конкретные меры по налаживанию текстологической работы.
APEL SKFM (UW)
Od tzw. transformacji ustrojowej roku 1989 postępuje w zastraszającym tempie proces usuwania w całym kraju z bibliotek i czytelni dzieł klasyków marksizmu oraz marksistów. Od przemian ustrojowych w Polsce uskuteczniane są także namiętne próby usunięcia marksizmu z obiegu naukowego i intelektualnego jako dyscypliny, metody czy przedmiotu badań. Z tego powodu, we własnym zakresie, staramy się zabezpieczyć dostępność literatury marksistowskiej.
Zwracamy się do wszystkich nam życzliwych z apelem o pomoc w opracowaniu elektronicznym tekstów marksistowskich. Ambicją Studenckiego Koła Filozofii Marksistowskiej jest jak najszersze udostępnienie, na początku poprzez Internet, klasycznej literatury takich autorów jak Karol Marks, Fryderyk Engels, Paul Lefargue, Jerzy Plechanow, Róża Luksemburg, Włodzimierz Lenin, György Lukács, Antonio Gramsci, i wielu, wielu innych. To przedsięwzięcie wymaga jednak dużo pracy; uda się je zrealizować tylko wspólnymi siłami.
Wymaganiem wobec zainteresowanych pomocą jest posiadanie dostępu do Internetu, posiadanie zainstalowanego na komputerze programu ABBYY FineReader w wersji min. 6.0 a także sumienność i dokładność wykonywanej pracy. Nie jest wymagane posiadanie skanera.
Studenckie Koło Filozofii Marksistowskiej nawiąże także współpracę z osobami znającymi dobrze języki obce. Przede wszystkim poszukujemy osób sprawnie posługujących się językiem angielskim. Dysponujemy bardzo dużą ilością klasycznych tekstów marksistowskich, dotychczas nie przetłumaczonych na język polski, jak również chcemy udostępnić szerokim rzeszom odbiorców współczesną literaturę inspirowaną myślą Marksa i innych marksistów, która masowo powstaje w krajach Europy Zachodniej i w Stanach Zjednoczonych.
___
2 Вот этот список в первоначальном варианте:
Lista lektur
1. Karol Marks, Przyczynek do krytyki heglowskiej filozofii prawa (1843 rok)
2. Karol Marks, W kwestii żydowskiej (1843 rok)
3. Karol Marks, Rękopisy ekonomiczno-filozoficzne z 1844 roku (1844 rok)
4. Karol Marks / Fryderyk Engels, Święta rodzina, czyli krytyka krytycznej krytyki (1844 rok)
5. Fryderyk Engels, Położenie klasy robotniczej w Anglii (1845 rok)
6. Karol Marks, Tezy o Feuerbachu (1845 rok)
7. Karol Marks / Fryderyk Engels, Ideologia niemiecka (1845/1846 rok)
8. Karol Marks, Praca najemna i kapitał (1847 rok)
9. Karol Marks, Nędza filozofii (1847 rok)
10. Fryderyk Engels, Zasady komunizmu (1847/1848 rok)
11. Karol Marks / Fryderyk Engels, Manifest komunistyczny (1848 rok)
12. Fryderyk Engels, Wojna chłopska w Niemczech (1850 rok)
13. Karol Marks, Walki klasowe we Francji od 1848 do 1850 roku (1850 rok)
14. Karol Marks, Osiemnasty Brumaire'a Ludwika Bonaparte (1851/1853 rok)
15. Karol Marks, Zarys krytyki ekonomii politycznej („Grundrisse der Kritik der Politischen Ökonomie") (1857-1859 rok)
16. Karol Marks, Przyczynek do Krytyki ekonomii politycznej (Przedmowa) (1859 rok)
17. Fryderyk Engels, Karol Marks: "Przyczynek do krytyki ekonomii politycznej" (1859 rok)
18. Karol Marks, Płaca, cena i zysk (1865 rok)
19. Karol Marks, Kapitał. Krytyka ekonomii politycznej. Tom I (1867 rok)
