Вернуться на главную страницу

Фильмы не для всех. Юрий Быков

2018-07-05  Татьяна Мацеха Версия для печати

 Фильмы не для всех. Юрий Быков

С детских лет я всегда рассматривала киноиндустрию не как средство развлечения, а как орудие донесения человеческих ценностей, переживаний, эмоций, идей; способ увидеть мир глазами всего человечества.

Задуматься только, это ведь просто потрясающие возможности. В кино мы живем вместе с героями кинокартины, мы проживаем жизни других, сидя на одном месте. Это целый мир, который способен как вдохновить тебя на конкретные действия, жизненные изменения, так и подавить тебя, вызвать отвращение и желание закрыться от окружающего мира. С какой целью человек идёт в кинотеатр?

Зачастую, как и многие другие сферы в эпоху капитализма, киноиндустрия ориентируется на аудиторию «мягко говоря, уровня Ашана», как говорит российский кинорежиссёр Юрий Быков.

Увы и ах, но это действительно «имеет место быть» в наше время. Ненавязчивые сюжеты, спецэффекты, красивая визуализация, ориентированные на то, чтобы на некоторое время отвлечь человека от серых будней и только. Лишь отдельные работы (которые зачастую не афишируются и не рекламируются - ибо для этого нужен существенный бюджет) всё еще создаются для того, чтобы сподвигнуть человека задуматься о происходящем, и возможно даже дать хороший пинок под зад со словами «А что сделал ты для этого мира?»

И самое ценное - мимолетно заложить искру идеи в человеке, мимолётным касанием зародить в нем стремление действовать, желание изменить что-нибудь к лучшему.

Один из такого рода фильмов являются такие кинокартины как «Дурак» (2014), «Жить» (2010), «Майор» (2013) кинорежиссёра Быкова. У его фильмов скромный бюджет и простые декорации, но их посыл существенно отличается от того, который исходит от массовой киноиндустрии.

Его творчество действительно не для любителей «кинца под попкорн».

Что же такое фильмы Юрия Быкова? Его фильмы - это реальность без приукрашений. Суровый реализм в полномасштабном развороте. Ты можешь любить или ненавидеть видение Быкова за чрезмерную правдивость и откровенность, но остаться безразличным точно не получится.

Фильм «Дурак» можно назвать апогеем творчества Быкова.

Этот фильм рассказывает историю простого бригадира сантехников - Дмитрия Никитина, который оказался в ситуации сложного выбора. Что делать? И как поступить по человечески?

В очередной раз в старом общежитии прорывает трубу. Банальная поломка, но во время исследования повреждений, главный герой обнаруживает сквозную трещину вдоль всех этажей дома. Сделав предварительные расчёты, так как он попутно заочно учится на инженера-строителя, Дмитрий понимает, что здание может рухнут в любую минуту. И это в то время, как в общежитии находится более 800 человек, которые даже не догадываются о нависшей над ними опасности.

С этой завязки начинает постепенно разворачиваться весь фильм, напряжение постепенно нарастает и продолжает держать на протяжении всего фильма.

Человек, которому не безразлично, в данном случае обычный слесарь-сантехник Дмитрий Никитин. Насколько возможно противостояние одного человека целой системе. Кто будет готов взять на себя груз ответственности? А что, если те, кого ты хочешь спасти, увидят угрозу в тебе. Ведь ты, одиноко противостоящий системе человек, нарушаешь привычные для них устои их жизни. Кто ты такой и кто дал тебе право?

Главный герой, по мнению окружающих, дурак: собственно, поэтому и такое название кинокартины. Ему больше всех надо, ему не всё равно.

Всем комфортно жить в старой системе координат, а Никитину - нет.

Но нужно отдать должное и «антигероям» фильма, которых сложно назвать таковыми, ведь они тоже всё время пытаются что-то сделать. Так, по сюжету фильма мэр, которую играет Наталия Суркова, демонстрирует, что Никитин ей по-человечески симпатичен, но вместе с тем, своим вторжением он создает проблемы, которые нужно решать, и от этого в их отношениях возникает некая напряженность.

Сюжет фильма «Дурак» - это своеобразный тест на человечность. Ведь в критической ситуации, в которой нужно действовать без замедления, люди как никогда ярко проявляются по существу.

Ближе к финалу фильма звучит ключевая фраза главного героя:

"Мы живём как свиньи, и дохнем как свиньи только потому, что мы друг другу никто".

