ОГАС и эстетика. Эссе на заданную тему
Современная общественная наука под общественным разделением труда понимает, в отличие от технологического разделения труда, такой способ выполнения различных действий в общественном производстве, который ограничивает универсальные способности человека, калечит его силы вместо того, чтобы их развивать и тренировать. Эти универсальные способности, согласно современных взглядов, концентрируются в мышлении на самом лучшем уровне, который только был выработан; в физической культуре - на уровне, достаточном для продолжительности жизни не короче, чем средняя ожидаемая; в области чувственности тоже с ориентацией на лучшие достижения искусства; наконец, в действиях, которые отнесены к воплощению достойной чувственности и мышления (находящихся на упомянутом уровне) нравственности.
Как преодолеваются технологическое и общественное разделение труда? Какая наука их различает? Несомненно, органическую структуру капитала, то есть те вещи, которые способны заменить человеческий труд, исследует политическая экономия. Условия того, способствуют ли конкретные условия труда всестороннему развитию человеческих способностей, по мнению выдающегося эстетика Анатолия Канарского, должна исследовать эстетика. Именно он заложил необходимые теоретические предпосылки этого приложения эстетических знаний в своих главных книгах, которые скомпонованы в "Диалектику эстетического процесса". Таким образом, эстетика отвечает на вопрос, являются ли эти условия чисто человеческими, а политическая экономия отвечает на вопрос о том, в какой степени эти условия можно изменить в нужном направлении.
Виктор Глушков задумывал ОГАС как средство автоматизации вычислений в едином информационном пространстве (ЕИП) всего общества. Он настаивал на том, что проект ОГАС имеет политэкономический и вообще общественный смысл только в меру того, как он реализует ЕИП, что он имеет его также своей предпосылкой (это обычная диалектическая форма самопороджения, которую хорошо знал Глушков из гегелевской «Науки Логики»). Поскольку концептуально идея ЕИП в концепции ОГАС была главной, мы можем говорить, что даже при безнадежно старом техническом оформлении, идея ОГАС остается актуальной и очень просто отделяется от своей технической базы. Потому что это идея не техническая, а логическая. Потому что она хотя и выведена из состояния техники как возможность, но проверяет себя не техникой, а структурой человеческой деятельности. Здесь мы видим, что все проблемы, которые положены Глушковым в основу ОГАС, сохранились: информационный барьер - когда рост количества руководителей навсегда отстал от роста количества технологически и юридически необходимых взаимодействий; значительные расходы, которые можно не делать, потому что они не создают даже прибыль, а также коррупционные издержки и т.д. и др.
То есть, именно в своем эстетическом смысле идея ОГАС остается вполне актуальной. ЕИП впервые позволяет в масштабе страны сделать учет факторов, которые больше всего мешают на каждом конкретном месте работы всестороннему развитию работника. Система ресурсных натурально-стоимостных балансов, которая положена в основу всеобщего эффекта ОГАС, позволяет в вариативном виде рассмотреть возможные пути изменения этих условий с чисто политэкономической стороны. Также, по идее Глушкова, можно будет анализировать эти "дефекты мест работы" по расположению, по количеству, по составу. Ресурсное перебалансирование, которое в плане Глушкова отнесено к подсистеме ОГАС "Дисплан" (Диспетчеризация планирования), должно обеспечить эффективную и быструю (по плану Глушкова, в 10-15 лет) ликвидацию тех условий на стационарных местах труда, которые определенно калечат человеческую личность работника.
То, что было написано, касается только производства. Но что касается искусства, которое обычно в повседневной сознании ассоциируется с эстетикой, то Глушков видел в ОГАС и средство распределения культурных ресурсов. Например, в области книгоиздания выдающийся кибернетик предлагал создать систему концентрации предоплаченных на треть читателями заданий для распределения бумаги и автоматического формирования пассивного издательского плана. Что касается спектаклей, то Глушков предлагал формировать дефицитные театральные билеты в электронном виде и распределять их не за деньги, а среди тех, кто имеет выдающиеся показатели работы. Обмен этими билетами также должен фиксироваться в банке данных и не выходить за пределы этой среды. Таким образом, Глушков предполагал сделать более доступной и распространенной лучшую чувственность. Читатель должен понимать, что здесь приведены лишь некоторые примеры из всей сферы искусства. Что касается сферы физической культуры, здесь также ЕИП позволяет быстро обеспечить население спортивными площадками в нужном количестве. Достойные более развитого человека условия труда должны создать усиленное стремление к физической и художественной культуре - так видел Глушков связь различных сфер, проблемы которых должна решить ОГАС как комплекс систем учета и системы балансировки различных ресурсов.
Наиболее сложно связана идея ОГАС с мышлением на современном уровне. Потому что оно не может быть создано механически на почве определенных условий. В политэкономическом смысле мышление на современном уровне связано со свободным временем. Глушков считал, что только ЕИП позволяет использовать экономию времени общественным образом, иначе эта экономия будет "раздерибанена" по мелочам без какого-либо значительного эффекта. Но на этом Глушков остановился, потому что на его время было нереалистичным для воплощения в технической системе количество вычислений, которое должно обеспечить нестабильный, но общественно эффективный и нормированный день для работника, труд которого не связан жесткой синхронностью с трудом других. Сейчас это количество вычислений достижимо, но кроме политических и юридических условий их реализации мешает отсутствие развитых политэкономических концепций использования и распределения свободного времени. В направлении их создания и надо идти, чтобы связь идеи ОГАС Виктора Глушкова и теоретической эстетики Анатолия Канарского послужила выразительному улучшению жизни каждого работника.