Вернуться на главную страницу

В память о педагоге Вальтере Вольфе

2017-04-17  Йоргпетер Лунд. Перевод: Леся Ивашкевич Версия для печати

В память о педагоге Вальтере Вольфе

Профессор доктор Вальтер Вольф (1907 - 1977) - выдающийся основоположник марксистской педагогики в Германии.

Однажды весенним утром 1990 года на территории бывшего Педагогического института Потсдама, который на тот момент уже утратил почетное имя Карла Либкнехта, рабочие демонтировали стоявшую в одном из корпусов стелу борца с фашизмом и коммуниста Вальтера Вольфа. Обосновывалось это тем, что памятник якобы нужно защитить от возможных повреждений и надругательств со стороны студентов.

В действительности же делалось это, чтобы окончательно искоренить марксистскую педагогику и психологию из крупнейшего педагогического вуза ГДР и переориентировать педагогическое образование и науку на капиталистическое общество. Никто, ни преподаватели, ни студенты, не протестовали против такого оскорбления памяти ученого и борца с фашизмом Вальтера Вольфа. Тогда в нашем институте царила растерянность и неуверенность в завтрашнем дне, никто не знал, какое будущее предстоит нашему учебному и исследовательскому заведению в новых условиях. Никто из нас не имел представления о том, как будет проходить "процесс обновления", нам предстояла туманная процедура оценки деятельности преподавателей. Наши иллюзии лопали как мыльные пузыри, становилось ясно, что и после реформ ГДР не получит никаких перспектив в "европейском доме" М.С. Горбачева. В попытке легитимизирировать новую власть гуманистические и педагогические ценности и традиции ГДР отправлялись в "мусорное ведро истории".

Кем же был профессор Вольф, какова его ценность для сегодняшнего дня? Почему для левых важно помнить его как личность и как активного борца против фашизма и войны?

В 1931 году, после окончания учебы по специальностям педагогика, философия, психология и политэкономяи в Йенском университете, Вальтер Вольф сдал государственный экзамен, позволявший стать школьным учителем. Впоследствии он преподавал в небольших городках и селениях Тюрингии. Из-за своей нелегальной деятельности в КПГ в 1937 году он был бессрочно лишен права работать в школе. Несмотря на оправдание в связи с нехваткой доказательств, которое он получил в первой уголовной коллегии в Верховном суде Йены, в 1938 году его взяли под "предупредительный арест" в концентрационном лагере Бухенвальд. Он был членом Бухенвальдского комитета Народного фронта и, среди прочего, отважно проводил работу с детьми, жившими в лагере. Комитет пользовался большим влиянием среди заключенных, так что 10-11 апреля 1945 года, когда американские войска были уже в непосредственной близости, заключенные смогли путем вооруженного восстания сместить национал-социалистическое руководство и захватить власть в лагере. После окончательного освобождения Вольф стал представителем немецких заключенных в Международном Бухенвальдском Комитете.

Уже в мае 1945 года он поставил своей целью реорганизовывать школьное образование в Тюрингии. Как глава правительственного совета он вначале руководил Департаментом народного образования, позже, будучи министром народного образования земли Тюрингия, заложил основы создания антифашистской и демократической школы. На протяжении своей жизни он исполнял важные функции на переднем фронте организации системы образования в советской оккупационной зоне, а позже — в ГДР. После того, как Вольф оставил должность министра и занялся научной работой в Йенском университете имени Фридриха Шиллера, он посвятил всю свою оставшуюся жизнь марксистской философии и педагогике.

Наряду с другими выдающимися деятелями сферы науки и школьной политики, Вальтер Вольф внес большой личный вклад в то, что в ГДР не развилась поверхностная формально-статичная вариация марксистской педагогической науки, как это было в других социалистических странах. Это особенно выражалось в том, что концепция образования и воспитания в ГДР определялась творческим применением принципа политехнизма и разнообразием динамических форм рабочего образования, соединением теории и практики в освоении учебного материала.