Это и является центральной проблемой фильма, которую пытается донести до нас режиссёр. И если быть откровенными до конца, то с этой же проблемой мы лицо к лицу сталкиваемся в нашей каждодневной реальности.

Не менее интересным является дебютный фильм Быкова «Жить».

Всё начинается с неожиданной встречи. Мужичок с собакой, который приехал на охоту в лес, и какой-то бритый, спонтанно выскочивший из лесной чащи, за которым увязалась погоня. Волей не волей, они становятся связанными одной цепью, а именно желаем «жить».

Как и во всех действительно стоящих историях о непростых психологических отношениях, начинают они с взаимной неприязни.

В англоязычном кинематографе существует целая традиция сюжетов о том, как неплохие, в общем, люди, попадая в экстремальные обстоятельства, довольно быстро пересматривают для себя базовые вопросы морали и нравственности. Полнометражный дебют Юрия Быкова «Жить» - редкий случай, когда конфликт этот вынесен в центр композиции фильма.

Казалось бы, приехал человек на охоту, а ушел с таким жизненным опытом, которого за всю жизнь приобрести не мог. Самое интересное в данном фильме - это процесс прохождения человеком пути из точки А в точку Б в рамках одного дня.

По ходу фильма постепенно раскрывается «антигерой», и выясняется, что он, человек обозленный, не внушающий на протяжении долгого времени позитивных эмоций, гораздо человечнее, честнее, чем все остальные, потому что у него есть сила духа.

Быкову в его фильмах действительно удается передать диалектическое единство противоположностей в отдельно взятом человеке.

У него нет плохих, и нет хороших героев, у него есть настоящие люди в их естественном противоречии.

Финальный выбор в этом фильме остается за охотником. Поступить по совести или просто жить дальше. Разрешение этой дилеммы вы увидите в фильме.

Третьим обязательным к просмотру фильмом является «Майор».

Данный фильм раскрывает сложности существующей правоохранительной системы.

Система, в которой каждая отдельно взятая личность вроде бы и человек, а вместе они - недочеловеки.

Быкову удалось проникнуть в закономерность того, что на поверхностный взгляд могло показаться произвольным сцеплением случайных обстоятельств. Вся эта система - это узкий контингент людей с ограниченной человечностью.

«Майор» по сути был снят для того, чтобы развернуть самый наболевший общественный вопрос - отношений обычного человека и власти.

Тем не менее подобных фильмов на мировой арене киноиндустрии единицы, в них не заинтересованы влиятельные люди мира сего.

Умные и человечные люди нынче не выгодны, ими сложно управлять, и они действуют в разрез с мотивами выгоды.

Недавно грузинский кинорежиссёр Отар Иоселиани на кинофестивале в Локарно очень правильно подметил:

«Кино в том виде, каким мы все его представляем, как произведение искусства, отмирает полностью».

В широкоэкранном формате драматическое кино совершенно не нужно, потому что сейчас кино - это чистый аттракцион, предназначенный для аудитории в возрасте 12-25 лет. И в формате телевизора, чтобы серьезно заполнять эфирную сетку, нужны долгоиграющие истории. Но и там есть своя закавыка - в сериалах важен герой и исходные обстоятельства, но практически не важна тема и лаконичность высказываний, поэтому на телевизоре полуторачасовые картины тоже не нужны, тем более в драматическом жанре.

Именно поэтому Юрий Быков в своих интервью неоднократно подчеркивал, что широкого проката его фильмов не будет, что это бессмысленно с точки зрения экономики и прагматики.

«В широкий прокат чаще всего приходиться вкладывать больше, чем в производство. Сняли за рубль, на прокат потратили три. В контексте работы над авторской картиной это лишено всякого смысла. Поэтому сначала фестивальная история, а дальше - интернет. В зависимости от наличия медийных лиц может быть какой-то ограниченный прокат, но это больше имиджевая акция, которую могут себе позволить крупные игроки. Если у тебя нет поддержки какого-то олигарха или банка, ты себе такую имиджевую акцию позволить не можешь, да она и не нужна, потому что интернет очень быстро распространяет контент.

Художник очень часто оказывается заложником ситуации, так как огромное количество посредников и иерархия создают невозможность контролировать процесс, достучаться до верхов» [2].

Не меньшего внимания, чем сами фильмы, заслуживает человек, написавший все эти сценарии и снявший их, вопреки всем сложностям и нехватке финансирования.