20. Józef Dietzgen, Istota pracy umysłowej człowieka (1869 rok)
21. Karol Marks, Wojna domowa we Francji (1871 rok)
22. Karol Marks, Krytyka Programu Gotajskiego (1875 rok)
23. Fryderyk Engels, Dialektyka przyrody (1873-1882 rok)
24. Fryderyk Engels, Rozwój socjalizmu od utopii do nauki (1877 rok)
25. Fryderyk Engels, Anty-Dühring (1877 rok)
26. August Bebel, Kobieta i socjalizm (1879 rok)
27. Fryderyk Engels, Pochodzenie rodziny, własności prywatnej i państwa (1884 rok)
28. Fryderyk Engels, Ludwik Feuerbach i zmierzch klasycznej filozofii niemieckiej (1886 rok)
29. Karol Kautsky, Nauki ekonomiczne Karola Marksa popularnie przedstawione i objaśnione (1886 rok)
30. Józef Dietzgen, Dorobek filozofii (1887 rok)
31. Karol Kautsky, Tomasz More i jego utopia (1888 rok)
32. Jerzy Plechanow, W sześćdziesięciolecie śmierci Hegla (1891 rok)
33.Paul Lafargue, Komunizm i ewolucja ekonomiczna (1892 rok)
34. Ludwik Krzywicki, Idea a Życie. Z wczesnej publicystyki (1883-1892 rok)
35. Franciszek Mehring, Legenda o Lessingu (1893 rok)
36. Franciszek Mehring, O materializmie historycznym (1893 rok)
37. Jerzy Plechanow, Przyczynek do zagadnienia rozwoju monistycznego pojmowania dziejów (1894 rok)
38. Paul Lafargue, Rewolucja a przemiany języka francuskiego. Studia nad pochodzeniem współczesnej burżuazji (1894 rok)
39. Włodzimierz I. Lenin, Kto to są "przyjaciele ludu" i jak oni wojują przeciwko socjaldemokratom? (1894 rok)
40. Włodzimierz I. Lenin, Treść ekonomiczna narodnictwa i jej krytyka w książce pana Struwego (Odzwierciedlenie marksizmu w literaturze burżuazyjnej) (1894 rok)
41. Paul Lafargue, Idealizm i materializm w pojmowaniu dziejów (1895 rok)
42. Jerzy Plechanow, Przyczynki do historii materializmu (1896 rok)
43. Jerzy Plechanow, O materialistycznym pojmowaniu dziejów (1897 rok)
44. Jerzy Plechanow, Bieliński a "rozumna rzeczywistość" (1897 rok)
45. Jerzy Plechanow, O roli jednostki w historii (1898 rok)
46. Włodzimierz I. Lenin, Nasz program (1899 rok)
47. Róża Luksemburg, Reforma socjalna czy rewolucja? (1899 rok)
48. Antonio Labriola, Szkice o materialistycznym pojmowaniu dziejów (1895/1899 rok)
49. Paul Lafargue, Badania nad pochodzeniem pojęcia sprawiedliwości i pojęcia dobra (1900 rok)
50. Kazimierz Kelles-Krauz, Kryzys marksizmu (1900 rok)
51. Kazimierz Kelles-Krauz, Ekonomiczne podstawy pierwotnych form rodziny (1900 rok)
52. Kazimierz Kelles-Krauz, Czym jest materializm ekonomiczny? (1901 rok)
53. Kazimierz Kelles-Krauz, Dialektyka społeczna w filozofii Vica (1901 rok)
54. Włodzimierz I. Lenin, Co robić? (1901/1902 rok)
55. Jerzy Plechanow, Materialistyczne pojmowanie dziejów (1901 rok)
56. Jerzy Plechanow, Wstęp do przekładu pracy Fryderyka Engelsa "Rozwój socjalizmu naukowego" (1902 rok)
57. Antonio Labriola, Historia, filozofia, socjologia i materializm historyczny (1902/1903 rok)
58. Kazimierz Kelles-Krauz, Wiek złoty, stan natury i rozwój w sprzecznościach (1903 rok)
59. Stanisław Brzozowski, Filozofia czynu (1903 rok)
60. Paul Lafargue, Determinizm ekonomiczny Karola Marksa (1903 rok)
61. Franciszek Mehring, Historia socjaldemokracji niemieckiej (1903/1904 rok)