Каким философским принципам следовал Вальтер Вольф в своей педагогической мысли?

Основу его педагогических взглядов составил тезис о соединении учебы с продуктивным трудом, который он почерпнул у Маркса и Энгельса и вместе со своими соратниками исследовал в условиях ГДР. Ему было характерно постоянное стремление раскрыть роль марксистской философии и ее диалектических методов в разработке педагогических вопросов, в том числе, на практике.

При этом он сознавал роль деятельности в ее взаимосвязи практического и духовного действия в становлении личности, потому что глубоко проникся третьим тезисом Маркса о Фейербахе в его педагогическом смысле. Ему принадлежат не только публикации о воспитательных целях, о практических вопросах отставания отдельных учеников, о воспитании рабочей морали, о закономерностях и о предмете педагогического процесса, но и работы по самой исследовательской методике, в которых он разрабатывает инструментарий для исследования воспитательных связей в педагогической практики. Учитывая результаты образовательного теста PISA за последние годы, сегодня тоже было бы полезно вспомнить некоторые аспекты деятельности Вальтера Вольфа, чтобы обогатить обретающую ныне актуальность концепцию единой средней школы[1].

В последние годы жизни Вольф посвятил себя проблеме коллективно-творческой работы. Вместе с доктором Руди Хюттнером он наладил сотрудничество с заводом химического волокна им. Фридриха Энгельса в Премнице и использовал этот опыт, получаемый из практической производственной жизни, в разработке указанной проблематики для общеобразовательной политехнической средней школы.

Эту многогранную научную деятельность он разворачивал и организовывал как профессор теоретической педагогики университета Лейпцига, как профессор системной педагогики и позже — общей педагогики в Педагогическом институте Потсдама.

Вольф не раз избирался на важные административные должности - директором института, деканом, проректором, действительным членом Академии педагогических наук ГДР.

Своими антифашистскими и гуманистическими взглядами Вальтер Вольф оказал большое влияние на целые поколения педагогов ГДР, особенно в Лейпциге. Именно его деятельность определила методологический фундамент развития философско-педагогической школы в Потсдаме, которую и сейчас продолжают его ученики и последователи Ганс Бергер, Рут Ленк, Йоргпетер Лунд, Росвита Ловассер, Андреас Зайдель.

Сегодняшняя общественно-политическая ситуация в Германии требует современной системы образования, в которой должны были бы найти выражение прогрессивные и проверенные образовательно-политические требования классической гражданской педагогики 17-19 столетий от Яна Коменского до Фридриха А. В. Дистервега. Нынешняя школа не способна больше обеспечить необходимые в современном обществе условия развития личности. Новая школа должна базироваться на принципах научности, централизованности, отделенности от церкви.

Помнить Вольфа — значит также понимать значимость ориентации на антифашистские и демократические ценности как на ядро гуманистического воспитания и практически воплощать их. Такой взгляд связан с уважением ко всем прогрессивным педагогам в немецкой истории — каким был и Вальтер Вольф — как необходимостью осознания развития педагогической мысли.

Доктор педагогических наук, Йоргпетер Лунд, оригинал напечатан в RotFuchs 03/2017


[1]          Для Германии исторически характерна система школьного образования, в которой очень рано, уже после третьего класса, начинается разделение детей в зависимости от их успеваемости. «Слабые» продолжают учебу в обычной школе и фактически обречены в будущем на малоквалифицированный труд, «средние» направляются в реальное училище, после которого обычно становятся рабочими, «сильные» - в гимназии, позволяющие поступить в университет. В последнее десятилетие, во многом в связи с наплывом мигрантов, поднялась дискуссия о необходимости введения единой средней школы, которая обеспечила бы лучшее социальное взаимодействие и одинаковые возможности для всех детей. Во многих федеральных землях такие школы открыты в качестве эксперимента, однако, единства видения реализации концепции такой школы в обществе нет и существенных масштабов эта идея пока не достигла.

история образование