«Алешкина любовь» 50 лет спустя
Случилось мне пересмотреть советский фильм 1961 года "Алешкина любовь". С Леонидом Быковым в главной роли. Когда-то я уже этот фильм видела, но вот прошло лет 10, и сейчас я восприняла его по-другому, намного четче, чем в 20 лет.
Фильм, конечно, впечатляет своей лаконичностью и красотой съемки, присущей, на мой взгляд, многим советским фильмам. Но главное, конечно, - сюжет, вернее, психологическое напряжение, раскрывающееся в сюжете.
Историю, думаю, многие видели и помнят: Алешка - новичок в отряде геологов-разведчиков, неуклюжий, неумелый и слишком "интеллигентный", постоянный объект шуточек отряда, случайно встречает девушку Зину, работающую стрелочницей на одиноком переезде посреди степи, она "западает" ему в душу, и он начинает выражать свои чувства самым простым, но необычным для всего его окружения образом - просто ходить к ней на переезд в то время, когда он точно знает, что она выйдет встречать поезд. Сначала он ходил сравнительно с небольшого расстояния, но потом бригада переехала, ходить стало намного дальше, около 15 километров, но он продолжал, несмотря на то, что первое время Зина не обращала на него никакого внимания, и он даже и не пытался его получить. Потом они познакомились благодаря Зининому дедушке, но отношения их все еще оставались совсем неопределенными. Вскоре отряд опять переехал, так что расстояние до переезда стало 90 километров, но и теперь Алеша не бросил мысль о том, чтобы пойти на переезд, тщательно продумывая варианты, как это сделать (теперь для этого надо было ждать выходного, а его обещали нескоро, потому что было очень много работы). Конечно, "любовь" Алеши не могла остаться незамеченной в отряде, и если вначале она вызывала шуточки и насмешки его товарищей, то через некоторое время непоколебимая последовательность в чувствах и поведении Алеши начали вызывать удивление и уважение среди рабочих отряда. Многие впервые столкнулись с настоящим чувством и начали задумываться о том, что это чувство - что-то необыкновенно ценное для человека. Так Алешкина "любовь" изменила целый отряд парней и мужчин (да и женщина там одна была), сформировавших за свою бродячую жизнь совсем другое представление об отношениях с противоположным полом.
Но еще интереснее, конечно, линия изменения самой Зины, девушки, привыкшей к тому, что парни с ней особо не церемонятся и, хотя это ей не нравилось, не умеющей общаться по-другому. Конечно, Зина в действительности была не тем, что полюбил Алеша, у нее не было любви к высокому и прекрасному, она была обыкновенной девушкой своего окружения, да еще и обозленной и разочарованной в бесчисленных кавалерах. Но "любовь" Алеши вылепила в ней другую личность, заставила ее переосмыслить свою жизнь и поверить во что-то настоящее. Не жить уже известными, навязанными старой жизнью формами, а находить вместе с Алешей новые, незапятнанные формы отношений.
Конечно, изменило чувство к Зине и самого Алешку - все черты, которые были ему присущи, сложились в один твердый стержень уверенности в том, как можно, как нужно и как нельзя. Он и раньше тонко чувствовал границы человечности в поведении, но теперь, благодаря своей "любви", обрел уверенность в своем праве эту человечность отстаивать.
Почему я все время беру слово любовь в кавычки? Потому что, раздумывая над этим фильмом, я пришла к выводу, что это не любовь, а что-то еще более глубокое - это сама человечность, человеческая культура изменила героев фильма. Любви в таких условиях могло и не быть, вернее, ее и быть там не могло, яркое свидетельство чему - ребята из отряда, для которых было в порядке вещей менять девушек при каждом новом переезде и вообще воспринимать "любовь" как "шуры-муры". И ее не было, но Алеша создал ее как единственное применение своей человечности в тех обстоятельствах. Именно из этой человечности выросло, выстроилось кирпичиками новое, совсем другое восприятие жизни для всех, кто прикоснулся к Алешкиному чувству. И в конце концов из нее и выросла-таки настоящая любовь. Но это был процесс тяжелой борьбы, фактически безнадежной, почти абсурдной, борьбы, в которой каждый шаг выгрызался зубами и лишь иногда бывали победы.
Поэтому мне кажется, что фильм не только о любви, а еще и о том, как появляется новое - как вопреки старому, отжившему, но чувствующему свое право силы и тянущему всей этой огромной силой назад, может зародиться росток настоящего будущего.
И делается это всегда в такой непоколебимой борьбе.