62. Włodzimierz I. Lenin, Jeden krok naprzód, dwa kroki wstecz (1904 rok)
63. Kazimierz Kelles-Krauz, Comtyzm i marksizm (1904 ok)
64. Stanisław Brzozowski, Monistyczne pojmowanie dziejów i filozofia krytyczna (1904 rok)
65. Włodzimierz I. Lenin, Dwie taktyki socjaldemokracji rosyjskiej w rewolucji demokratycznej (1905 rok)
66. Stanisław Brzozowski, Drogi i zadania nowoczesnej filozofii (1906 rok)
67. Karol Kautsky, Etyka w świetle materialistycznego pojmowania historii (1906 rok)
68. Abram Deborin, Wstęp do filozofii materializmu dialektycznego (1907 rok)
69. Stanisław Brzozowski, Materializm dziejowy jako filozofia kultury (1907 rok)
70. Stanisław Brzozowski, Epigenetyczna teoria historii (1907 rok)
71. Jerzy Plechanow, Podstawowe zagadnienia marksizmu (1908 rok)
72.Włodzimierz I. Lenin, Marksizm a rewizjonizm (1908 rok)
73. Karol Kautsky, Pochodzenie chrześcijaństwa (1908 rok)
74. Ludwik Krzywicki, W otchłani (1909 rok)
75. Stanisław Brzozowski, Prolegomena filozofii "pracy" (1909 rok)
76. Włodzimierz I. Lenin, Materializm a empiriokrytycyzm (1909 rok)
77. Stanisław Brzozowski, Anty-Engels (1910 rok)
78. Jerzy Plechanow, Karol Marks a Lew Tołstoj (1911 rok)
79. Jerzy Plechanow, Poglądy filozoficzne Aleksandra Hercena (1912 rok)
80. Jerzy Plechanow, Reakcja przeciw wolnościowej filozofii XVIII wieku na Zachodzie i w Rosji (w:Historia rosyjskiej myśli społecznej, tom 1)
81. Róża Luksemburg, Akumulacja kapitału (1913 rok)
82. Ludwik Krzywicki, Rozwój społeczny wśród zwierząt i u rodzaju ludzkiego (1913 rok)
83. Ludwik Krzywicki, Rozwój moralności (1913 rok)
84. Włodzimierz I. Lenin, Losy historyczne nauki Karola Marksa (1913 rok)
85. Włodzimierz I. Lenin, Trzy źródła i trzy części składowe marksizmu (1913 rok)
86. Włodzimierz I. Lenin, Karol Marks. Krótki szkic biograficzny... (1914 rok)
87. Ludwik Krzywicki, Ustroje społeczno-gospodarcze w okresie dzikości i barbarzyństwa (1914 rok)
88. Włodzimierz I. Lenin, Zeszyty filozoficzne (1914-1916 rok)
89. Włodzimierz I. Lenin, Imperializm jako najwyższe stadium kapitalizmu (1916 rok)
90. Włodzimierz I. Lenin, Tezy kwietniowe (1917 rok)
91. Włodzimierz I. Lenin, Państwo a rewolucja (1917 rok)
92. Róża Luksemburg, Rewolucja rosyjska (1918 rok)
93. Włodzimierz I. Lenin, Rewolucja proletariacka a renegat Kautsky (1918 rok)
94. Nikołaj Bucharin / Jewgienij Preobrażenski, Abecadło komunizmu (fragmenty) (1919 rok)
95. Nikołaj Bucharin, Ekonomika okresu przejściowego (1920 rok)
96. Włodzimierz I. Lenin, Dziecięca choroba lewicowości w kominizmie (1920 rok)
97. Nikołaj Bucharin, Nowy kierunek polityki ekonomicznej (1921 rok)
98. Gyorgy Lukacs, Historia i świadomość klasowa (1919/1923 rok)
99. Włodzimierz I. Lenin, List do Zjazdu (1922/1923 rok)
100. Karl Korsch, Marksizm i filozofia (1923 rok)
101. Ludwik Krzywicki, Idea a Życie (1923 rok)
102. Anatol Łunaczarski, Sztuka jako zjawisko społeczne (1924 rok)
103. Gyorgy Lukacs, Lenin. Studium struktury myśli (1924 rok)
104. Józef Stalin, O podstawach leninizmu (1924 rok)
105. Józef Stalin, Rewolucja październikowa a taktyka komunistów rosyjskich (1924 rok)
106. Jewgienij Preobrażenski, Prawo pierwotnej akumulacji socjalistycznej (1925 rok)
