Вернуться на главную страницу

Лепорту два года

2017-02-06  Александр Демарев Версия для печати

Лепорту два года

«Лепорту» два года. Страница во ВКонтакте https://vk.com/leportmag создана 25 января 2015 года.

Обычно принято хвастаться достижениями организации. Мы хвастаться не любим, к тому же особо нечем. И все-таки мы не сидим без работы.

Наш «живой литературный клуб» — живой как никогда. Причина его живучести в людях, которые не могут проститься с книгой, пока не выработают к ней какого-то отношения. Мы читаем, еженедельно собираемся и, обсуждая прочитанное, воспитываем, выращиваем в себе умение, склонность к адекватной оценке написанного. Проще говоря, формируем художественный вкус и учимся вместе с героями произведений чувствовать и переживать, понимать жизнь.

Когда книга превращается в инструмент познания, самовоспитания, хочешь не хочешь, а начинаешь тщательнее подбирать «пищу для мозга». Здесь мы решили не тыкать пальцем в небо, а для начала пройти курс мировой литературы. Сами захотели — сами сделали. Поделив такой объемный курс на несколько частей, мы взялись за первую, самую объемную — русскую классику.

Сначала к нам были вопросы: почему русская литература? как так? как же наши? Мы отвечали неизменно: русская классика за один век успела взяться ниоткуда, максимально приблизиться к потребностям своего общества, слиться с жизнью и стать фундаментальной основой для мировой литературы 20 века.

Кто-то скажет, что классика устарела и не соответствует современным идейно-политическому и культурному дискурсам. И мы не против чужих мыслей! Пусть кто как хочет, так и считает. Мы только подчеркиваем, что такая позиция нам чужда. И не потому, что мы далеки от нее, а потому, что мнение об устарелости классики крошится, ломается уже после обычного знакомства с тем самым «устаревшим».

Кому-то может показаться, что мы обделяем вниманием нашу, украинскую литературу, но это не так. Только ради нее, украинской литературы мы и знакомимся с лучшими образцами литературы мировой. Начали с русской, а через полгода-год перейдем к французской, американской, английской, немецкой и всем остальным. Не ради классической литературы самой по себе, даже не ради литературы сегодняшней, а ради завтрашней. Какой она будет? — зависит от нас.

Обратите внимание на формулировку «от нас». Во-первых, мы намеренно не говорим «и от нас тоже», потому что никто за нас это не сделает. Во-вторых, мы вовсе не ограничиваем «НАС» теми, кто каким-то образом связан с «Лепортом». К «НАМ» мы относим всех, кто любит вдумчиво читать, и это сразу отсеивает всех остальных.

Литература для тех, кто не любит думать, значит все, что угодно: писателей, книги, библиотеки, магазины. Такие люди представляют себе литературу как нечто магическое, к чему надо иметь какой-то особый сверхчеловеческий талант. Тут же и музы появляются. Литература кажется таким людям чем-то особенным, они мыслят её как то, от чего нельзя требовать, на что нельзя влиять. Так она превращается в хрустальную статуэтку, которой можно разве что помещение украшать. С другой стороны, какая тогда польза от такой статуэтки? Какую может играть роль, какие функции выполнять такая статуэтка в нашей жизни? Тем более, что тогда эта статуэтка совсем не красивая — так, кусок хрусталя.

Писатели не против подобных ассоциаций. Ведь тогда литераторов никто не трогает, — потому что статуэтка же! А если поломаем?!

Знающие люди, защищая современную украинскую литературу, говорят, что она является отражением существующих условий, реальности, действительности. Видите, какие слова употребляют! Для наших писателей действительность — это то, что они видят. То, что существует вне их поля зрения, то, чего они не замечают, их не касается. А как раз об этом надо было бы писать.

Наша первоочередная задача — изменить такой взгляд на литературу, который утвердился в украинском — и не только — обществе. Этот взгляд является не только взглядом, а, прежде всего, пониманием ее. Из этого понимания следует вот что:

  1. Литература — нечто особенное.
  2. Ты не имеешь права критиковать что-нибудь, пока сам не напишешь хотя бы так.
  3. Литература развивается независимо от реальности.
  4. Литература никому ничего не должна.
  5. Литературе не надо учиться.
  6. Классическая литература — старье.
  7. Литература занимается прекрасным и не должна вмешиваться в жизнь.

С этого всего и получилось современное состояние нашей литературы. Мы говорим о двух основных формах, в которых она в большей степени пребывает: детская литература и историческая. Почему именно эти две формы? Детская — потому издатели научились делать красивый продукт, а на детей родители никогда денег не жалеют. Возвращение же к историческому прошлому нашего народа в литературе означает одно — писатели не могут справиться с тем, что происходит в реальности сегодня. Типичный писатель видит жизнь, полную противоречий, а поскольку решать их нет возможности, а писать (есть) хочется — вот и возвращается в прошлое.

Но это не самое худшее. Писатели, сами ничего не поняв, лезут учить других участников литературного процесса, как им делать свою работу. Вспомним рецензию Сергея Алушкина на книгу о Фрейде. Кокотюха о ней написал так: эта рецензия — яркий пример отсутствия литературной критики в Украине, у нас есть только «нравицца — не нравицца» (первый комментарий здесь). Более точно он выразил эту мысль тут.

Хотите вы того или нет — а какой-нибудь «лепорт» должен был возникнуть. Я уверен, что таких «лепортов» возникает больше, чем мы себе можем представить, и живут они, возможно, не очень заметной жизнью, но настоящей. Само состояние современного общества просит, даже требует появления литературных клубов и организаций. И чем хуже состояние общества, тем более такие литературные клубы, журналы надо.

А что потом? Во всяком случае, должна быть какая-то духовная, культурная основа. Пока такая основа есть, но она настолько ошибочна, что сама себя развалит — и очень скоро. Недостаток ее в том же, в чем и ее сила — она сама собой заведует. Не держит руку на пульсе жизни. Сегодня говорить, что литература что-то должна, перед кем-то обязана — значит согрешить против нее. Мы же убеждены, что надо сдувать пыль со священного идола литературы, даже если эта пыль золотая. Пусть этому идолу служат «жрецы». Всем остальным давно пора понять, что это не люди существуют, чтобы покупать книги, а книги только потому и появляются, чтобы менять жизнь.

Александр Демарев. Авторский пер. с украинского.

культура общество