Человек, который сумел вдохновить актёров играть за идею, а не за деньги, что в наше время для многих режиссёров кажется невозможной вещью.

Человек, который чувствует персональную ответственность за продуцируемые им идеи и который собирается уйти из мира кино в связи с тем, что:

«Предал все прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить».

Данное заявление Быкова связано с тем, что выступая в роли режиссера сериала «Спящие» о противостоянии российских и американских спецслужб, он сообщил, что не понимал, на что подписывается.

«Я не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале «Спящие», - говорится в обращении режиссера.

«Мне придется уйти надолго в тень и даже не для того, чтобы мои преступления забыли, а для того, чтобы не раздражать собой окружающий мир и тем более не сбивать с толку людей, которые действительно хотят верить в то, что что-то возможно изменить», - заявил Быков [1].

Режиссер пообещал закончить работу над уже начатой картиной «Завод», которая планируется к выпуску уже в 2018 году.

Но уточнил, что она, вероятно, станет его последней работой. Поклонникам своих предыдущих фильмов Быков принес извинения.

Не менее интересная идеологическая позиция Быкова, так, например, в интервью газете «Труд» он уверенно говорит:

«Я социалист. У меня много претензий к тому строю, который был создан в СССР. Сталинский тоталитаризм, брежневский застой - это ужасно. Но при этом я по своим взглядам левый, левак.

Для меня судьбы простых людей важнее и дороже, чем судьбы буржуазии, олигархии.

Я человек неприхотливый в своих потребностях и не жадный. И мне непонятно, как можно наживаться на несчастье, на бедности других людей.

С другой стороны, у меня есть претензии и к либеральной интеллигенции. Не ко всей, а к той ее части, которая ведет себя вызывающе гламурно. Либералы старого закала, люди, которые мыслят в одном направлении с Солженициным, да и с кем угодно из старой диссидентской гвардии, меня устраивают.

Меня не устраивает гламурная, прозападно ориентированная молодежь, которая готова хоть завтра продать свои корни и наши общие ценности ради того, чтобы выторговать себе зону жизненного комфорта.

Люди-дауншифтеры меня раздражают. Уверен: без корней, без своего культурного пространства, даже если это пространство несовершенно, человека не существует. Все самые великие люди нашей страны жили, творили, писали не в самых комфортных условиях. Но они оставались патриотами. Да, это слово загажено в последнее время. Есть огромное количество так называемых патриотов, которых я на дух не переношу. Но я, тем не менее, считаю себя патриотом. Поскольку мне не безразлична судьба человечества».

Какие же ценности важны для такого человека как Быков. Уже в другом своем интервью журналу «Смоленск» он дает ответ:

«Я считаю себя заряженным ещё советскими ценностями. Плюс ко всему, я еще провинциальный человек. Моя система ценностей, система моих координат все-таки советская, даже, если хотите, русская коммунистическая классическая, поэтому для меня важны люди и отношения. Я постоянно задаю себе вопрос «Зачем я в принципе прожил этот день?», новое поколение себе таких вопросов не задает, оно задает себе вопрос «Как бы мне прожить этот день более ярко и насыщенно?" То есть я хочу видеть длительную внятную перспективу и понимать, что большие отрезки времени проживаю с какой-то очень серьезной целью, для них же важно то, что здесь и сейчас. Для них не существует ориентиров в виде, например, патриотизма, в виде корневых домостроевских принципов. Они отвергают любую принадлежность - национальную, политическую, гендерную и так далее. Для них это все не имеет значения, они космополиты в широком смысле этого слова, а я человек более традиционный консервативный, и в этом смысле между нами огромная пропасть» [3].

Юрий Быков - это пример человека, которому не всё равно. Пример человека, который по сути не делает ничего сверхестественного, а просто качественно и с чувством персональной ответственности делает свою работу. Не более, не менее. А вы решайте каким образом строить свою собственную жизнь. И так ли плохо быть «дураком» в этой жизни?

Список источников:

  1. http://www.trud.ru/article/29-01-2016/1333564_kinorezhisser_jurij_bykov_po_svoim_ubezhdenijam_ja_levak.html

  2. https://www.nn.ru/news/articles/rezhissyor_yuriy_bykov_esli_eto_i_delat_to_tolko_radi_deneg/50554221/

  3. https://journal.smolensk-i.ru/083/06/

культура рецензии