107. Jewgienij Preobrażenski, Prawo wartości w gospodarce radzieckiej (1925 rok)
108. Józef Stalin, Przyczynek do zagadnień leninizmu (1926 rok)
109. Ludwik Krzywicki, Wstęp do historii ruchów społecznych (1926 rok)
110. Karol Kautsky, Materialistyczne pojmowanie dziejów (1927 rok)
111. Lew Trocki, Czym jest permanentna rewolucja? Tezy podstawowe (1930 rok)
112. Karol Korsch, Stan obecny "Marksizmu i filozofii". Także antykrytyka (1930 rok)
113. Anatol Łunaczarski, Metoda materializmu dialektycznego w historii literatury (1933 rok)
114. Lew Trocki, Klasowy charakter państwa radzieckiego (1933 rok)
115. Ludwik Krzywicki, Społeczeństwo pierwotne, jego rozmiary i wzrost (1934 rok)
116. Lew Trocki, Państwo radzieckie a kwestia termidora i bonapartyzmu (1935 rok)
117. Lew Trocki, Zdradzona rewolucja (1936 rok)
118. Lew Trocki, Stalinizm a bolszewizm (1937 rok)
119. Antonio Gramsci, Zagadnienia materializmu historycznego (pisane między 1926-1937 rok)
120. Antonio Gramsci, Nowoczesny Książę (pisane między 1926-1937 rok)
121. Józef Stalin, O materializmie dialektycznym i historycznym (1938 rok)
122. Lew Trocki, Ich moralność i nasza (1938 rok)
123. Lew Trocki, Program Przejściowy (1938 rok)
124. Paul M. Sweezy, Teoria rozwoju kapitalizmu (1942 rok)
125. Gyorgy Lukacs, Balzac, Stendhal i Zola (1945 rok)
126. Józef Stalin, Marksizm a zagadnienia językoznawstwa (1950 rok)
127. Józef Stalin, Ekonomiczne problemy socjalizmu w ZSRR (1952 rok)
128. Lucien Goldmann, Nauki humanistyczne a filozofia (1952 rok)
129. Gyorgy Lukacs, Od Goethego do Balzaka (1934-1955 rok)
130. Ludwik Krzywicki, Pierwociny więzi społecznej (1957 rok)
131. Louis Althusser / Etienne Balibar, Czytanie "Kapitału" (1968 rok)
132. Lucien Seve, Marksizm i teoria osobowości (1969 rok)
133. Lucien Goldmann, Lukacs i Heidegger. Wstęp (1970 rok)
134. Gyorgy Lukacs, Wprowadzenie do ontologii bytu społecznego (1971 rok)
135. Louis Althusser, W odpowiedzi Johnowi Lewisowi (1972 rok)
136. Lucio Colletti, Marksizm i dialektyka (1974 rok)
137. Lucien Seve, Próba wprowadzenia do filozofii marksistowskiej (1980 rok)
___
3 По оценкам на март 2018 года - более 170, менее 210.
4 Эпикур.
5 Цитируется полностью в версии 25 мая 2006 года (тогда были в разгаре переговоры между варшавским и краковским самообразовательным кругом).
6 www.uj.edu.pl - strona główna Uniwersytetu Jagiellońskiego.
www.iphils.uj.edu.pl - strona Instytutu Filozofii Uniwersytetu Jagiellońskiego.
www.marxists.org - strony Internetowego Archiwum Marksizmu (Marxists Internet Archive), zawierającego setki prac klasyków marksizmu w różnych językach świata, w tym polskim.
www.mlwerke.de - strona z najwybitniejszymi dziełami z dziedziny marksizmu-leninizmu (w języku niemieckim).
www.sozialistische-klassiker.org - kolejna biblioteka internetowa grupująca teksty marksistowskie, inspirowane myślą marksistowską oraz te, które wpłynęły na powstanie marksizmu (m.in. klasyczna filozofia niemiecka) - w języku niemieckim, angielskim oraz francuskim.
www.filozofia.uw.edu.pl/skfm - strona Studenckiego Koła Filozofii Marksistowskiej (Uniwersytet Warszawski), bratniego koła naukowego z Warszawy.
