Вернуться на главную страницу

Размышления по поводу и по существу. Часть 1

2008-12-15  В. A. Босенко

Причина кризиса, конечно, не одна. Их много. И это должно быть предметом тщательного исследования и выводов (не только гносеологических). Мы же коснемся (только коснемся и только одной из областей, имеющих отношение к вопросу кризиса) проблемы теоретического мышления, его места и роли в этом явлении. >>

теория общество   

День, когда Земля остановилась

2008-12-14  М. Линде

Если отбросить элементы фантастики и посмотреть на саму проблему, поднятую в фильме (проблему кризиса развития человечества), то становится ясно, что ни герои фильма, ни сам режиссер ее не понимают. Они просто принимают этот факт как данность и, не анализируя его и не пытаясь понять его причины, обыгрывают его «эпичность».  >>

теория культура рецензии   

Материализм и постмодернизм

2008-12-04  Л.К.Науменко

Значение ленинской книги «Материализм и эмпириокритицизм» в истории культуры очевидно: в ней реабилитировано интеллектуальное и вообще психическое здоровье человека разумного и защищено от пьяной спекуляции субъективизма, иррационализма и индивидуалистического нарциссизма. Постмодернизм - последнее слово той философии, которая в начале прошлого века стала объектом критики Ленина. В конце этого века и в начале нового эта философия родила еще одного, но на сей раз последнего мутанта. Ниже пасть уже невозможно. Логика деградации, декаданса, вырождения такова: сначала умер объект, затем до вселенских размеров раздулся пузырь субъективности, потом он лопнул, умер и субъект. Смерть субъекта и засвидетельствовал постмодернизм. >>

теория наука   

Случайность как исторически изжившая себя необходимость

2008-12-03  Анна Кошевая

Диалектика категорий необходимости и случайности в основной массе работ получает своё развитие лишь в одном направлении, а именно, в направлении перехода от случайности к необходимости (гносеологический аспект), либо рассматривается вопрос о способе реализации необходимости (онтологический аспект), её воплощение в действительность через случайность. Однако движение данных категорий в обратном направлении, т.е от необходимости к случайности, как в познании человеком объективной реальности, так и в самой объективной реальности, практически не раскрыто. >>

теория   

Очерк о диалектике субъективного и объективного

2008-11-30  Александр Шелест

Словами «субъект» и «объект» люди пользуются довольно часто. При этом под «субъективным», как правило, понимают нечто зависящее от индивида, связанное с ним, а под «объективным» то, что не зависит от индивида, «субъекта». Однако, как всякие философские категории, эти понятия имеют свою историю, т.е. они изменяли свое содержание. Наиболее интересным представляется их развитие в тот период, когда материалистическая философия Фейербаха становится диалектическим материализмом. >>

теория   

Машина и человек, кибернетика и философия

2008-11-26  А.С. Арсеньев, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов

Мечтая о мыслящей машине, столь же, а может быть, и еще более совершенной, чем человек, многие кибернетики исходят из представлений, будто мыслит мозг. Поэтому им кажется, что достаточно построить модель мозга, чтобы получить и искусственное мышление.  >>

теория наука   

Читать Гегеля

2008-11-13  Иван Лемешко

Гегель указывал путь, по которому обыденное сознание может подняться до научного. Нынешние «тоже философы» выдают обыденное сознание за научное. И поэтому они не нужны даже современникам, в отличие от обретших бессмертие в культуре человечества Платона, Аристотеля, Спинозы, Канта и, конечно же, Гегеля. >>

теория наука рецензии   

«История марксистской философии в СССР весьма печальна...»

2008-11-07  Юрий Семёнов

"Кафедра философии МФТИ, — писал он спустя полтора десятка лет, — оказалась совершенно не такой, как я ожидал её увидеть, не такой, какими были обыкновенно подобные кафедры. Среди её преподавателей можно было встретить удивительных людей, читавших студентам и аспирантам лекции, которые в те времена были бы немыслимы на философском факультете МГУ. Знаменитый этнограф и историк первобытного общества Ю.И. Семёнов читал курс, который официально назывался “Исторический материализм”. В действительности же это был строгий, иногда ироничный и поистине бесстрашный анализ исторического процесса, звучавший тем более убедительно, что Юрий Иванович говорил очень просто и неброско по форме, с той интонацией рассуждения вслух, которая доступна только тем, кто действительно думает о науке..."  >>

теория общество наука дискуссия   

Наука как форма познания и как идеология

2008-11-03  Леся Ивашкевич

Логичным продолжением развития науки было бы превращение ее из формы общественного сознания в форму общественной деятельности, то есть переорганизация общественной деятельности таким образом, чтобы каждый человек не просто потреблял результаты достижений науки, а сам творил науку - действовал по отношению к природе и обществу сознательно, а не наугад. Научные основания деятельности каждого члена общества открыли бы перед человечеством невиданные до сих пор возможности и впервые превратили бы человека в реального субъекта истории. >>

теория история наука   

Сущность человека с точки зрения психологии и философии

2008-10-29  Андрей Самарский

Секрет личности кроется не внутри тела человека, а снаружи - в обществе, в «неорганическом теле человека». Силу личности составляет сила общества, которую усвоил индивид. Попытки искать сущность человека в нейрофизиологических процессах ни к чему не приводят и по сей день. Если раньше сторонники этого подхода говорили, что не хватает вычислительных мощностей, чтобы смоделировать сознание и мышление, то теперь, когда техника значительно развилась, и удается совместить работу мозга с электроникой, «измерить» состояние каждого нейрона мозга (пока только мозга животного), то ожидаемых результатов все равно не получают. Потому, что ищут не там. >>

теория   

54 55 56 57 58 59 60 61


↓последние комментарии

powered by Disqus