7 Собственный сайт журнала „RotFuchs" в отношении архива воспроизводит все тенденции немецкой текстологической работы. Самые ранние номера присутствуют в фотокопии, ибо формирующие файлы были утрачены. Позднее появляются нормализованные pdf, ещё позднее к ним добавляются обособленные гипертексты (html) для каждой статьи.
К февралю 2007 года список выглядел так:
Altvater, Elmar
Bauer, Otto
Bordiga, Amadeo
Brecht, Bertold
Cannon, James P.
Celan, Paul
Chomsky, Noam
Dutschke, Rudi
Einstein, Albert
Eisner, Kurt
Engels, Friedrich
Forrester, Viviane
Gramsci, Antonio
Grant, Ted
Guevara, Ernesto
Hegel, G.W.F.
Heijenoorth, Jean van
Heine, Heinrich
Herwegh, Georg
Kant, Immanuel
Keynes, John Maynard
Kisch, Egon Erwin
Klein, Wolfram
Klein, Naomi
Kollontai,Alexandra
Krupskaya, Nadezdha
Kurz, Robert
Lafargue, Paul
Landauer, Gustav
Liebknecht, Karl
Liebknecht, Wilhelm
Lenin, V. I.
Lonodon, Jack
Lucacs, Georg
Luxemburg, Rosa
Majakowskij,Wladimir
Mandel, Ernest
Marx, Karl
Meinhof, Ulrike Marie
Mehring, Franz
Moore, Thomas
Morrow, Felix
Morris, William
Münzer, Thomas
Mühsam, Erich
Negri, Antonio
Orwell, George
Plechanow, Georgi
Radek, Karl
Rote Armee Fraktion
Reed, John
Schui, Herbert
Serge, Victor
Trotzki, Natalia Sedowa
Trotzki, Leo
Tucholsky, Kurt
Weinert, Erich
Wright, John G.
Zetkin, Clara
8 Англ. "Areopagitica; A speech of Mr. John Milton for the Liberty of Unlicenc'd Printing, to the Parlament of England" (1644), в оригинале: "AREOPAGITICA / A SPEECH OF Mr JOHN MILTON For the Liberty of Unlicenc'd PRINTING To the Parliament of ENGLAND" «Ареопагитика: Речь господина Джона Мильтона в пользу свободы безлицензионной печати к Парламенту Англии». См. в разных видах.
Привожу несколько более широкий, чем у Фейербаха, контекст после любезной консультации товарища, специализирующегося на английской коммунистической литературе:
В кратком изложении в указанном источнике текст в составе: II. Origin of the Restrictions on Printing / Pp. 6-15. I deny not, but that it is of greatest concernment... the harm that thence proceeds.
I grant that the behaviour of books, like that of men, must be watched. Books are not absolutely dead things; they have a potency of life in them to be as active as that soul was whose progeny they are. But then they are more than living; a good book is the precious life-blood of a master-spirit, embalmed and treasured up on purpose to a life beyond life. The destruction of a good book ends not in the slaying of an elemental life, but strikes at that ethereal and fifth essence, the breath of reason itself,-slays an immortality rather than a life.
В обосновывающем тексте Мильтона есть ещё более развёрнутая формулировка:
Many a man lives a burden to the earth; but a good book is the precious life-blood of a master-spirit, embalmed and treasured up on purpose to a life beyond life. It is true, no age can restore a life, whereof, perhaps, there is no great loss; and revolutions of ages do not oft recover the loss of a rejected truth, for the want of which whole nations fare the worse. We should be wary, therefore, what persecution we raise against the living labours of public men, how we spill that seasoned life of man preserved and stored up in books; since we see a kind of homicide may be thus committed, sometimes a martyrdom; and if it extend to the whole impression, a kind of massacre, whereof the execution ends not in the slaying of an elemental life, but strikes at that ethereal and fifth essence, the breath of reason itself; slays an immortality rather than a life.
Речь 3. 18-09-24 http://propaganda-journal.net/10319.html
Что не так с текстологией?
19-03-27 Часть 1 http://propaganda-journal.net/10390.html
19-04-02 Часть 2 http://propaganda-journal.net/10394.html
19-04-14 Часть 3 http://propaganda-journal.net/10402.html
19-05-11 Часть 4 http://propaganda-journal.net/10412.html
19-06-05 Часть 5. http://propaganda-journal.net/10421.html